Файл: Дисциплина Подготовка педагога дополнительного образования в области социальнопедагогической деятельности Практическое задание 4 Обучающийся Мальцева Аксана Геннадьевна Преподаватель Лапоногова Валентина Алексеевна.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)

Дисциплина: Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

Практическое задание 4


Выполнил:

Обучающийся Мальцева Аксана Геннадьевна

Преподаватель:

Лапоногова Валентина Алексеевна

Задание-1

Источники самообразования педагога:




  • Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность системы ДО (выработка методических рекомендаций по применению эффективных методов, приёмов, технологий обучения)


  • Психолого-педагогическая, методическая и другая научная литература, периодическая печать, СМИ, интернет (разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования);


  • Удовлетворение запросов родителей и учащихся на образовательную деятельность (разработка дидактических материалов, тестов, наглядности);


  • Повышение квалификации (повышение качества преподавания);


  • Практический опыт коллег, эффективный педагогический опыт (обобщение опыта по исследуемой теме)


  • Обобщение собственной практической деятельности, высокая мотивация на успешную самореализацию в профессиональной деятельности (создание комплектов методических разработок)


Задание-2

  1. Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Поэтому необходимо повысить свой теоретический, научно-методический уровень, а так же профессиональное мастерство.


  2. Владение системой обучающих и воспитательных умений и навыков, которые в своей совокупности позволяют осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться более успешного обучения и воспитания учеников. Моим достижением будет считаться повышение профессионального мастерства, обобщение опыта самообразования, овладение эффективными воспитательными технологиями и способами их использования в образовательной деятельности. Результаты будут выражаться в моей компетентности и в достижениях воспитанников.


  3. Программа профессионального роста выстраивается на основе процессуальных действий:


    1. Выбор темы исследования с учётом потенциальных возможностей и педагогического мастерства


    2. Отбор научной и научно-методической литературы по теме исследования


    3. Разработка различного рода творческих заданий промежуточного и итогового характера по теме индивидуального исследования с учётом конечных и промежуточных целей и итоговых показателей развития


    4. Систематизация, классификация заданий с учётом плана работы по программе профессионального роста на каждый год


    5. Анализ результатов собственной деятельности. Конструирование собственной педагогической системы на основе обобщения результатов опытно-экспериментальной работы


    6. Преобразование новаций в инновационный опыт учителя путём выстраивания системы этих новаций с опорой на учебно-исследовательский процесс


    7. Разработка программы ориентировочного внедрения результатов иновационного опыта преподавателя


  4. Ожидаемый результат


    1. Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;


    2. Повышение уровня педагогической компетентности и профессионально мастерства


    3. Изучение и применение эффективных технологий

      Задачи


    4. Изучение учебно-методической литературы, опыта педагогов


    5. Овладение новыми технологиями путём изучения и внедрения их в учебно-воспитательный процесс


    6. Развитие творческого потенциала


    7. Совершенствование традиционных и развитие новых педагогических технологий


    8. Повышение качества преподавания


  5. Реализация программы самообразования предусматривает подбор и анализ литературы, поиск адресов передового педагогического опыта, изучение полученного банка данных по проблеме, оформление картотеки, знакомство с практическим опытом других педагогов, учреждений, посещение курсов, участие в методической работе, подготовка сообщений и методических материалов.


  6. Освоение программы будет успешной, если:


    1. Овладею методикой работы с детьми


    2. Адаптирую программу к педагогической деятельности


    3. Конченым результатом работы станет обобщение материала в форме курсовой работы, что даст возможность реализовать принцип непрерывности в системе профессионального образования.


  7. Передача опыта коллегам будет осуществляться в формате выступления: заседаниях, педсовете, семинары, конференции, педагогические чтения, форумы.



Задание-3

Фамилия, имя. отчество педагога

 Сульнина Полина Олеговна

Наименование образовательного учреждения, район (город)

 МБУ КСК «просто» Казань

Программа (указать название программы,  тип, направленность по образовательным областям, по педагогическим целям: образовательная или досуговая, по срокам реализации, по охвату детей, по особенностям контингента обучающихся :общая, для одаренных детей, коррекционная и др.)

 «В мире искусств»

Программа направлена на познавательное, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное развитие;

Программа стремится реализовать формирование развитие личности, с помощью проведения досуга в учреждении; программа рассчитана на один календарный месяц, два занятия в неделю, и является общей досуговой

Тема занятия

 Разнообразие жанров изобразительного искусства

Возраст обучающихся

 9-12 лет

Тип занятия

 Усвоение новых знаний

Цели и задачи занятия

 Предоставить возможность обучающимся получить знания, умения и навыки;

познакомить с жанрами изобразительного искусства;

мотивировать творческий потенциал;

Форма занятия

 Фронтальный, индивидуальный

Методы

 Наглядности; сравнения; диалогичности

Дидактические средства

 Наглядные пособия: цветные карандаши и фломастеры, цветная бумага и пр. канцелярия

ПК, экран для показа презентаций.

Используемая литература

 Дэвид Хокни и Мартин Гейфорд, «История картин для детей»;

Ад Маргинем, «Как устроен музей»;

Валентина Бялик, «История русской живописи в шедеврах Третьяковской галереи»;

«Википедия»

Этапы занятия

1. Организационный этап

Данный этап предполагает:

1.1 постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе занятия (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на занятии была эффективной);

1.2 определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе занятия; описание критериев достижения целей и задач данного этапа занятия;

1.3 описание методов организации работы учащихся на занятии, методов мотивирования, настроя учащихся на учебную деятельность, предмет и тему занятия (с учетом реальных особенностей объединения, с которым работает педагог)

 Перед началом занятия педагогу проверить готовность оборудования и помещение.

Учащиеся должны чувствовать себя комфортно в созданной среде, должны концентрировать внимание на то, что говорит и показывает преподаватель. При соблюдении данных условий усвоение новых знаний и навыков будет эффективнее.

Педагог должен сконцентрировать внимание на себе; сформулировать тему занятия так, чтобы она стала привлекательной и понятной; сформировать из обучающихся общий коллектив;

Когда учащиеся сформированы в общий коллектив (это можно выяснить задавая общие вопросы), преподаватель объясняет правила (в зависимости от выбранной формы: игра, викторина, урок и т.д.)

Возникновению атмосферы открытого и непринуждённого общения на учебном занятии будет способствовать точно найденная педагогическая мизансцена. Для большей вовлеченности учащихся в образовательный процесс применяется методика игровой деятельности. В процессе занятие педагог может корректировать ход игры. В данном случае игра предполагается ролевая (учащиеся искусствоведы разных жанров)

2. Изучение нового материала

Данный этап предполагает:

2.1 постановку конкретной учебной цели задачи перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе занятия);

2.2 определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном этапе занятия;

2.3 изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;

2.4 описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

2.5 описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности, межличностного взаимодействия учащихся с учетом особенностей объединения, в котором работает педагог;

2.6 описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

2.7 описание методов мотиви­рования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала

 

 Работу по изучению нового материала эффективно начать с актуализации уже имеющихся у детей знаний по данной теме. Поэтому детям показываются иллюстрации, произведения искусств, педагог общается с детьми.

Учащиеся должны познакомиться с жанрами искусств и отличать их друг от друга;

Педагог помогает получить обучающимся новые знания и навыки соблюдая правила игры, которые установлены в начале. Выявляет пробелы и заинтересованность обучающихся;

Если данная тема изучается уже не одно занятие, то целесообразно начать основной этап с повторения пройденного материала. Педагог проводит краткий обзор предыдущего занятия, предлагая вспомнить тему и основную мысль, сделанные выводы;

- практическое использование теоретического материала в ходе выполнения творческой работы или проведения игровых моментов;

- обобщающая часть занятия – детям предлагается самим дать оценку информации и выделить основную мысль;

-контрольная часть занятия, в ходе которой задаются контрольные вопросы, и педагог может выявить уровень усвоения воспитанниками темы;

Педагог наблюдает на какой вид изобразительного искусства учащиеся обратили внимание;

педагог ведёт диалог, а не просто зачитывает материал; спрашивает: что вам известно о том, «что показано на экране?» и т.д.

Педагог делает выводы по ответам учащихся. Если учащиеся неактивны, необходимо спросить, что они думают. Предложить учащимся самим стать профессионалами в каком-либо жанре искусства;

Каждый обучающийся попробовал несколько вариантов изобразительного искусства; обучающиеся активно рассказывают, чтохотели изобразить

Предложить провести выставку работ для желающих, подарить родителям, наградить призами.

3. Закрепление нового материала

предполагающее:

3.1 постановку конкретной учебной цели задачи перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе занятия);

3.2 определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном этапе занятия;

3.3 описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог;

3.4 организация самостоятельной деятельности учащихся;

3.5 описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала, формы организации обратной связи «педагог – учащиеся»;

3.6 описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

 

 Формирование навыков исполнительности, аккуратности, самостоятельности;

Воспитание навыков культуры

Формирование потребности применять полученные знания и навыки на практике

Развитие стремления к самовыражению;

На каждом занятии обучающимся будет предложено воссоздать в своём понимании произведение искусства, и презентовать их перед другими (по желанию, либо провести диалог с преподавателем);

Каждому ученику предлагается самостоятельно, либо в группе/паре, воссоздать произведение искусства из дидактических материалов. Ученик может самостоятельно выбирать жанр и произведение искусства

Встреча педагога с детьми на занятии несёт многопланову информацию: познавательную, эмоциональную, коммуникативную. Следовательно критерии степени усвоения проявляются в культуре речевой деятельности, методической организации учебно-творческого процесса, взаимоотношении участников занятия, использование разнообразных средств обучения;

В хоте занятия педагог анализирует деятельность детей, даёт советы и рекомендации по применению изученного материала, а так же педагог мобилизирует воспитанников на оценку самого занятия, что даёт возможность оценить правильность выбора форм и методов работы с детьми, прогнозировать формы и содержание будущих занятий

4. Задание на дом, включающее:

4.1 постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

4.2 определение целей, которые хочет достичь педагог, задавая задание на дом;

4.3 определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

 

 По данной программе задание на дом не подразумевается, так как программа досуговая, а не общеобразовательная. Обучающимся может быть предложено сделать с родителями, в группах или в парах произведение искусства для выставки. Целью домашнего задания будет являться более глубокое познание жанров воспитанниками. Преподаватель выявит интерес у обучающихся и поспособствует дальнейшему развитию – цель, которую хочет достичь педагог. Успешностью для обучающихся будет то, что они самостоятельно найдут информацию и попробуют что-то сделать (самоорганизация)



Задание-4

Компонент  занятия

Характеристика

цели, задачи обучения и воспитания ребенка в границах темы занятия

 Цель учебного занятия – модель или образ желаемого результата. Цель носит триединый характер и реализуется через решение обучающих, развивающих и воспитательных задач.

Обучающие задачи:

-обеспечение в ходе занятия усвоения основных понятий, терминов и т.д.

-обеспечить в ходе выполнения заданий усвоение способов изготовления

-сформировать специальные умения

Развивающие задачи:

-способствовать развитию внимание, памяти, мышления

-способствовать развитию эмоций, чувств ребёнка, волевых качеств и развитию творческих способностей

Воспитательные задачи:

-развитие личностных качеств ребёнка, нравственности

содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия

 Учебное занятие должно выполнять триединую цель обучения, развития и воспитания. Для этого нужно тщательно подготовиться:

Текст учебного занятия (гибкая, допускающая изменения система, объединяющая содержание и структуру занятия, является объектом совместного внимания педагога и воспитанников)

Содержание учебного занятия (отобранные и структурированные педагогом в соответствии с замыслом занятия элементы, приёмы, методы познавательно-творческой деятельности детей, объединенные личностно-значимым событием)

Форма учебного занятия (взаиморасположение и взаимозависимость всех структурных элементов занятия, ведущие у раскрытию его смыслов и обусловленные содержанием и характером взаимодействия)

Методика (набор способов организации взаимодействия участников, на основе созданного педагогом текста)

Взаимодействие (специально организованный педагогом ценностно-смысловой контекст, особая атмосфера как условие диалога)

Мизансцена (расположение участников занятия в процессе взаимодействия, помогающее актуализировать личностные смысла происходящего)

формы и способы взаимодействия с детьми, общение

 В создании атмосферы диалога в процессе занятия педагогу следует соблюдать следующие формы:

Толерантность (восприятие точки зрения другого как самоценной)

Психологическая безопастность (создание условий личностной защищённости участников. благоприятной психологической среды на занятии)

Событийность (организация актуального переживания ребёнком учебно-творческих ситуаций в значимой для него событийной форме)

образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала

 Перед проведением занятия педагогом подготавливаются учебно-методические материалы: раздаточный материал, аудио-, видеотека и др. Необходимо также продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала. Если есть необходимость, определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объёме и форма самостоятельной работы, разрабатывается краткий конспект учебного занятия.

методы и приемы обучения и воспитания ребенка в границах темы занятия

 Практическое использование теоретического материала в ходе выполнения творческой работы или проведения игровых моментов.

-Обобщающая часть занятия – детям предлагается самим дать оценку информации и выделить основную мысль, заложенную в материале.

-Контрольная часть занятия, в ходе которой задаются контрольные вопросы, и педаагог может выявить уровень усвоения воспитанниками темы или раздела дополнительной общеобразовательной программы и уровень выполнения проставленных в начале занятия целей и задач

Важное место в ходе занятия имеет физкультминутка. Если деятельность коллектива изначально не связана с интенсивной физической нагрузкой. Педагог сам определяет место и время физкультурной паузы, обосновывая свой выбор спецификой деятельности коллектива в целом и учебной деятельности детей на данном занятии в частности.

ведущие виды деятельности участников занятия

 Вид деятельности программы должен решать задачи:

Осуществление работы по реализации образовательных программ ДО по определённому виду деятельности

Осуществление работы на основании различных видов образовательных программ

Оказание необходимых услуг в сфере удовлетворения образовательных потребностей и интересов детей

Обеспечение необходимого уровня образовательного процесса, в соответствии с запросами общества и государства



Задание-5

Форма проведения внеурочных мероприятий

Характеристика

Конкретный пример реализации (где применяется и зачем)

Гонка

Несколько команд в течение всей игры набирают очки. Выигрывает команда, набравшая больше всех очков

«Весёлые старты», с каждым приходом сезона, событиийным мероприятием весёлые старты являются регулярной формой проведения внеурочных мероприятий. Применяется для сплочения коллективы, разнообразия педагогического процесса, а так же для формирования определённых качеств воспитанников.

Дуэль

В начале игры у двух команд одинаковое число участников. При проигрыше команды из её числаудаляется один участник. Игра идёт до тех пор, пока у кого-либо не закончатся игроки

«Викторина». Мероприятие предлагает продемонстрировать эрудицию, смекалку, логику и интуицию. Применяется как форма проверки знания, закрепления и познания нового, а так же ради развлечения. Данный вид мероприятия даёт возможность участникам проявить свою индивидуальность на благо команды.

Турнир

Тип «Брейн-ринга» - когда одна команда вызывает на «бой» всю аудиторию. Побеждает победитель последнего тура

«КВН». Мероприятие демонстрирует творческие коллективы, которые соревнуются друг с другом. Используются различные форматы в зависимости от возраста участников. Данный вид мероприятия предлагает участникам проявить находчивость, а так же даёт возможность проявить себя публично.

Творец

Главная цель игры – создание чего-либо нового, открытие загадочной картины и проч.

«КВЕСТ». Существуют различные формы данного мероприятия. Направлено на командообразование и возможно использовать как «тимбилдинг», а так же выявление лидера среди воспитанников

Интерактивная ролевая «Квест-игра» . Задача участников решить головоломку и объяснить что произошло. Задание для каждого участника индивидуальное

Данная форма выбрана из-за возрастных потребностей участников: желание изучать других (в том числе противоположный пол), путём общения. Квест предлагает участникам побывать в роли персонажа и выполнить индивидуальное задание.

Цель игры заключается в том, чтобы через дидактические методики раскрыть и познакомить участников друг с другом и дать им возможность общаться. Задачи игры: создание благоприятной и комфортной атмосферы (погружение в квест: объяснение правил, ролей и т.д.); обращение внимание на важность общения ( в ходе квеста необходимо делиться информацией друг с другом).


Квест начинается с объяснения правила: всё что происходит в игре – остаётся в игре ( какие-либо конфликты персонажей не нужно переносить в жизнь). Объясняется локация и свойства реквизита. Раздаются роли и объясняются задачи каждого персонажа. Педагог должен следить, чтобы прак=вила не нарушались, а так же, чтобы участники квеста не «выпадали» из игры, а принимали активное участие
Задание-6

Форма организации досуга

Формируемые творческие качества личности

Примеры реализации

Кружки и секции

Секции имеют спортивную направленность деятельности, а кружки могут быть творческие, технические и пр., но в основном с одним направлением деятельности. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки и секции способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельности и повышение качества подготовки к учебным предметам.

Обучению конкретным творческим навыкам, знаниям и умениях

Художественные школы прикладного искусства, где дети овладевают техниками выбранного вида искусства

Студии и центры

Многопрофильные объединения, часто включающие в себя несколько кружков, объединений и секций. Овладения знаниями о культуре и нахождении своего творческого начал в культуре.

Центр народного творчества и прикладного искусства. Тематические матер-классы и занятия.

Клубные объединения

Многопрофильные объединение творческого, спортивного социально-педагогического направлений деятельности, также является отдельным структурным подразделением образовательного учреждения. Клубную деятеьность от деятельности других объединений отличает наличие самоуправления и органа самоуправления, поэтому на занятиях больше неформального личностно ориентированного общения между взрослыми и детьми, что позволяет раскрыть самостоятельное творческое начало обучающегося.

Клубное объединение «Мастерок». Обучающимся предлагается посетить мастер-классы, во время которых они производят творческий продукт декоративно-прикладного искусства