Файл: Содержание Введение Глава Возникновение и развитие идеи правового государство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.

2.2. Признаки правового государства

Характеризуя правовое государство, следует иметь в виду, что, несмотря на специфические особенности данного института, оно остается государством, что означает следующее. Правовое государство не отождествляется с обществом, не растворяется в нем или в системе других политических институтов. Этот тип государства обладает всеми признаками и чертами государства вообще. Основополагающими признаками государства, в том числе и правового, являются:

• обладание публичной властью;

• наличие специального аппарата управления и принуждения;

• наличие разветвленной системы юридических средств: издание нормативных правовых актов, обеспечение их реализации путем воспитания, поощрения, убеждения и принуждения;

• обладание суверенитетом, т. е. верховенством государственной власти по отношению ко всем гражданам и их организациям.

Наряду с общими признаками, правовому государству присущи и специфические признаки.

Одним из основополагающих признаков правового государства является верховенство права и закона. Верховенство закона присуще всем государствам, что проявляется в наделении их высшей юридической силой. Верховенство права – специфический признак именно правового государства. Сочетание этих двух признаков позволяет соединить формальные начала (закон) и идеи справедливости (право).


В соответствии с принципом верховенства закона ни один орган государства, должностное лицо или коллектив не освобождаются от обязанности подчиняться закону. В данном контексте закон понимается не в расширительном смысле, а в прямом – как акт представительной власти. Внешним выражением реализации данного принципа является такой баланс в системе нормативных правовых актов государства, при котором приоритетное место занимают акты законодательных органов.

Специфическим признаком именно правового государства является верховенство права , что означает соединение общечеловеческих нравственно - правовых ценностей (разумность, справедливость) с формально - регулятивными ценностями права (нормативность, равенство всех перед законом и др.) и с легитимностью (законностью) публичной власти. Государство является не единственным источником формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет в правовую форму либо естественно - правовые требования, либо волеизъявление всего народа, выраженное через референдумы, либо положения, сформулированные в ходе общественной практики. Верховенство права означает, что оно возникло раньше государства. Многие формы права (например, правовые обычаи) возникают и функционируют без связи с государством.

Важным признаком правового государства является разделение властей. Эта конструкция возникла как способ ограничения самовластия монарха или другого правителя. Сосредоточение полновластия в одних руках создает основания для произвола и тирании. Выделение законодательной, исполнительной и судебной властей в самостоятельные ветви может создать основу для справедливой устойчивой государственности. Принцип разделения властей сформулирован еще в работах Ш.Л. Монтескье, Дж. Локка и других.

В Российской Федерации принцип разделения властей закреплен в ст. 10 Конституции РФ2.

Согласно Конституции РФ на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную – Правительство Российской Федерации, а судебную – федеральные суды. Президент Российской Федерации обеспечивает функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).

Чтобы обеспечить верховенство закона, в правовом государстве устанавливается судебный контроль, который реализуется в рамках конституционной юстиции. Конституционные суды независимы и организационно обособлены от законодательной и исполнительной властей. Им подведомственны споры, связанные с нарушением конституции. Так, Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет традиционную компетенцию – контроль за соответствием законов, международных соглашений и договоров Конституции РФ. Кроме того, он рассматривает споры о компетенции и толкует Конституцию РФ. Задачей любого судьи является восстановление нарушенного права, что обязательно связано с возмещением ущерба, причиненного пострадавшей стороне. Поэтому судебные решения имеют для общества двоякую ценность: и как способ установления истины и справедливости, и как средство защиты населения.


Между судебной практикой и законом существует тесная взаимосвязь. Суды являются правоприменительной инстанцией, а следовательно, закон получает движение благодаря усилиям судебной власти. Однако судебная власть не подменяет законодательную власть, хотя и служит для нее одной из наиболее важных стабилизирующих опор.

Основополагающим признаком правового государства является нерушимость прав и свобод человека и гражданина. В правовом государстве провозглашается неотчуждаемый характер прав человека. Человек объявляется высшей ценностью.

Таким образом, в существенных признаках правового государства концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно - организованного общества.

2.4.Принципы правового государства

Принципы правового государства представляют собой основополагающие начала, требования, императивы, составляющие смысл и содержание концепции правового государства,отступление от которых не допускается. В современной юридической науке выделяют следующие основные принципы правового государства.

Приоритет прав и свобод человека и гражданина – важнейшее требование правового государства,предполагающее признание человека,его прав и свобод высшей ценностью, а их защиту – важнейшей обязанностью государства. Данный принцип означает, что государственные органы и должностные лица в своей деятельности исходят из главенствующей роли прав личности перед интересами общества или государства, руководствуются требованиями высшей ценности человеческой жизни и основных неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, обязаны скорректировать каждое свое действие и решение в случае возможного нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Верховенство правового закона означает, что деятельность органов государственной власти основывается на правовых нормах, ограничивается Конституцией РФ и действующим законодательством (ст.4, 15 Конституции РФ). Вместе с тем и сами законы должны отвечать высоким морально-нравственным требованиям справедливости и гуманизма, носить естественно - правовой характер, иначе они теряют свой регулятивный потенциал и перестают претворять в жизнь идеал правового государства.


Разделение государственной власти предусматривает,что государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых выполняет строго определенные действующим законодательством функции посредством создания и функционирования компетентных государственных органов. При этом эффективная система разделения ветвей власти невозможна без взаимного контроля, основанного на системе сдержек и противовесов, предполагающей возможность влияния правовыми средствами каждой из ветвей власти на другие,благодаря которой достигаются баланс и невозможность для одной из них захватить всю полноту власти в государстве.

Взаимная ответственность государства и личности предполагает, что в правовом государстве личность и государство выступают в качестве партнеров, субъектов взаимной ответственности и сотрудничества, несут ответственность в рамках действующего законодательства. В правовом государстве наряду с традиционными видами уголовной и административной ответственности для граждан применяются и другие виды ответственности.

Легитимность государственной власти предполагает признание государственных институтов со стороны населения, согласие большинства граждан с общеобязательными нормами, принимаемыми государством, соответствие государственно – властных решений как действующему законодательству, так и естественно – правовым, морально – нравственным императивам, вечным ценностям, выработанным исторической практикой, представлениям общества о добре, зле, справедливости. Обеспечение легитимности государственной власти напрямую связано с совершенствованием демократических механизмов формирования государственных институтов и реализацией права каждого на участие в делах государства.
Политический и идеологический плюрализм заключается в наличии в обществе многообразия различных политических концепций, идей, взглядов, теорий, в отсутствии единой обязательной официальной идеологии, а также в возможности беспрепятственного создания и деятельности политических партий и других общественных объединений, борющихся за власть и свободно распространяющих политические идеи, отражающих интересы и ценности различных социальных групп. Данный принцип правового государства закреплен в ст. 13 Конституции РФ.
Гласность и открытость в деятельности государства означает построение системы государственных органов в правовом государстве на основе принципов подотчетности, прозрачности, доступа широкого круга граждан, общественности, представителей СМИ
3 к результатам деятельности государственных органов, обеспечение возможности свободного поиска и обмена информацией. Данное тредование закреплено в ст. 29 Конституции РФ.


2.5 Права и свободы человека в правовом государстве

Верховенство закона подразумевает не только приоритет закона как разновидности нормативно - правового акта в отношении подзаконных актов, сколько широкий аспект прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим законодательством. В правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо. Более того, оно обязано последовательно и неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи принципиальное значение приобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни общества и государства. Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.

Перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому государству, содержится в международных актах. Это - прежде всего "Всеобщая декларация прав человека"4, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., "Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах", "Международный пакт о гражданских и политических правах", принятых на ХХI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г. Перечень прав и свобод, провозглашенных в указанных актах закреплен и гарантирован в конституциях правовых государств.

"Всеобщая декларация прав и свобод человека", принятая ООН в 1948 году, состоит из 30 статей. В ней провозглашается, что "все люди рождаются свободными и равными по своему достоинству и правам. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства". Далее в ней указывается на недопустимость жестокие, унижающие человеческое достоинство, обращение и наказания. В статье 6 Декларации признается право каждого человека на признание его правосубъектности, т.е. предоставления человеку возможности приобретать права и осуществлять обязанности, предусмотренные законодательством.

Декларация также провозглашает, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию, что каждый человек имеет право на равную защиту закона, на гласный, справедливый и беспристрастный суд. В Декларации также указывается на недопустимость произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь граждан, посягательства на неприкосновенность их жилища, тайну корреспонденции и т.п.