Файл: Занятие 2 Студентка группа Преподаватель Пермь 2020.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 4

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация

«Национальный социально педагогический колледж»
Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина: Культурология

Практическое занятие №2

Выполнила:

Студентка

группа

Преподаватель:

Пермь – 2020

Задание 1. Составьте сравнительную таблицу «Культура Древней Греции и Древнего Рима» с определением черт различия.

Культура Древней Греции

Культура Древнего Рима

Черты сходства/различий

Местоположение

Общие черты общества и культуры

Балканский полуостров

Апеннинский полуостров

Агонистичность (состязательность); коллективизм; антропоцентризм (гуманизм) – выдвижение человека на первый план; завершенность всех жанров культуры; открытость культуры для других стран и культур.

Патриотизм; чувство долга; более слабое, чем в Греции, развитие культуры речи и ораторского искусства.

Рельеф

Религия

Рельеф горный, мало равнинных мест.

Долины, равнины, пригодные для жизни, холмистые местности.

Идея всемогущества божества; отсутствие единой религии; связь богов с конкретными полисами; тотемизм, представление о всеобщей одушевлённости природы; герои как посредники между миром богов и миром людей.

Обожествление непонятных явлений природы и общественной жизни; анимизм (вера в духов, обитающих во всех материальных предметах); позднее появление антропоморфного взгляда на богов; родовые и семейные культы, сильное влияние греческой религии; сходство богов с греческими; свободный прием в пантеон иноземных богов; важное значение жертвоприношений; практичность религии.

Горы

Искусство

Олимп

Альпы

Развитие искусства в рамках рабовладельческого общества («античное искусство»). Видение реальности в её единстве, сквозь призму мифов; главная тема искусства – человеческий облик.

Продолжение традиций греческого искусства, преобладание символики и аллегории, анализ явлений, расчленение целого на части и их детальное изображение, более четкое, чем у греков, восприятие и описание явлений, утрата ощущения ценности мироздания.

Климат

Архитектура, скульптура

Жаркий

Тёплый, благоприятный для жизни.

Большие открытые сооружения, стоящие чаще на возвышениях, а не в низинах, как в Риме, меньший, чем у римлян, интерес к практическому назначению зданий, создание больше храмовых комплексов, а не различных мостов, акведуков, театров и. т. п.; отсутствие симметрии различных частей здания     Открытые пластичные формы; отношение к форме, объему, пространству основано на концентрической динамике художественного мышления, а не на эксцентрической, не основанной на прорыве границ и рамок; основная тема - изображение богов и героев – покровителей полиса; постепенное развитие реалистичности.

Понимание и описание взаимосвязи художественной формы и пространства; предпочтение замкнутым формам; сооружения, значительно превосходящие по размерам греческие; идея мощи, силы, подавляющего человека величия в литературных произведениях; стремление к пышной отделке зданий; богатому убранству, украшениям; строгая симметрия разных частей здания; применение греческих ордеров и изобретение своих; наибольшее развитие портрета и исторического рельефа; концентрация внимания на личных, индивидуальных особенностях человека; кажущаяся компактность форм, вызванная подражанием греческим образам; массовое создание статуй низкой художественной ценности; влияние греческой скульптуры, за исключением жанра реалистического портрета, способствующее утрате черт натурализма.

Моря

Литература, театр

Омывается Эгейским и Ионическим морями.

Омывается Адриатическим, Тиренским и Ионическими морями.

На развитие литературы сильное влияние оказывает народное творчество, народная поэзия, распространение письменности. Развитие литературных жанров, которые непосредственно отвечали на вопросы, выдвигаемые частным и общественным бытом; расцвет драматического искусства и жанра комедии, которая влияла на политику.

Жанр сатуры; комедия масок; очень сильное влияние греческих образов на развитие римской трагедии, комедии, литературы и других жанров; появление реалистического направления в литературе; влияние греческого искусства, зачастую не совпадающим с римскими тенденциями его развития.

Реки

Письменность и язык

Мелкие реки, пересыхающие в жаркие дни.

Полноводный Тибр

Использование финикийской слоговой системы для создания письма, демократизация системы обучения.

Использование латинского языка, родственного греческому. Согласно предположениям, заимствование греческого алфавита и его адаптация.

Занятия населения

Наука

Виноградарство, выращивание оливок, скотоводство (козы и овцы), ремесло.

Виноградарство, садоводство, земледелие (зерновые культуры: пшеница, рожь), скотоводство (рогатый скот, свиньи, кони, ослы).

Выделение отдельных наук из философии. Бурное развитие естественных наук. Большее, нежели в Риме, внимание к теоретическим наукам.

Практицизм, большее развитие прикладных, а не теоретических наук; развитие ораторского искусства и его независимость от греческих прообразов; большое развитие науки о праве, юриспруденции; зарождение филологии.

Отношение к богам и правителям

Быт

Почитали богов и преклонялись перед ними. Изображали их в виде прекрасных людей.

Богам и правителям льстили, но их пороки высмеивались. Боги были заимствованы у греков.

Относительно большая свобода женщины, полная власть детей над отцом; значение фамилий намного меньше, чем в Риме.

Свобода женщины больше, чем в классической Греции, но только в семейной жизни; более позднее, чем в Греции, начало соблюдения принципа единобрачия.

Чему поклонялись







Культ красоты

Культ мирового государства







Быт







Излишества в быту, стремление к роскоши.

Простота, отказ от многого.







Исторические периоды







1. Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.)

2. Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.)

3. Классический период (V-IV вв. до н.э.)

4. Эллинистический период (IVI вв. до н.э.)

1. Царский период (VIII-VI вв. до н.э.)

2. Республиканский период (VI-I вв. до н.э.)

3. Императорский период (I в до н. э. – 5 в. н.э.)







Характеристик периодов







Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.)

Предшественники – развитая Крито-микенская цивилизация. Упадок в экономической и культурной сфере, патриархальные отношения, натуральное хозяйство.

Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.)

Экономический и культурный рывок за счет Великой греческой колонизации и оформления полисов.

Классический период (VIV вв. до н.э.)

Экономический и культурный расцвет, развитие полисов, войны с Персией.

Эллинистический период (IV-I вв. до н.э.)

Упадок полисов, образование империи, власть одного человека, распад империи.


Греция превратилась в одну из римских колоний.

Сосуществование на территории современной Италии множества различных племен, самыми развитыми из которых были этруски.

Царский период (VIII-VI вв. до н.э.)

Основание Рима племенем латинов, союз с этрусками и сабинами, патриархальное общество.

Республиканский период (VI-I вв. до н.э.)

Ранняя Республика, формирование государственного управления, борьба плебеев с патрициями.

Республиканский период (VI-I вв. до н.э.)

Поздняя Республика. Освобождение от греческого контроля, завоевание Апеннинского полуострова и последующая колонизация всего Средиземноморья

Императорский период (I в до н.э. – 5 в. н.э.)

Образование империи, власть одного человека, борьба за власть, распад империи.








Форма государственного устройства в период расцвета







Политически независимые друг от друга полисы (города-государства).

Единое государство







Участие в политической жизни







Могут принимать все граждане полиса (кроме эллинистического периода).

Могут принимать как патриции (граждане), так и плебеи.







Право собственности на землю







Земля принадлежит гражданам полиса; в отдельные периоды есть ограничения на максимальный надел, которым можно владеть.

Земля принадлежит свободным гражданам.







Участие в военных действиях







Ополчение собирается из граждан полиса.

Ополчение в основном собирается из плебеев и наемников.







Социальная защищенность







О гражданах полиса заботилась община.

Необходимо было покровительство патрона – влиятельного патриция.







Судебная система







Все граждане полиса могут принимать участие в судебных заседаниях и принимать решения.

Суды состоят из чиновников, создана сложная законодательная система из письменных законов – римское право.







Идеология/основные ценности







Высшие ценности – благо полиса, общины, семьи, а также гармоничное интеллектуальное и физическое развитие личности.

Высшие ценности – личное благополучие, финансовая обеспеченность и власть, чувство долга.







Культура







Скульптура, архитектура, музыка, живопись, литература, философия.

Архитектура, литература, правовая система, инженерная мысль.







Отношение к другой цивилизации







Римляне в глазах греков – варвары, добившиеся значительных военных успехов и перенявшие многое из греческой цивилизации.

Греки в глазах римлян – высокоразвитая цивилизация; стремление подражать лучшим образцам греческой скульптуры и живописи.









Задание 2. Прочтите представленные ниже устойчивые словосочетания, базирующиеся на культуре Древней Греции. Дополните их. Дайте им объяснение.

  • Танталовы муки – непрекращающиеся страдания из-за невозможности достичь желанного, несмотря на его близость Бог Зевс наказал Тантала тем, что в аду он стоял по горле в воде, но она отступала, когда он пытался пить; над ним свисали ветви с плодами, но они поднимались, когда он пытался сорвать плод; а еще над ним нависал утес, готовый вот-вот на него обрушиться. Тантал был сыном Зевса, царем, любимцем богов, но возгордился и нанес богам несколько оскорблений, например – выдавал людям тайны богов.

  • Сизифов труд – бесполезные, повторяемые вновь и вновь усилия. 
    Бог Зевс наказал Сизифа: в подземном царстве мертвых он должен был безостановочно вкатывать на гору тяжелый камень, который, почти достигнув вершины, сразу же катился обратно. Сизиф, царь Коринфа, поплатился за свое мошенничество. Ему удалось обмануть бога смерти Танатоса и бога Аида, владыку подземного царства мёртвых.

  • Дамоклов меч – нависшая, угрожающая опасность. 
    Тиран Сиракуз Дионисий Старший (432— 367 гг. до н.э.) решил проучить своего приближенного Дамокла, завистливо называвшего его счастливейшим из людей. Он посадил его на свое место и во время пира Дамокл вдруг увидел над собой висящий на конском волосе острый меч. Этот меч символизировал опасности, которые нависают над властителем. День ужаса, но зато его имя оказалось увековечено в этом выражении.

  • Авгиевы конюшни – загрязненное помещение; беспорядок в делах.
    Очистка огромных конюшен царя Элиды Авгия за один день стало одним из подвигов Геракла. Для этого он направил потоки рек Алфей и Пиней через конюшни.

  • Яблоко раздора – причина спора, вражды.
    Богиня раздора Эрида бросила среди гостей свадебного пира богов яблоко с надписью "Прекраснейшей". Спор за звание «мисс Олимп» развернулся между богинями Герой, Афродитой и Афиной. Назначенный судьей Парис, сын царя Трои Приама вручил яблоко Афродите, которая пообещала ему помочь похитить прекрасную Елену. Что потом послужило поводом к Троянской войне.

  • Прокрустово ложе – мерка, под которую пытаются подогнать любую вещь.
    Легендарный разбойник Прокруст «подгонял» своих жертв под свое ложе, вытягивая их ноги или отрубая их лишнюю часть.