Файл: 1. Объект и предмет социологии. Основные функции социологии. Термин социология происходит от двух слов латинского социетес.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Структура и функции нижнего слоя, замыкающего основную, социализированную часть общества, представляются наименее ясными. Отличительными чертами его представителей являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит либо из пожилых малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, не заработавших достаточных пенсий, либо из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Определить данный слой можно на основе таких признаков, как очень низкий личный и семейный доход, низкий уровень образования, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы.

Что касается социального дна, то главной его характеристикой служит изолированность от институтов большого общества, компенсируемая включенностью в специфические криминальные и полукриминальные институты. Отсюда замкнутость социальных связей преимущественно рамками самого слоя, десоциализация, утрата навыков легитимной общественной жизни. Представителями `социального дна` являются преступники и полупреступные элементы - воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов, мелкие и крупные жулики, наемные убийцы, а также опустившиеся люди-алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т. д.

7. Прикладное социологическое исследование: виды и этапы

Социологическое исследование имеет ряд этапов

Первый этап – подготовительный. Здесь необходимо разработать программу и методику социологического исследования, продумать организацию всего процесса исследования, сделать выборку (определить, кого именно будем опрашивать).

Второй этап – полевой. На этом этапе изучается мнение людей, т.е. идёт сбор социологической информации (анкетного, интервью и т.д.), наблюдения, анализа документов, эксперимента.

Третий этап – подготовка и обработка информации. Проверка материала на предмет полноты и качества заполнения.

Четвёртый этап – анализ полученной информации и подготовка итоговых документов. Степень анализа зависит от вида социологического исследования, его целей и задач. В ходе анализа выявляются социальные связи, противоречия, тенденции, новые социальные проблемы.

Социологические исследования делятся на три основных вида, что зависит от степени сложности исследования, или от глубины изучения интересующего нас предмета. Различают:


  • пилотажное (разведывательное) исследование;

  • описательное исследование;

  • аналитическое исследование.

Пилотажное (разведывательное) исследование является пробным, предваряющим основное. Оно не требует сложной программы, в нём используется сжатый по объёму инструментарий, возможен опрос небольших совокупностей. С его помощью можно оперативно получить социологическую информацию. В этом случае не изучаются какие-либо глубинные процессы, причины их возникновения, а собирается информация, лежащая как бы на «поверхности».

Описательное исследование более простое. Его цель состоит в получении данных, которые дают более или менее целостное представление об изучаемом явлении и его структурных элементах. Описательное исследование применяется, когда объектом анализа выступает большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. В таком исследовании можно сравнить и сопоставить характеристики, интересующие исследователя, выявить наличие или отсутствие связей между ними.

Самое сложное из социологических исследований - аналитическое. В его основе положены глубоко продуманная программа и тщательно проверенный инструментарий (анкета, бланки интервью). В таком исследовании выясняются глубинные причины, лежащие в основе явлений

8. Программа социологического исследования: характеристика основных разделов

Программа исследования включает два основных раздела — методологический и методический (методико-процедурный).

Методологический раздел - выявляются проблема, цель и задачи исследования, объект, предмет, дается интерпретация основных понятий, выдвигаются гипотезы, а также делается предварительный системный анализ объекта исследования. 

Методологический раздел состоит из следующих этапов:

  • формулирование проблемы, объекта и предмета исследования;

  • определение цели и задачи исследования;

  • предварительный системный анализ объекта;

  • интерпретация основных понятий;

  • выдвижение гипотез исследования.

Методический раздел - определяется стратегический план исследования, строится выборка, проходит обоснование методов сбора информации и анализ исходных данных.

Методический раздел содержит такие этапы, как:

  • разработка стратегического плана исследования;

  • определение обследуемой совокупности социальных объектов:

  • разработка методического инструментария исследования;

  • характеристика методов, основных процедур и порядка сбора.

  • обработки и анализа первичных эмпирических данных;

  • формирование организационного плана.



9. Опросные методы сбора информации в социологическом исследовании, их особенности, достоинства, недостатки

Опрос - метод сбора информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентам). Данный метод позволяет получать первичную и разнообразную информацию об отношении людей к каким-либо событиям, о мотивах поведения и ценностных ориентациях, о характере отношений с другими людьми. В метод опроса входят анкетирование и интервью. Анкетирование — важнейший источник информации о ре­ально существующих социальных фактах, о социальной дея­тельности. Начинается он с формулировки программных во­просов, с «перевода» поставленных в программе исследования проблем в вопросы, исключающие различные толкования и доступные пониманию опрашиваемых. Интервью— целенаправленная, заранее запрограммиро­ванная беседа с респондентом. Характер общения, степень контакта, взаимопонимание интервьюера (лица, веду­щего интервью) и опрашиваемого во многом опреде­ляют глубину и качество получаемой информации о том или ином социальном факте или явлении. При проведении интервью социолог исходя из ситуации и наблюдения за поведением собеседника может получить ту ин­формацию, которая не стала бы его достоянием в случае осу­ществления анкетного опроса

10. Неопросные методы сбора информации в социологическом исследовании, их особенности, достоинства, недостатки

Наблюдение. События происходят непосредственно в данный момент. Возможен непосредственный контакт с наблюдаемым объектом.

Плюсы метода:

1. Оперативность получаемой информации

2. Относительная дешевизна.

3. Возможность использовать метод в экстремальных ситуациях.

Минусы метода:

1. Невозможность повторного исследования

2. Наблюдение дает информацию преимущественно о действиях людей, данные о мотивах весьма ограничены.

3. Возможны ошибки из-за эмоционального состояния исследователя, неверных его методологических установках, низкой квалификации.

Анализ документов. Особенности применения документ. информации используется в том случае когда у исследователя затруднен непосредственный контакт с исследуемой реальностью. Выбор документ. инф. зависит от ее составителя. Исследователь не может изменить форму изучаемых документов.


Плюсы метода:

1. Стабильное состояние объекта исследования

2. Получение информации не только о каких-либо фактах, но и об отношении к ним автора. Возможен анализ разных точек знания.

3. Информация структурирована, упорядочена, представлена в обобщенном виде.

Минусы метода:

1. Выводы исследователя строятся на основании вторичной информации, которая может быть искаженной.

2. Язык документа не совпадает с языком исследователя.