Файл: Ответ стратификация имеет две существенные характеристики, отличающие ее от простого расслоения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Пример отличия расслоения от стратификации
Ответ: стратификация имеет две существенные характеристики, отличающие ее от простого расслоения:
-
Верхние слои находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможностями получения вознаграждения) по отношению к нижним слоям. -
Верхние слои значительно меньше нижних по количеству входящих в них членов общества.
-
Пример влияния номинальных параметров на ранговые
Ответ: Номинальные параметры не могут описывать статусные различия или распределение индивидов в группе по рангам, но наличие горизонтальной дифференциации может оказывать существенное влияние на ранговые показатели. Например, очевидна связь между признаком разделения по полу и получаемым доходом, политической принадлежностью и объемом власти, профессией, имеющейся у данной профессиональной категории, и престижем и т. д.
-
Пример видов стратификации по Сорокину
Ответ: П. А. Сорокин выделил 3 вида стратификации:
-
Экономическая (выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоёв населения) -
Политическая (означает дифференциацию людей на группы с разным уровнем авторитета, возможностей влияния на ход общественных процессов, отражает существование в обществе управляющих и управляемых, начальников и подчиненных). -
Профессиональная (предполагает, что люди, принадлежащие к разным профессиям, обладают неравным престижем, неравными возможностями для собственного развития).
-
Пример индивидуальной и массовой мобильности
Ответ: Индивидуальная мобильность — это перемещение одного человека. Например, отъезд студента на стажировку за границу или присвоение ученого звания.
Массовая мобильность — это перемещение целого коллектива. На мобильность больших социальных групп могут влиять революции, войны, смена политического режима и т. п. Например, в Советской России после 1917 года резко упал статус бывших дворян, купцов, священнослужителей.
-
Приведите примеры доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ.
Ответ: Доиндустриальное общество - ведущий фактор производства - земля. Примером могут служить античные государства - Греция.
Индустриальное общество - ведущий фактор производства - капитал. Примером может служить Англия в ХIХ веке или США в начале ХХ века.
Постиндустриальное общество - ведущие факторы - информация и человеческий капитал. Можно привести пример Финляндии.
-
Что является обществом, социальной организацией, массовой и групповой общностью и почему:
-
Семья Ивановых – социальная организация -
Жители Франции – групповая общность, так как они живут в одной стране -
Учебная группа – общество, так как у них совместная деятельность -
Народ ханты – групповая общность, так как у них одна однородность -
Общество любителей рыбалка – общество, так как они объединились для обсуждения одной конкретной темы. -
Поклонники Пугачевой – массовая общность, так как это её публика, и они собрались вместе чтобы послушать выступление. -
Работники пекарни – общество, так как у них совместная деятельность -
Болельщики Зенита – массовая общность, так как это толпа людей собранная кратковременно. -
Племя тумба-Юмба – групповая общность, у них одна однородность -
Сельскохозяйственные работники Аргентины – общество, у них совместная деятельность. -
Наблюдатели за салютом на день города – массовая общность, толпа людей, которая быстро разойдётся -
Все жители семьи – социальная организация
-
Кто создает социальные нормы, и почему люди их соблюдают?
Ответ: Социальные нормы – это исторически сложившиеся и принятые в обществе правила поведения, регламентирующие отношения между людьми.
Наличие социальных ценностей и норм – неотъемлемый признак любого общества. В определённый момент развития человечества люди поняли, что для совместного выживания им необходимо договориться о правилах поведения, обязательных для всех участников сообщества.
Если человек хотел быть частью общины или племени, он обязан был соблюдать принятые в нём законы и правила поведения в социуме. В противном случае его изгоняли, фактически обрекая нарушителя на смерть от хищников или рук представителей враждебных племён.
По мере развития цивилизации нормы и правила поведения в обществе менялись и усложнялись, однако их признаки с течением времени не меняются.
-
Приведите примеры правовых и неправовых социальных норм, в чем их отличие?
Ответ: Пример правовой нормы - запрет на убийство и ответственность за это деяние, установленная статьёй 105 Уголовного кодекса РФ;
Среди неправовых норм, которые участвуют в регулировании общественных отношений, можно назвать, в частности, следующие:
-
нормы обычаев (например, обмен кольцами во время бракосочетания); -
религиозные нормы (крещение ребенка, исповедь и т. п.); -
нормы морали, нравственности (например, не изменять супругу в браке; помочь товарищу в беде), и некоторые другие нормы.
Наиболее важными их отличительными особенностями являются следующие:
-
характер отношений, на которые накладываются правовые и неправовые социальные нормы. -
порядок и способ установления правовых и неправовых норм. -
формы или способы выражения правовых и неправовых норм. -
формы и средства обеспечения правовых и неправовых норм. -
характер и степень определенности мер воздействия, применяемых в случае нарушения содержащихся в социальных нормах велений.
-
Покажите на примерах, в чем причины нарушения социальных норм.
Ответ: Нарушение социальных норм — это поведение, которое не соответствует установленным обществом поведенческим стандартам.
Различают следующие причины нарушения социальных норм:
-
Биологические причины. Нарушение социальных норм является биологической потребностью личности. Например, гражданин М. испытывал чувство голода и решил преступить закон путем воровства еды. -
Психологические. Человек нарушает социальные нормы вследствие сильного эмоционального потрясения (например, гнев), психических заболеваний. -
Экономические. Человек нарушает социальные нормы с целью личного обогащения. -
Политические. Нарушение социальных норм способствует продвижению политических интересов. -
Религиозные. Человек следует предписаниям определённой религии, которые резко отличаются от установленных обществом правил поведения. Например, жертвоприношение. -
Культурные. В этом случае человек нарушает социальные нормы ради творческой самореализации. -
Социальные. Поведение человека считается нормальным в определённом социальном круге, но считается недопустимым в обществе.
-
Каковы Ваши социальные роли?
Ответ: Мои социальные роли – это дочь своих родителей, внучка, подруга, студентка и работник.
-
Приведите примеры осуществления социального контроля, зачем он нужен?
Ответ: рассмотрим несколько примеров социального контроля:
-
Отношение к учёбе в школе. Если школьник плохо учится, то ему приходится регулярно показывать родителям дневник с плохими оценками. В таких случаях школьнику придётся столкнуться с наказанием. Если же он, наоборот, успешен в учебе, родители могут как-то поощрить его за успехи. Это форма социального контроля в семье. -
Отношение к чистоте. Любой воспитанный человек знает, что выбрасывать мусор нужно в урну, а не на тротуар или в кусты, но это знание возникает не само по себе. Чаще всего оно является следствием вполне конкретной ситуации, в которой этот человек бросил мусор под ноги и столкнулся с осуждением со стороны окружающих. Это также проявление социального контроля.
Социальный контроль нужен, потому что он выполняет стабилизирующую функцию. Его задача – не допустить беспорядок, который неизбежно бы возник, если бы люди поступали так, как им заблагорассудится.
-
Приведите примеры формальных и неформальных санкций за нарушение конкретной нормы.
Ответ: Формальные позитивные санкции – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения): например, избрание председателем правления.
Неформальные позитивные санкции – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение и т. п.
-
В чем разница стимулов и мотивов деятельности человека?
Ответ: к основным отличиям между двумя этими способами влияния на работников относятся:
-
Направленность воздействия: в случае с мотивацией это сугубо внутренний импульс, а стимулирование – это исключительно внешнее влияние; -
Сущность: стимулирование может носить как положительный, так и отрицательный характер, а мотивация по своей сути бывает только позитивной; -
Индивидуальность: стимулирование применимо к целым группам людей, мотивация же касается конкретного человека (у каждого субъекта она своя); -
Срок существования: стимулирование действует до тех пор, пока его не отменит руководство, мотивация же прекращает свое существование в тот момент, когда реализован мотив.
-
Соц. роли у Маугли и Робинзона Крузо
Ответ: Маугли рос среди диких животных, он
никогда не видел людей, общество. Робинзон Крузо жил в городе вместе с обществом, но попав на необитаемый остров, он с трудом учился приспосабливаться к дикой природе, т. к. он был городским жителем.
-
Пример конфликта социальных ролей
Ответ: например, на работе женщина успешна в своей профессиональной деятельности, но придя домой она не справляется с ролью жены и матери, потому что либо у неё нет на это времени, либо она просто теряется, когда пытается что-то сделать.
-
Зачем и как манипулировать общественным мнением?
Ответ: воздействие на общественное мнение – одна из ведущих функций СМИ. Манипулирование общественным мнением в большинстве случаев основывается на использовании стереотипов. Для успешной манипуляции общественным мнением необходимо иметь надежную «карту стереотипов» разных групп и слоев населения.
Манипулирование применяется в политической коммуникации, в публичных выступлениях. Большинство манипулятивных техник входит в основу информационного воздействия и нейролингвистического программирования.
В какой бы области ни применялось манипулирование, его цели и приемы остаются скрытыми для общества, человек, как объект манипуляции, обесценивается. Манипуляция направлена на изменение общественного мнения, а затем и поведения в выгодном для манипулятора направлении. Для достижения данной задачи нужно вызвать у аудитории определенную, причем, сильную эмоцию, также используются стереотипы общества, которые, к сожалению, известны манипуляторам.
-
Как отличается общественное мнение различных слоев общества?
Ответ: Общественное мнение действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных классов, групп и слоев населения. В этом смысле можно говорить не только об общественном мнении всей страны, но и об общественном мнении, например, рабочих, молодежи, того или иного региона, и т.п. Таким образом., применительно к названным общностям носителем (субъектом) общественного мнения может выступать как общность в целом, так и любые составляющие ее части – независимо от содержания их суждений