ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
стадия усиленного роста головного мозга (15-20-я неделя);
формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20-24-я неделя пренатального периода);
момент рождения ребенка и период новорожденности – переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация;
период раннего и первого детства (2 года – 7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов;
подростковый возраст (период полового созревания – у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет), когда одновременно с быстрым ростом органов половой системы активизируется эмоциональная деятельность.
Чем больше биологический возраст в процессе старения соответствует календарному, тем старше индивидуум. И, наоборот, чем более выраженно биологический возраст отстает от календарного, тем моложе данный индивидуум. В первом случае имеет место ускоренное, а во втором – задержанное старение.
Что же касается психологического возраста, то он ответственен за ощущение и осознание себя индивидом. Он оказывает сильное воздействие на биологический возраст, хотя также не во всех случаях соответствует ему.
Психологический возраст выступает возрастной идентификацией, которая различается в зависимости от степени осознания. Так, человек относит себя в определённую возрастную категорию, то есть чувствует себя юным, зрелым либо старым.
При этом за ориентир он берёт не возрастные ограничители, а содержание периода. Имеется в виду специфическая сфера социальных взаимоотношений, способ жизни (профессиональная деятельность, хобби, жизненные ритмы и так далее), а также индивидуальные личностные наработки.
В то же время психологический возраст представляет собой определённый возрастной ориентир, указывающий на реализованность личности. При условии правильного развития своих личностных возможностей, грамотного построения своей жизни вы можете ощущать себя младше, чем есть в действительности. А припрятать мелкие морщинки помогает правильно выполненный мейк-ап.
По мере взросления каждый индивид проходит определенные стадии развития.
Психологический возраст может не соответствовать реальным биологическим показателям.
На протяжении жизни индивид проходит несколько ключевых стадий психического развития, каждый из которых имеет свои типичные черты.
Принято выделять четыре возрастных этапа личности.
Младенческий
Младенческий период длится до 1 года ребенка. Существует раннее и позднее младенчество. На первом этапе ключевое значение имеет восприятие окружающей действительности.
Ребенок полностью связан с матерью и через нее познает окружающий мир. Он не способен еще воспринять себя как отдельный объект.
В период позднего младенчества (ближе к году) вместо восприятия ключевое значение приобретают моторные функции. Ребенок открывает свое физическое «Я».
Он учиться садиться, ходить, вставать, ориентироваться в пространстве. Происходит формирование представлений о предметах через тактильный контакт. В младенчестве ключевое значение имеет наличие близкого эмоционального контакта со значимыми взрослыми, открытый доступ к познанию окружающего мира.
Ранний
Ранний возраст и его характеристика
Психологические границы раннего возраста — от 1 до 3 лет.
Ребенок перестает воспринимать близких людей как посредников при взаимодействии с окружающими предметами и явлениями.
Теперь он стремится самостоятельно проявлять активность и познавать все вокруг. Взрослые выступают лишь в роли помощников, которые оказывает содействие в приобретении малышом навыков и знаний. Большое значение на этом этапе имеет развитие речи, благодаря чему ребенок обретает возможность дополнительного взаимодействия с окружающими.
Данный этап также состоит из разных периодов. Примерно до 1,8 лет ребенок осваивает отдельные слова, названия предметов. Его речь еще достаточно бессвязна и мало понятна окружающим. Ближе к 3 годам малыш начинает полноценно формулировать свои мысли, выстраивая предложения. В итоге он оказывается способен поддерживать диалог с взрослыми и сверстниками.
Средний
Средний возрастной этап состоит из трех уровней:
Дошкольники (3-7 лет). Ребенок окончательно осознает свою отделенность от взрослого, который теперь становится образцом для подражания. Малыши полностью моделируют поведение родителей и других близких людей, применяя усваиваемые нормы при общении со сверстниками. В этот период формируется наглядно-образное мышление, присутствуют мотивы и цели деятельности. Ближе к 7 годам ребенок уже может анализировать свое поведение и поступки окружающих, делать выводы.
Средний возрастной этап
Младшие школьники (7-11 лет). Учебная деятельность становится основным направлением активности. Появляется умение планировать свое время, управлять поведением, контролировать эмоции. В
этот период формируется воля, целеустремленность, дисциплинированность. Также развивается теоретическое мышление и морально-ценностное восприятие действительности.
Подростки (12-17 лет). У ребенка происходит расширение сферы социальной активности. Отношения с родителями у большинства детей в этот период уходят на второстепенный план. Наибольшее значение приобретают сверстники, мнение которых становится наиболее важным. Происходит развитие самосознания, понимание собственного «Я». У ребенка возникает чувство взрослости — он стремится самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу.
В этот период нередко возникают внутренние конфликты, которые приводят к осложнению отношений с близкими людьми. Ближе к 17 годам происходит смена стиля жизни, круга общения, интересов. Формируются устойчивые представления об окружающей действительности, вырабатывается определенная модель поведения.
Зрелый
Зрелая личность
С 18 лет в современном обществе человек воспринимается в качестве зрелой личности, которая способна самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свою жизнь.
Окончательно формируются морально-нравственные установки, модели поведения и общие представления об обществе. Жизнь человека состоит из удовлетворения потребностей в самореализации, достижении профессиональных успехов, материального благополучия и т.д.
Часто психологический и биологический возраст не соответствуют друг другу. Это приводит к тому, что зрелая по паспорту личность совершенно не является такой в действительности. С психологической точки зрения понятие «зрелости» не ограничивается временными рамками, а связано с непосредственным самоощущением индивида и субъективной оценкой его поведения окружающими.
Пожилой
Различают нормальное физиологическое и преждевременное старение, связанное с болезнями. В обоих случаях происходят необратимые возрастные изменения. Все это влияет на восприятие человеком окружающего мира, его самооценку, психоэмоциональное состояние и поведение. Выражается в том, что снижаться физическая и умственная активность, а также в остром переживании собственной ненужности, опустошенности, гневных и раздражительных реакциях на мир и людей.
Проблема возраста в психологии
Данной проблеме в психологии уделяется большое внимание, поскольку не существует четкой взаимосвязи между хронологическим и психологическим возрастом личности.
С биологической точки зрения под возрастом понимается определенный промежуток времени, но к оценке психических процессов данный показатель не может применяться.
Два индивида, являющиеся ровесниками, могут находиться на совершенно разных уровнях психического развития. По этой причине любые периодизации являются достаточно условными, поскольку предоставляют лишь усредненную информацию.
Все 3 возраста (хронологический, биологический и психологический) могут не совпадать у одного и того же человека. Люди, которые достаточно рано до 23-25 лет обзавелись семьей, детьми, занимают руководящие должности чувствуют и ведут себя как представители более старшего возраста. И наоборот, мы можем видеть людей пенсионного возраста, которые носят молодежную одежду, активно занимаются спортом, свободно владеют современными гаджетами, имеют психологический возраст меньше хронологического.
Согласно исследованиям ученых, люди не достигшие социального положения, которое достигли их ровесники, представители творческих профессий, те, кто избегают ответственности и мечтают лишь о пассивном доходе или жизни на содержании, заводят романы с женатыми мужчинами или замужними женщинами, не обременяют себя семейными обязательствами и собственными детьми, ощущают себя значительно моложе.
Зачастую психологический возраст таких людей может колебаться из детства в юношество, несмотря на седину на висках. Кто-то из них радуется жизни и всегда находит себе партнера, в котором очень развит внутренний родитель. Образуются комплиментарные браки и всех это устраивает. А другие – страдает от низкой самооценки, бояться заявить о себе и своих желаниях, от зависимых отношений, несчастной любви, страха одиночества, страха старения, низкого уровня доходов, психосоматических болезней.