Файл: Английская буржуазная революция Социальноэкономическое развитие Англии в первой половине xvii в.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 4

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Английская буржуазная революция

1.Социально-экономическое развитие Англии в первой половине XVII в.

После разгрома Непобедимой армады Англия превратилась в сильную морскую державу. В начале XVII века Англия активно включилась в колонизацию Америки и Азии. На рубеже XVI–XVII вв. в Англии активно развивались сукноделие, металлургия и судостроение. Она стала одним из крупнейших экспортеров шерсти. В первое десятилетие XVII века здесь добывали 80% всего европейского угля. При этом Англия оставалась аграрной страной: лишь четверть населения проживало в городах. В XVI–XVII вв. в процессе развития капиталистических отношений происходит социальное расслоение крестьянства и дворянства. Социальное расслоение привело к появлению пауперов, что в свою очередь обусловило появление законодательства против бродяг и нищих. После Реформации, начатой королем Генрихом VIII в первой половине XVI века, в стране постоянно росло число последователей кальвинизма, пуритан. Они призывали к трудолюбию, скромности, крайней бережливости и выступали за независимость религиозных общин.

Социальное развитие. Население Англии этого периода – 4,5-5 млн. человек. Подавляющая часть населения жила в деревне. Верхушка общества – титулованная аристократия (60 пэрских семейств). Пэры обладали значительными состояниями, общественным престижем и влиянием. 

Экономическое развитие. Растет население, растет спрос на продукцию с/х, заниматься этим становится выгодно. Фригольдеры и копигольдеры получают очень неплохой доход.
Большая часть населения занимается сельским хозяйством (Англия была аграрной страной). Натуральные повинности постепенно вытесняются денежными. Часть крестьян были разорены в результате огораживаний. Но наиболее богатые крестьяне становились собственниками земли.

В Англии активно развивается сукноделие, судостроение и металлургия.

Растет число пуритан. Особенно активно пуританизм утверждается в буржуазной среде. Пуритане подвергаются преследованиям. Многие из них спасаются от преследований в американских колониях.

Шотландская династия Стюартов, сменившая Тюдоров после смерти бездетной Елизаветы, конфликтует с парламентом, настаивая на божественном праве королей.

1629 г. – король Карл распускает парламент.

Участники

Пуритане выступали за реформирование («очищение») англиканской церкви в соответствии с требованиями кальвинизма. Были противниками икон и статуй в церквях, а также пышных церковных обрядов. Считали, что церкви должны подчиняться не королю, а выборным коллегиям. Пуритан отличала строгая одежда, они ценили трудолюбие и бережливость. В начале XVII века английские пуритане разделились на две группы – пресвитериан и индепендентов.


Индепенденты были сторонниками полного самоуправления церковных общин.

Джентри – представители так называемого нового дворянства.

Фригольдеры – крестьяне-собственники земли. 

Копигольдеры – феодально зависимые крестьяне, арендаторы. 

Коттеры – безземельные крестьяне. 

Йомены – богатые крестьяне-собственники земли. 

В преддверии революции в Англии активно развивалась капиталистическая экономика. Ее развитие сдерживала феодальная система, которую во многом воплощал король и его стремление к абсолютной власти. Кризис в отношениях между королевской властью и растущей силой сословия предпринимателей, воплощенной в парламенте, привел к революции 


2.Политический строй. Особенности английского абсолютизма.


3.Реформация в Англии.
XVII веке были предприняты попытки обновить литургию и богослужебные книги в духе католицизма.
     Согласно устоявшейся историографической традиции истолкования хода этого конфликта именно движение протестантов послужило причиной революции середины века, которую в этой связи предпочитают называть не буржуазной, а пуританской революцией.
     Действительно, большую роль в ней сыграли протестантские секты пуритан, выступивших за очищение церкви от католических обрядовых и культовых излишеств, от пышной церковной утвари и т.д. (от лат. purus -  чистый). Так складывалась политическая конфронтация трех основных религиозных общин – пуритан, англикан и католиков.
     После Елизаветы, не имевшей прямых наследников, корона перешла от Тюдоров к Стюартам, к сыну сводной сестры Елизаветы Якову I (1603-1625 годы), который одновременно унаследовал и шотландский престол.

 

     Новый король воспринимал себя законным и священным представителем Бога на земле, что было скреплено официальной формулой «от Бога – король, от короля – закон».
     Его абсолютистские наклонности не нашли поддержки среди подданных, а религиозная политика вызвала недовольство среди протестантских организаций.
     парламента.
     Годы правления Якова I сопровождались ростом политической и религиозной активности оппозиционных парламентариев. Его склонность к деспотическому правлению встретила сплоченный отпор уже не феодальных магнатов, а более многочисленной городской буржуазии и нового дворянства из разбогатевших крестьян, средних мелких рыцарей (все они известны под собирательным именем джентри).

     Протестантскую церковь король считал своим злейшим врагом и сражался с ней не только в Англии, но и в Шотландии, где ее позиции были еще сильнее.
     Английские протестанты-пуритане были соперничающей с англо-католической церковью общиной верующих, в которой значительную группу составляло быстро растущее купечество.
     Пуритане основывали свое учение на Ветхом Завете, а не на учении Христа и в этой связи отвергали иерархию англиканской церкви. Однако сами они распадались на несколько сект – пресвитериан, индепендентов, квакеров и др.
     Всех их объединяла решимость в осуществлении идей Реформации как дела преобразования веры на основе учения Жана Кальвина (1509-1564), женевского реформатора, утверждавшего, что судьба людей предопределена Богом и никакие добрые дела, никакое «прощение грехов» (индульгенция) не в состоянии ничего изменить. Главная обязанность верующего человека – служение Богу и мирской аскетизм (бережливость, трудолюбие, трезвость, дисциплинированность). С политической точки зрения все мирские заботы должны подчиниться осуществлению царства Божьего на земле.

 

     Для последователей Кальвина характерным стал республиканский идеал в деле организации церковной общины: все пресвитеры (церковные старосты) и все пасторы (священники и проповедники) должны избираться самими верующими, а не назначаться и присылаться «сверху».
     При этом выдвигался принцип так называемого всеобщего священства, согласно которому каждый верующий является сам себе священником перед лицом господа Бога своего.
     Таким образом, миряне и духовенство оказывались равными в своем служении Богу и потому их взаимные отношения, в том числе отношения господства и подчинения, должны были строиться на основе выборности, ответственности и отчетности.
    
     Индепенденты (независимые) объединяли в своих рядах менее крупные секты из йоменов и ремесленников, то есть из низших сословий. Они ставили главной целью обеспечение непосредственного общения между человеком и Богом, настаивали на необходимости добиваться признания большей свободы личности.
     Свое неприятие любой иерархической организации церкви с обязательными обрядами они объясняли тем, что Бог не благословил на создание классовых и иных различий между людьми, что Он готов явить «внутренний свет» крестьянину в такой же и даже, быть может, большей мере, чем знатному дворянину. Их учение предполагало предоставление каждому возможности думать и молиться так, как ему подсказывало «божественное озарение».

о религиозном единообразии (об обязательности англиканских обрядов, 1662 г.), Акт о присяге (1673 г.), Манифест о веротерпимости (1687 г.) и др.
 В ходе Английской буржуазной революции XVII века, которая совершалась под знаменем кальвинизма, пуританская оппозиция распалась на ряд самостоятельных партий (пресвитериане, индепенденты, левеллеры).
     С конца XVII века кальвинизм в Англии перестал быть политическим течением и его роль ограничивается религиозно-идеологической сферой; государственной церковью осталась англиканская.
4.Обострение революционных и политических противоречий в предреформенный период. Деятельность Долгого парламента и начало революции.
В революционной обстановке, создавшейся в Англии к осени 1540 г., выборы и открытие нового парламента имели громадное значение. Парламент, в котором и прежде имелась буржуазная оппозиция абсолютизму, тедерь, в условиях крайне обострившегося кризиса абсолютизма, в момент революционных выступлений, стал естественным организационным центром борьбы с феодально-абсолютистским режимом. Одной из своеобразных черт Английской буржуазной революции XVII в. было то, что органом революции здесь на первом этапе стал парламент, в котором подавляющее большинство представляло интересы буржуазии и нового дворянства. Этот парламент, оказавшийся на некоторое время во главе общенародного антифеодального движения, известен под названием Долгого парламента. Он собрался в Вестминстере 3 ноября 1640 г. и не расходился в течение 13 лет, до весны 1653 г.
 Долгом парламенте подавляющее большинство депутатов составляли дворяне. Из 511 членов палаты общин 91 депутат был послан графствами, 4 — университетами, остальные депутаты представляли города. Но в своем преобладающем большинстве и депутатами от городов были сельские джентльмены а сквайры, тесно связанные с буржуазией всей своей повседневной деятельностью в графствах то в качестве мировых судей, то в качестве королевских комиссаров, выступавших как своего рода доверенные лица буржуазии. Это новое дворянство, представлявшее интересы капиталистического развития Англии, было вполне подготовлено к тому, чтобы возглавить парламентскую борьбу против абсолютизма и захватить в свои руки бразды правления в интересах новых имущих классов.


Три первоочередные задачи стояли перед парламентом в момент его открытия: 1) наказать главных советников короля — вдохновителей политики произвола и насилия; 2) сделать невозможным повторение подобной политики в будущем; 3) довести до конца реформацию соответственно требованиям пуритан. Пока речь шла о достижении первых двух целей, в парламенте царило полное единодушие, и ликвидация ряда учреждений феодально-абсолютистского режима была проведена с поразительной быстротой и решительностью.

На первых же заседаниях палата общин возбудила судебное преследование против лорда Страффорда, главного вдохновителя королевского деспотизма. Через месяц вслед за Страффордом в Тауэр был заключен и архиепископ Лод. Орудия королевского произвола — судебная Звездная палата и административные советы по делам Севера и Уэльса — были уничтожены. Вместе с ними перестала функционировать и церковная Высокая комиссия. Из тюрем вышли политические заключенные, в их числе Джон Лильберн. Палата отменила патенты на монополии, а их обладателей исключила из парламента, объявила противозаконным приговор по делу Гемпдена и впредь запретила взимание какого бы то ни было налога без разрешения парламента. Наконец, 10 мая 1641 г. король был вынужден подписать закон, согласно которому парламент не мог быть распущен иначе, как по своему собственному постановлению. Таким образом, основы абсолютизма были подорваны.

Всех этих завоеваний парламент добился только благодаря неуклонно возраставшей активности народа и прежде всего плебейских масс Лондона. Лондонские подмастерья и ученики, мелкие ремесленники, портовые рабочие и матросы своими решительными выступлениями на улицах столицы придавали смелость ораторам парламента. Не пуританское красноречие парламентских юристов, а восставший с оружием в руках народ каждый раз вынуждал короля идти на уступки парламенту. Так, в частности, случилось и с биллем об опале Страффорда, обвиненного в государственной измене и других преступлениях. Только угроза штурма королевского дворца народом вырвала у Карла согласие на этот билль. 12 мая 1641 г. при огромном стечении народа Страффорд был казнен. Этим событием завершился первый этап революции.

Казнь Страффорда положила конец единодушию в парламенте. Для всех его членов было очевидно, что этот успех достигнут в результате выступления народных масс. Часть членов парламента насторожилась, другие резко поправели, решительно сопротивляясь дальнейшим революционным преобразованиям: развязывание революционной инициативы народных низов отнюдь не входило в их расчеты. Это наглядно обнаружилось при обсуждении билля о епископате, составленного на основе петиции 15 тыс. лондонцев об уничтожении «древа прелатства с его корнями и ветвями». Билль этот был внесен в парламент в январе 1641 г. Одним из его авторов являлся член парламента от графства Кембридж сквайр Оливер Кромвель (1599— 1658), который, как и все