Файл: Содержание Введение Глава Возникновение и развитие идеи правового государство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание

Введение……………………………………………………………….…..............................3

Глава 1.Возникновение и развитие идеи правового государство……….6

Глава 2. Понятие и признаки правового государства……………………..……8

2.1 Понятие правового государства.……………………………………………………....7

2.2. Признаки правового государства………………………………………...…………11

2.3. Принципы правового государства....………………………………………………16

2.4. Права и свободы человека в правовом государстве…..…………………19

Заключение……………………………………………………………………………………..………22

Библиографический список литературы ………………………………..…….………25

Введение

Актуальность темы исследования: политико – правовые исследования правового государства имеют давние и богатые традиции. Они восходят к истокам философии и юриспруденции, сопровождают всю историю их развития – вплоть до современности.

Проблематика развития правового государства чрезвычайно актуальна и в настоящее время. Интерес к данной тематике, в том числе и в России, связан с осуществлением демократических преобразований, с провозглашением прав и свобод человека и гражданина, как высших ценностей современного общества. Сущность идеи правового государства заключается в его последовательной демократизации, утверждении суверенитета народа как источника власти, подчинении государства обществу. Правовое государство признает в качестве своих неотъемлемых обязанностей разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав и свобод органами государственной власти и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением.

Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления.

Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.


Цель курсовой работы – системный, комплексный сравнительный анализ и обобщение идей становления и развития правового государства на разных этапах своего развития.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

– определение понятия, признаков правового государства;

– определение путей формирования правового государства;

– рассмотрение вопросов взаимодействия гражданского общества и правового государства в контексте выявления проблематики, ее разрешения и перспектив развития в будущем;

– формирование правового государства в современном российском обществе.

Объект исследования – правовое государство.

Предмет исследования – формирование идей о правовом государстве, его понятие и признаки; проблемы формирования правового государства в Российской Федерации.

Методологической основой исследования являются: диалектический, логический, системный, формально – юридический, исторический и другие методы научного познания.

Глава I. Возникновение и развитие идеи правового государство

Проблема построения правового государства всегда волновала мыслителей древности, средневековья, современности и находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как называлось это государство. Смысл идеи правового государства у мыслителей, политических и общественных деятелей отличался. Однако независимо от взглядов и суждений о правовом государстве, существование последнего неизменно ассоциировалось с торжеством гуманизма, закона, законности, и справедливости.

Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются в рассуждениях мыслителей, философов, историков, юристов Древней Греции, Рима, Индии и других стран. Древнегреческий философ Платон утверждал о том, что там, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью, неизбежна близкая гибель государства, а там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идёт не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях.


Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового государства, развивались в исследованиях мыслителя древности, Аристотеля. Именно ему, стоявшему на позициях защитника прав человека, частной собственности и развивавшего взгляд на государство как на продукт естественного развития, как на высшую форму человеческого общения, принадлежит крылатая фраза о том, что «Платон мне друг, но больший друг — истина». Выражая своё отношение к государственной власти, праву и закону, Аристотель постоянно проводил мысль, что властвование должно осуществляться только по закону и без всякого насильственного подчинения, которое противоречит идее права. Там, где отсутствует «власть закона», делал вывод Аристотель, там нет места и какой-либо форме государственного строя. Закон должен быть превыше всего.

С идеями мыслителей Древней Греции о праве, свободе, человеческом достоинстве и гуманизме тесно пересекаются гуманистические воззрения и взгляды древнеримских политических и общественных мыслителей и философов. Особенно отчётливо это прослеживается в работах знаменитого римского оратора, государственного деятеля Цицерона.

Будучи глубоко убеждённым и последовательным сторонником естественного права, Цицерон1 исходил из того, что права и свободы человека не даруются и не устанавливаются по чьему-либо желанию или велению, а принадлежат ему по самой природе. Под «истинным законом» Цицерон понимал разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, которое служит идеям добра и справедливости, одновременно запрещая всяческие противодействия и преступления против этого закона.

Основой теории правового государства, явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому под действие закона должны попадать все, а не только определённая категория граждан. Существенным оказалось выработанное им положение, согласно которому любому закону должно быть свойственно не только принуждать силой и угрозами, но и необходимость убеждать. Выдвигавшиеся им призывы к человеколюбию, к борьбе за свободу и справедливость, за гуманное и справедливое отношение государственных органов к свободным гражданам послужили первыми идеями построения правового государства.

Гуманистические мотивы, идеи духовной свободы всех людей изложены в трактатах А.Сенеки,  — одного из древнеримских философов. Все люди согласно учению Сенеки, равны между собой. Подобные человеколюбивые, гуманистические мотивы, превращавшиеся постепенно в соответствующие государственно - правовые взгляды и доктрины, в соответствии с которыми в государстве и обществе должны торжествовать не зло, насилие и произвол, а право и закон, развивались не только в Древней Греции и Риме, но и в Древнем Китае и Индии. В Китае ещё в глубокой древности философами и юристами проводилась мысль о том, что в государстве должен царить порядок, основанный на законе. Правитель должен быть справедливым и добиваться порядка в стране не силой, а спокойным и грамотным руководством.


Все эти учения о государстве и праве, исследователей стали основой всего последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших впоследствии фундамент теории правового государства.

Несмотря на то, что проблема построения правового государства рассматривались ещё древними мыслителями, философами, юристами и историками, этот вопрос остаётся актуальным и в настоящее время. Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в том, что эта идея полна гуманизма и справедливости, но и в постоянном поиске путей наиболее эффективного и быстрого претворения этой идеи в жизнь.

Таким образом, ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире, а теоретически развитые концепции и доктрины правового государства были сформулированы уже в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя.


Глава II. Понятие и Признаки правого государства

2.1 Понятие правового государства.

Идея правового государства в последнее время становится вновь самой актуальной идеей в юридическом мышлении, так как она относится к категории общечеловеческих ценностей.

В общественном сознании правовое государство означает такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Но такое представление, хотя и верное по сути, разумеется, недостаточно для адекватного понимания феномена правового государства, представляющего собой сложную, многофакторную систему.

Собственно, в правовые государства можно выделить два главных элемента:
1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав
2) ограничение правом государственной власти.
В общефилософском смысле свобода может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости.

В правовом государстве в отношении человека надо сознавать условия для его юридической свободы, своеобразный механизм правового стимулирования, в основе которого «дозволено все, что не запрещено законом». Человек, как автономный субъект, свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, совестью. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно – технического прогресса в производство и т.п. Думается, не случайно в современный период в Российской Федерации приняли пакет приоритетных экономических законов, посвященных собственности, земле, налоговой системе, приватизации государственных предприятий и т.д., которые фиксируют многообразие форм собственности, открывают для инициативы людей, дают возможность почувствовать себя хозяевами.


В современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствуют об их общенациональном характере. Они всё прочнее становятся точкой отсчёта в национальных правовых системах, правовом регулировании. Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и действовать подобные могут только в одной «связке».

Оба феномена, (как отражено в названия) имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно выступать именно право, а отношения между ними должны быть истинно правовыми. Именно в связывании, ограничении правом государства и заключается сущность правового государства.

Право здесь выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Ведь поскольку политическая власть (особенно и главным образом власть исполнительная) имеет склонность вырождения в различные злоупотребления для неё необходимы надёжные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные склонности, возводящие заслон её необоснованному, и незаконному превышению, попранию прав человека.
Правовые ограничений необходимы для того, чтобы недостатки властно личности не превратились в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан.
Поэтому в условиях демократии право, как бы «меняется местами» с государством: утверждается верховенство первого, и оно возвышается над вторым. Итак, правовое государство — это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а наиболее последовательного связывания с помощью права государственной внести в недопущения злоупотреблений.

Концепция современные понятия правового государства сводятся к тому что: Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.