Файл: Ответ стратификация имеет две существенные характеристики, отличающие ее от простого расслоения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Пример отличия расслоения от стратификации

Ответ: стратификация имеет две существенные характеристики, отличающие ее от простого расслоения:

  1. Верхние слои находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможностями получения вознаграждения) по отношению к нижним слоям.

  2. Верхние слои значительно меньше нижних по количеству входящих в них членов общества.

  1. Пример влияния номинальных параметров на ранговые

Ответ: Номинальные параметры не могут описывать статусные различия или распределение индивидов в группе по рангам, но наличие горизонтальной дифференциации может оказывать существенное влияние на ранговые показатели. Например, очевидна связь между признаком разделения по полу и получаемым доходом, политической принадлежностью и объемом власти, профессией, имеющейся у данной профессиональной категории, и престижем и т. д.

  1. Пример видов стратификации по Сорокину

Ответ: П. А. Сорокин выделил 3 вида стратификации:

  1. Экономическая (выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоёв населения)

  2. Политическая (означает дифференциацию людей на группы с разным уровнем авторитета, возможностей влияния на ход общественных процессов, отражает существование в обществе управляющих и управляемых, начальников и подчиненных).

  3. Профессиональная (предполагает, что люди, принадлежащие к разным профессиям, обладают неравным престижем, неравными возможностями для собственного развития).

  1. Пример индивидуальной и массовой мобильности

Ответ: Индивидуальная мобильность — это перемещение одного человека. Например, отъезд студента на стажировку за границу или присвоение ученого звания.

Массовая мобильность — это перемещение целого коллектива. На мобильность больших социальных групп могут влиять революции, войны, смена политического режима и т. п. Например, в Советской России после 1917 года резко упал статус бывших дворян, купцов, священнослужителей.

  1. Приведите примеры доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ.

Ответ: Доиндустриальное общество - ведущий фактор производства - земля. Примером могут служить античные государства - Греция.


Индустриальное общество - ведущий фактор производства - капитал. Примером может служить Англия в ХIХ веке или США в начале ХХ века.

Постиндустриальное общество - ведущие факторы - информация и человеческий капитал. Можно привести пример Финляндии.

  1. Что является обществом, социальной организацией, массовой и групповой общностью и почему:

  • Семья Ивановых – социальная организация

  • Жители Франции – групповая общность, так как они живут в одной стране

  • Учебная группа – общество, так как у них совместная деятельность

  • Народ ханты – групповая общность, так как у них одна однородность

  • Общество любителей рыбалка – общество, так как они объединились для обсуждения одной конкретной темы.

  • Поклонники Пугачевой – массовая общность, так как это её публика, и они собрались вместе чтобы послушать выступление.

  • Работники пекарни – общество, так как у них совместная деятельность

  • Болельщики Зенита – массовая общность, так как это толпа людей собранная кратковременно.

  • Племя тумба-Юмба – групповая общность, у них одна однородность

  • Сельскохозяйственные работники Аргентины – общество, у них совместная деятельность.

  • Наблюдатели за салютом на день города – массовая общность, толпа людей, которая быстро разойдётся

  • Все жители семьи – социальная организация

  1. Кто создает социальные нормы, и почему люди их соблюдают?

Ответ: Социальные нормы – это исторически сложившиеся и принятые в обществе правила поведения, регламентирующие отношения между людьми.

Наличие социальных ценностей и норм – неотъемлемый признак любого общества. В определённый момент развития человечества люди поняли, что для совместного выживания им необходимо договориться о правилах поведения, обязательных для всех участников сообщества.

Если человек хотел быть частью общины или племени, он обязан был соблюдать принятые в нём законы и правила поведения в социуме. В противном случае его изгоняли, фактически обрекая нарушителя на смерть от хищников или рук представителей враждебных племён.

По мере развития цивилизации нормы и правила поведения в обществе менялись и усложнялись, однако их признаки с течением времени не меняются.

  1. Приведите примеры правовых и неправовых социальных норм, в чем их отличие?


Ответ: Пример правовой нормы - запрет на убийство и ответственность за это деяние, установленная статьёй 105 Уголовного кодекса РФ;

Среди неправовых норм, которые участвуют в регулировании общественных отношений, можно назвать, в частности, следующие:

    • нормы обычаев (например, обмен кольцами во время бракосочетания);

    • религиозные нормы (крещение ребенка, исповедь и т. п.);

    • нормы морали, нравственности (например, не изменять супругу в браке; помочь товарищу в беде), и некоторые другие нормы.

Наиболее важными их отличительными особенностями являются следующие:

  1. характер отношений, на которые накладываются правовые и неправовые социальные нормы.

  2. порядок и способ установления правовых и неправовых норм.

  3. формы или способы выражения правовых и неправовых норм.

  4. формы и средства обеспечения правовых и неправовых норм.

  5. характер и степень определенности мер воздействия, применяемых в случае нарушения содержащихся в социальных нормах велений.

  1. Покажите на примерах, в чем причины нарушения социальных норм.

Ответ: Нарушение социальных норм — это поведение, которое не соответствует установленным обществом поведенческим стандартам.

Различают следующие причины нарушения социальных норм:

        1. Биологические причины. Нарушение социальных норм является биологической потребностью личности. Например, гражданин М. испытывал чувство голода и решил преступить закон путем воровства еды.

        2. Психологические. Человек нарушает социальные нормы вследствие сильного эмоционального потрясения (например, гнев), психических заболеваний.

        3. Экономические. Человек нарушает социальные нормы с целью личного обогащения.

        4. Политические. Нарушение социальных норм способствует продвижению политических интересов.

        5. Религиозные. Человек следует предписаниям определённой религии, которые резко отличаются от установленных обществом правил поведения. Например, жертвоприношение.

        6. Культурные. В этом случае человек нарушает социальные нормы ради творческой самореализации.

        7. Социальные. Поведение человека считается нормальным в определённом социальном круге, но считается недопустимым в обществе.

  1. Каковы Ваши социальные роли?

Ответ: Мои социальные роли – это дочь своих родителей, внучка, подруга, студентка и работник.

  1. Приведите примеры осуществления социального контроля, зачем он нужен?


Ответ: рассмотрим несколько примеров социального контроля:

  • Отношение к учёбе в школе. Если школьник плохо учится, то ему приходится регулярно показывать родителям дневник с плохими оценками. В таких случаях школьнику придётся столкнуться с наказанием. Если же он, наоборот, успешен в учебе, родители могут как-то поощрить его за успехи. Это форма социального контроля в семье.

  • Отношение к чистоте. Любой воспитанный человек знает, что выбрасывать мусор нужно в урну, а не на тротуар или в кусты, но это знание возникает не само по себе. Чаще всего оно является следствием вполне конкретной ситуации, в которой этот человек бросил мусор под ноги и столкнулся с осуждением со стороны окружающих. Это также проявление социального контроля.

Социальный контроль нужен, потому что он выполняет стабилизирующую функцию. Его задача – не допустить беспорядок, который неизбежно бы возник, если бы люди поступали так, как им заблагорассудится.

  1. Приведите примеры формальных и неформальных санкций за нарушение конкретной нормы.

Ответ: Формальные позитивные санкции – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения): например, избрание председателем правления.

Неформальные позитивные санкции – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение и т. п.

  1. В чем разница стимулов и мотивов деятельности человека?

Ответ: к основным отличиям между двумя этими способами влияния на работников относятся:

  • Направленность воздействия: в случае с мотивацией это сугубо внутренний импульс, а стимулирование – это исключительно внешнее влияние;

  • Сущность: стимулирование может носить как положительный, так и отрицательный характер, а мотивация по своей сути бывает только позитивной;

  • Индивидуальность: стимулирование применимо к целым группам людей, мотивация же касается конкретного человека (у каждого субъекта она своя);

  • Срок существования: стимулирование действует до тех пор, пока его не отменит руководство, мотивация же прекращает свое существование в тот момент, когда реализован мотив.

  1. Соц. роли у Маугли и Робинзона Крузо

Ответ: Маугли рос среди диких животных, он
никогда не видел людей, общество. Робинзон Крузо жил в городе вместе с обществом, но попав на необитаемый остров, он с трудом учился приспосабливаться к дикой природе, т. к. он был городским жителем.

  1. Пример конфликта социальных ролей

Ответ: например, на работе женщина успешна в своей профессиональной деятельности, но придя домой она не справляется с ролью жены и матери, потому что либо у неё нет на это времени, либо она просто теряется, когда пытается что-то сделать.

  1. Зачем и как манипулировать общественным мнением?

Ответ: воздействие на общественное мнение – одна из ведущих функций СМИ. Манипулирование общественным мнением в большинстве случаев основывается на использовании стереотипов. Для успешной манипуляции общественным мнением необходимо иметь надежную «карту стереотипов» разных групп и слоев населения.

Манипулирование применяется в политической коммуникации, в публичных выступлениях. Большинство манипулятивных техник входит в основу информационного воздействия и нейролингвистического программирования.

В какой бы области ни применялось манипулирование, его цели и приемы остаются скрытыми для общества, человек, как объект манипуляции, обесценивается. Манипуляция направлена на изменение общественного мнения, а затем и поведения в выгодном для манипулятора направлении. Для достижения данной задачи нужно вызвать у аудитории определенную, причем, сильную эмоцию, также используются стереотипы общества, которые, к сожалению, известны манипуляторам.

  1. Как отличается общественное мнение различных слоев общества?

Ответ: Общественное мнение действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных классов, групп и слоев населения. В этом смысле можно говорить не только об общественном мнении всей страны, но и об общественном мнении, например, рабочих, молодежи, того или иного региона, и т.п. Таким образом., применительно к названным общностям носителем (субъектом) общественного мнения может выступать как общность в целом, так и любые составляющие ее части – независимо от содержания их суждений