Файл: Нарушение мотивационного компонента мышления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Например, при выполнении методики классификации предметов больные объединяют карточки в течение выполнения одного и того же задания то на основании свойств самих изображенных предметов, то на основании личных вкусов, установок, обрывков воспоминаний. Процесс классификации, таким образом, протекает у испытуемых в разных руслах. Направленность на объективное содержание действия утрачивается, в мышлении больных переплетаются адекватные логические суждения и обрывки представлений, элементы воспоминаний, желаний. В этих случаях также происходит актуализация "латентных" свойств объектов, сосуществующих наряду с адекватными реакциями.

Подобные нарушения мышления Г. В. Биренбаум [5] наблюдала у больных шизофренией. Она указывала, что мышление у таких лиц «течет как бы по различным руслам одновременно». К выполнению заданий такие больные подходят не с позиций, обусловленных конкретной ситуацией, а руководствуясь измененным отношением, измененными жизненными установками. Больной объединяет группы то на основании обобщенного признака (животные, посуда, мебель), то на основании частного признака - материала (железные, стеклянные), цвета (красные, синие), то на основании своих моральных или общетеоретических представлений. Например, больной объединяет в группу карточки со следующими изображениями: лопата, кровать, ложка, автомобиль, самолет, корабль и дает им объяснение: «Железные. Предметы, свидетельствующие о силе ума человеческого». Больные часто подменяют выполнение задания выявлением субъективного к нему отношения. Например, тот же больной, объединив шкаф, стол, этажерку, уборщицу и лопату в одну группу, объясняет это таким образом: «Мебель. Это группа выметающих плохое из жизни. Лопата - эмблема труда, а труд несовместим с жульничеством».

Подобное неадекватное увязывание не состоящих в связи друг с другом вещей выступало потому, что больные рассматривали самые обыденные вещи в неадекватных ситуации аспектах. Парадоксальность установок, смысловая смещенность приводят к глубокому изменению структуры любой деятельности, как практической, так и умственной. В качестве существенного при этом выступает то, что соответствует измененным парадоксальным установкам больных.

Эти "латентные" знания основаны на каких-то личных вкусах и предпочтениях и приобрели смысл для него лишь благодаря болезненно измененным мотивам и установкам [3] или актуализированы из памяти на основании прошлого жизненного опыта [6]. Например, больной в одну группу объединяет солнце, свечу и керосиновую лампу и исключает электролампу. При этом он говорит, что "электролампа слишком пахнет цивилизацией, которая убила все, что оставалось в человеке хорошего..." [7].


Еще более четко выступает роль измененного личностного отношения в нарушении мыслительной деятельности при резонерстве. Резонерство определяется клиницистами как бесплодное мудрствование, непродуктивные многоречивые рассуждения. Для психиатра резонерство выступает как одна из форм нарушения мышления. Патопсихологические экспериментальные исследования позволили вскрыть механизм феномена «резонерства»: резонерские рассуждения больного определяются не столько нарушением его интеллектуальных операций, сколько повышенной аффективностью, неадекватным отношением, стремлением подвести любое, даже незначительное явление под какую-то концепцию. Нередко неадекватные суждения отмечаются даже у больных, у которых вообще эксперимент не выявляет нарушений познавательных процессов, это характерно, например, для больных с психопатиями.

Психологическая характеристика симптома резонерства была предметом специального исследования Т. И. Тепенициной. Как показали результаты ее исследований, неадекватность, резонерство больных, их многоречивость выступали в тех случаях, когда имела место аффективная захваченность, чрезмерное сужение круга смыслообразующих мотивов, повышенная тенденция к оценочным суждениям.

Резонерство выражается в претенциозно-оценочной позиции больного и склонности к большему обобщению по отношению к мелкому объекту суждений. Аффективность проявляется в самой форме высказывания: многозначительной, с неуместным пафосом. Грамматический строй речи отражает эмоциональные особенности резонерства: своеобразен синтаксис, лексика резонерских высказываний, часто используются инверсии и вводные слова.

Актуализация латентных свойств понятий, разноплановость и резонерство больных находят свое отражение в речи, которая приобретает характер «разорванности», а также непонятный для окружающих характер, так как состоит из набора совершенно не связанных между собой фраз. Нередко наблюдается симптом монолога - больные говорят независимо от присутствия собеседника. При внешне упорядоченном поведении и правильной ориентировке в обстановке они могут часами произносить монологи, не проявляя при этом никакой заинтересованности во внимании собеседников. Предложения при внешне грамматически правильной форме совершенно лишены смысла - части предложения логически между собой не связаны.

Анализ разорванной речи выявляет следующие ее основные характеристики: 1) в довольно длительных высказываниях больных нет никакого рассуждения; 2) в речи больных нельзя обнаружить определенный объект мысли; 3) больные не заинтересованы во внимании собеседника; они не выражают в своей речи никакого отношения к другим людям. Таким образом, «разорванная» речь больных лишена основных, характерных для человеческой речи признаков. Она не является ни орудием мысли, ни средством общения между людьми, т.е. такая речь утрачивает свою функцию общения.


  1. Методы исследования нарушений мышления

Расстройства мышления выявляются при помощи тестовых процедур (патопсихологических) и на основе клинического метода при анализе речевой и письменной деятельности испытуемого.

Перечисленные ниже методики используются для исследования операциональной стороны мышления, но с их помощью могут быть обнаружены также и нарушения мотивационного компонента мышления [8]:

1. Классификация предметов. Методика представляет собой набор карточек с изображением различных предметов, растений, живых существ. Изображения могут быть заменены надписями (словесная классификация). Задача испытуемого заключается в том, чтобы объединить предметы в какую-либо группу, после чего испытуемому предлагается их расширить. Если на последнем этапе испытуемому удается выделить больше одной группы, то можно делать выводы о высоком уровне обобщения у данного человека.

2. Исключение лишнего (исключение четвертого). Так же, как и классификации предметов, существует два варианта этой методики - словесный и предметный, который представляет из себя карточки с изображением четырех предметов на каждой. Три предмета на одной карточке имеют между собой общее и их можно объединить в одну группу, а один из них существенно отличается, то есть он является лишим и должен быть исключен. Выделение слишком обобщенных признаков и неспособность исключить лишний предмет свидетельствуют об искажении процесса обобщения

3. Образование аналогий. В методике представлены пары слов, между которыми существуют некоторые смысловые отношения. Испытуемому предлагается выделить пару слов по аналогии. Помимо словесного варианта можно использовать невербальный - таблицы Рейвена.

4. Сравнение и определение понятий. В качестве стимульного материала используют однородные понятия (танк-трактор, человек-животное) и разнородные (телега - ложка, ботинок - карандаш). Последние используются для диагностики искажения процессов обобщения.

5. Толкование переносного смысла пословиц и метафор. Испытуемому предлагаются распространенные пословицы и метафоры для объяснения их переносного смысла. Существуют два варианта данной методики: в первом случае испытуемый должен просто объяснить переносный смысл пословиц и метафор, а второй вариант заключается в том, что для каждой пословицы нужно найти соответствующую по значению фразу. Второй вариант чаще используется для обнаружения нарушений мышления при трудностях вербализации понимаемого переносного смысла (когда фраза облегчает объяснение).


6. Пиктограммы. Испытуемый должен изобразить рисунок, который, как предполагается, должен помочь ему для запомнить названные 15 слов и словосочетаний. Среди них обязательно должны быть эмоционально окрашенные, абстрактные и конкретные понятия. После выполнения задания анализируется характер смысловых связей между стимульным словом и рисунком. Смысловые связи могут быть содержательные или слабые. Способность выполнять пиктограмму свидетельствует о доступности для испытуемого обобщенной символизации слова.

Список литературы

1. Репина, Н. В., Воронцов, Д. В. Основы клинической психологии: Учеб. пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 479 с.

2. Зейгарник, Б.В. Патология мышления. Москва: Изд-во МГУ, 1962. – 244 с.

3. Зейгарник, Б.В. Патопсихология. Москва: Издательство Московского университета, 1986. – 288 с.

4. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования/АН СССР, Ин-т филос. - М. : изд-во АН СССР, 1958. – 145 с.

5. Биренбаум, Г. В. К вопросу об образовании переносных и условных значений слов при патологических изменениях мышления. — В кн.: Новое учение об апраксии, афазии и агнозии. М.-Л., 1934.

6. Поляков, Ю.Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. Москва, 1974.

7. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. — Ташкент: Медицина, 1976. - 325 с.

8. Ведехина, С.А. Клиническая психология: конспект лекций. Москва: ЭКСМО, 2008. – 159 с.