Файл: Дисциплина Подготовка педагога дополнительного образования в области социальнопедагогической деятельности Практическое задание 4 Обучающийся Мальцева Аксана Геннадьевна Преподаватель Лапоногова Валентина Алексеевна.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)
Дисциплина: Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности
Практическое задание 4
Выполнил:
Обучающийся Мальцева Аксана Геннадьевна
Преподаватель:
Лапоногова Валентина Алексеевна
Задание-1
Источники самообразования педагога:
-
Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность системы ДО (выработка методических рекомендаций по применению эффективных методов, приёмов, технологий обучения) -
Психолого-педагогическая, методическая и другая научная литература, периодическая печать, СМИ, интернет (разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования); -
Удовлетворение запросов родителей и учащихся на образовательную деятельность (разработка дидактических материалов, тестов, наглядности); -
Повышение квалификации (повышение качества преподавания); -
Практический опыт коллег, эффективный педагогический опыт (обобщение опыта по исследуемой теме) -
Обобщение собственной практической деятельности, высокая мотивация на успешную самореализацию в профессиональной деятельности (создание комплектов методических разработок)
Задание-2
-
Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Поэтому необходимо повысить свой теоретический, научно-методический уровень, а так же профессиональное мастерство. -
Владение системой обучающих и воспитательных умений и навыков, которые в своей совокупности позволяют осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться более успешного обучения и воспитания учеников. Моим достижением будет считаться повышение профессионального мастерства, обобщение опыта самообразования, овладение эффективными воспитательными технологиями и способами их использования в образовательной деятельности. Результаты будут выражаться в моей компетентности и в достижениях воспитанников. -
Программа профессионального роста выстраивается на основе процессуальных действий:-
Выбор темы исследования с учётом потенциальных возможностей и педагогического мастерства -
Отбор научной и научно-методической литературы по теме исследования -
Разработка различного рода творческих заданий промежуточного и итогового характера по теме индивидуального исследования с учётом конечных и промежуточных целей и итоговых показателей развития -
Систематизация, классификация заданий с учётом плана работы по программе профессионального роста на каждый год -
Анализ результатов собственной деятельности. Конструирование собственной педагогической системы на основе обобщения результатов опытно-экспериментальной работы -
Преобразование новаций в инновационный опыт учителя путём выстраивания системы этих новаций с опорой на учебно-исследовательский процесс -
Разработка программы ориентировочного внедрения результатов иновационного опыта преподавателя
-
-
Ожидаемый результат-
Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики; -
Повышение уровня педагогической компетентности и профессионально мастерства -
Изучение и применение эффективных технологий
Задачи -
Изучение учебно-методической литературы, опыта педагогов -
Овладение новыми технологиями путём изучения и внедрения их в учебно-воспитательный процесс -
Развитие творческого потенциала -
Совершенствование традиционных и развитие новых педагогических технологий -
Повышение качества преподавания
-
-
Реализация программы самообразования предусматривает подбор и анализ литературы, поиск адресов передового педагогического опыта, изучение полученного банка данных по проблеме, оформление картотеки, знакомство с практическим опытом других педагогов, учреждений, посещение курсов, участие в методической работе, подготовка сообщений и методических материалов. -
Освоение программы будет успешной, если:-
Овладею методикой работы с детьми -
Адаптирую программу к педагогической деятельности -
Конченым результатом работы станет обобщение материала в форме курсовой работы, что даст возможность реализовать принцип непрерывности в системе профессионального образования.
-
-
Передача опыта коллегам будет осуществляться в формате выступления: заседаниях, педсовете, семинары, конференции, педагогические чтения, форумы.
Задание-3
Фамилия, имя. отчество педагога | Сульнина Полина Олеговна |
Наименование образовательного учреждения, район (город) | МБУ КСК «просто» Казань |
Программа (указать название программы, тип, направленность по образовательным областям, по педагогическим целям: образовательная или досуговая, по срокам реализации, по охвату детей, по особенностям контингента обучающихся :общая, для одаренных детей, коррекционная и др.) | «В мире искусств» Программа направлена на познавательное, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное развитие; Программа стремится реализовать формирование развитие личности, с помощью проведения досуга в учреждении; программа рассчитана на один календарный месяц, два занятия в неделю, и является общей досуговой |
Тема занятия | Разнообразие жанров изобразительного искусства |
Возраст обучающихся | 9-12 лет |
Тип занятия | Усвоение новых знаний |
Цели и задачи занятия | Предоставить возможность обучающимся получить знания, умения и навыки; познакомить с жанрами изобразительного искусства; мотивировать творческий потенциал; |
Форма занятия | Фронтальный, индивидуальный |
Методы | Наглядности; сравнения; диалогичности |
Дидактические средства | Наглядные пособия: цветные карандаши и фломастеры, цветная бумага и пр. канцелярия ПК, экран для показа презентаций. |
Используемая литература | Дэвид Хокни и Мартин Гейфорд, «История картин для детей»; Ад Маргинем, «Как устроен музей»; Валентина Бялик, «История русской живописи в шедеврах Третьяковской галереи»; «Википедия» |
Этапы занятия | |
1. Организационный этап Данный этап предполагает: 1.1 постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе занятия (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на занятии была эффективной); 1.2 определение 1.3 описание методов организации работы учащихся на занятии, методов мотивирования, настроя учащихся на учебную деятельность, предмет и тему занятия (с учетом реальных особенностей объединения, с которым работает педагог) | Перед началом занятия педагогу проверить готовность оборудования и помещение. Учащиеся должны чувствовать себя комфортно в созданной среде, должны концентрировать внимание на то, что говорит и показывает преподаватель. При соблюдении данных условий усвоение новых знаний и навыков будет эффективнее. Педагог должен сконцентрировать внимание на себе; сформулировать тему занятия так, чтобы она стала привлекательной и понятной; сформировать из обучающихся общий коллектив; Когда учащиеся сформированы в общий коллектив (это можно выяснить задавая общие вопросы), преподаватель объясняет правила (в зависимости от выбранной формы: игра, викторина, урок и т.д.) Возникновению атмосферы открытого и непринуждённого общения на учебном занятии будет способствовать точно найденная педагогическая мизансцена. Для большей вовлеченности учащихся в образовательный процесс применяется методика игровой деятельности. В процессе занятие педагог может корректировать ход игры. В данном случае игра предполагается ролевая (учащиеся искусствоведы разных жанров) |
2. Изучение нового материала Данный этап предполагает: 2.1 постановку конкретной учебной 2.2 определение 2.3 изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися; 2.4 описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; 2.5 описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности, межличностного взаимодействия учащихся с учетом особенностей объединения, в котором работает педагог; 2.6 описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; 2.7 описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала | Работу по изучению нового материала эффективно начать с актуализации уже имеющихся у детей знаний по данной теме. Поэтому детям показываются иллюстрации, произведения искусств, педагог общается с детьми. Учащиеся должны познакомиться с жанрами искусств и отличать их друг от друга; Педагог помогает получить обучающимся новые знания и навыки соблюдая правила игры, которые установлены в начале. Выявляет пробелы и заинтересованность обучающихся; Если данная тема изучается уже не одно занятие, то целесообразно начать основной этап с повторения пройденного материала. Педагог проводит краткий обзор предыдущего занятия, предлагая вспомнить тему и основную мысль, сделанные выводы; - практическое использование теоретического материала в ходе выполнения творческой работы или проведения игровых моментов; - обобщающая часть занятия – детям предлагается самим дать оценку информации и выделить основную мысль; -контрольная часть занятия, в ходе которой задаются контрольные вопросы, и педагог может выявить уровень усвоения воспитанниками темы; Педагог наблюдает на какой вид изобразительного искусства учащиеся обратили внимание; педагог ведёт диалог, а не просто зачитывает материал; спрашивает: что вам известно о том, «что показано на экране?» и т.д. Педагог делает выводы по ответам учащихся. Если учащиеся неактивны, необходимо спросить, что они думают. Предложить учащимся самим стать профессионалами в каком-либо жанре искусства; Каждый обучающийся попробовал несколько вариантов изобразительного искусства; обучающиеся активно рассказывают, чтохотели изобразить Предложить провести выставку работ для желающих, подарить родителям, наградить призами. |
3. Закрепление нового материала предполагающее: 3.1 постановку конкретной учебной 3.2 определение 3.3 описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог; 3.4 организация самостоятельной деятельности учащихся; 3.5 описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала, формы организации обратной связи «педагог – учащиеся»; 3.6 описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. | Формирование навыков исполнительности, аккуратности, самостоятельности; Воспитание навыков культуры Формирование потребности применять полученные знания и навыки на практике Развитие стремления к самовыражению; На каждом занятии обучающимся будет предложено воссоздать в своём понимании произведение искусства, и презентовать их перед другими (по желанию, либо провести диалог с преподавателем); Каждому ученику предлагается самостоятельно, либо в группе/паре, воссоздать произведение искусства из дидактических материалов. Ученик может самостоятельно выбирать жанр и произведение искусства Встреча педагога с детьми на занятии несёт многопланову информацию: познавательную, эмоциональную, коммуникативную. Следовательно критерии степени усвоения проявляются в культуре речевой деятельности, методической организации учебно-творческого процесса, взаимоотношении участников занятия, использование разнообразных средств обучения; В хоте занятия педагог анализирует деятельность детей, даёт советы и рекомендации по применению изученного материала, а так же педагог мобилизирует воспитанников на оценку самого занятия, что даёт возможность оценить правильность выбора форм и методов работы с детьми, прогнозировать формы и содержание будущих занятий |
4. Задание на дом, включающее: 4.1 постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); 4.2 определение целей, которые хочет достичь педагог, задавая задание на дом; 4.3 определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. | По данной программе задание на дом не подразумевается, так как программа досуговая, а не общеобразовательная. Обучающимся может быть предложено сделать с родителями, в группах или в парах произведение искусства для выставки. Целью домашнего задания будет являться более глубокое познание жанров воспитанниками. Преподаватель выявит интерес у обучающихся и поспособствует дальнейшему развитию – цель, которую хочет достичь педагог. Успешностью для обучающихся будет то, что они самостоятельно найдут информацию и попробуют что-то сделать (самоорганизация) |
Задание-4
Компонент занятия | Характеристика |
цели, задачи обучения и воспитания ребенка в границах темы занятия | Цель учебного занятия – модель или образ желаемого результата. Цель носит триединый характер и реализуется через решение обучающих, развивающих и воспитательных задач. Обучающие задачи: -обеспечение в ходе занятия усвоения основных понятий, терминов и т.д. -обеспечить в ходе выполнения заданий усвоение способов изготовления -сформировать специальные умения Развивающие задачи: -способствовать развитию внимание, памяти, мышления -способствовать развитию эмоций, чувств ребёнка, волевых качеств и развитию творческих способностей Воспитательные задачи: -развитие личностных качеств ребёнка, нравственности |
содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия | Учебное занятие должно выполнять триединую цель обучения, развития и воспитания. Для этого нужно тщательно подготовиться: Текст учебного занятия (гибкая, допускающая изменения система, объединяющая содержание и структуру занятия, является объектом совместного внимания педагога и воспитанников) Содержание учебного занятия (отобранные и структурированные педагогом в соответствии с замыслом занятия элементы, приёмы, методы познавательно-творческой деятельности детей, объединенные личностно-значимым событием) Форма учебного занятия (взаиморасположение и взаимозависимость всех структурных элементов занятия, ведущие у раскрытию его смыслов и обусловленные содержанием и характером взаимодействия) Методика (набор способов организации взаимодействия участников, на основе созданного педагогом текста) Взаимодействие (специально организованный педагогом ценностно-смысловой контекст, особая атмосфера как условие диалога) Мизансцена (расположение участников занятия в процессе взаимодействия, помогающее актуализировать личностные смысла происходящего) |
формы и способы взаимодействия с детьми, общение | В создании атмосферы диалога в процессе занятия педагогу следует соблюдать следующие формы: Толерантность (восприятие точки зрения другого как самоценной) Психологическая безопастность (создание условий личностной защищённости участников. благоприятной психологической среды на занятии) Событийность (организация актуального переживания ребёнком учебно-творческих ситуаций в значимой для него событийной форме) |
образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала | Перед проведением занятия педагогом подготавливаются учебно-методические материалы: раздаточный материал, аудио-, видеотека и др. Необходимо также продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала. Если есть необходимость, определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объёме и форма самостоятельной работы, разрабатывается краткий конспект учебного занятия. |
методы и приемы обучения и воспитания ребенка в границах темы занятия | Практическое использование теоретического материала в ходе выполнения творческой работы или проведения игровых моментов. -Обобщающая часть занятия – детям предлагается самим дать оценку информации и выделить основную мысль, заложенную в материале. -Контрольная часть занятия, в ходе которой задаются контрольные вопросы, и педаагог может выявить уровень усвоения воспитанниками темы или раздела дополнительной общеобразовательной программы и уровень выполнения проставленных в начале занятия целей и задач Важное место в ходе занятия имеет физкультминутка. Если деятельность коллектива изначально не связана с интенсивной физической нагрузкой. Педагог сам определяет место и время физкультурной паузы, обосновывая свой выбор спецификой деятельности коллектива в целом и учебной деятельности детей на данном занятии в частности. |
ведущие виды деятельности участников занятия | Вид деятельности программы должен решать задачи: Осуществление работы по реализации образовательных программ ДО по определённому виду деятельности Осуществление работы на основании различных видов образовательных программ Оказание необходимых услуг в сфере удовлетворения образовательных потребностей и интересов детей Обеспечение необходимого уровня образовательного процесса, в соответствии с запросами общества и государства |
Задание-5
Форма проведения внеурочных мероприятий | Характеристика | Конкретный пример реализации (где применяется и зачем) |
Гонка | Несколько команд в течение всей игры набирают очки. Выигрывает команда, набравшая больше всех очков | «Весёлые старты», с каждым приходом сезона, событиийным мероприятием весёлые старты являются регулярной формой проведения внеурочных мероприятий. Применяется для сплочения коллективы, разнообразия педагогического процесса, а так же для формирования определённых качеств воспитанников. |
Дуэль | В начале игры у двух команд одинаковое число участников. При проигрыше команды из её числаудаляется один участник. Игра идёт до тех пор, пока у кого-либо не закончатся игроки | «Викторина». Мероприятие предлагает продемонстрировать эрудицию, смекалку, логику и интуицию. Применяется как форма проверки знания, закрепления и познания нового, а так же ради развлечения. Данный вид мероприятия даёт возможность участникам проявить свою индивидуальность на благо команды. |
Турнир | Тип «Брейн-ринга» - когда одна команда вызывает на «бой» всю аудиторию. Побеждает победитель последнего тура | «КВН». Мероприятие демонстрирует творческие коллективы, которые соревнуются друг с другом. Используются различные форматы в зависимости от возраста участников. Данный вид мероприятия предлагает участникам проявить находчивость, а так же даёт возможность проявить себя публично. |
Творец | Главная цель игры – создание чего-либо нового, открытие загадочной картины и проч. | «КВЕСТ». Существуют различные формы данного мероприятия. Направлено на командообразование и возможно использовать как «тимбилдинг», а так же выявление лидера среди воспитанников |
Интерактивная ролевая «Квест-игра» . Задача участников решить головоломку и объяснить что произошло. Задание для каждого участника индивидуальное
Данная форма выбрана из-за возрастных потребностей участников: желание изучать других (в том числе противоположный пол), путём общения. Квест предлагает участникам побывать в роли персонажа и выполнить индивидуальное задание.
Цель игры заключается в том, чтобы через дидактические методики раскрыть и познакомить участников друг с другом и дать им возможность общаться. Задачи игры: создание благоприятной и комфортной атмосферы (погружение в квест: объяснение правил, ролей и т.д.); обращение внимание на важность общения ( в ходе квеста необходимо делиться информацией друг с другом).
Квест начинается с объяснения правила: всё что происходит в игре – остаётся в игре ( какие-либо конфликты персонажей не нужно переносить в жизнь). Объясняется локация и свойства реквизита. Раздаются роли и объясняются задачи каждого персонажа. Педагог должен следить, чтобы прак=вила не нарушались, а так же, чтобы участники квеста не «выпадали» из игры, а принимали активное участие
Задание-6
Форма организации досуга | Формируемые творческие качества личности | Примеры реализации |
Кружки и секции | Секции имеют спортивную направленность деятельности, а кружки могут быть творческие, технические и пр., но в основном с одним направлением деятельности. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки и секции способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельности и повышение качества подготовки к учебным предметам. Обучению конкретным творческим навыкам, знаниям и умениях | Художественные школы прикладного искусства, где дети овладевают техниками выбранного вида искусства |
Студии и центры | Многопрофильные объединения, часто включающие в себя несколько кружков, объединений и секций. Овладения знаниями о культуре и нахождении своего творческого начал в культуре. | Центр народного творчества и прикладного искусства. Тематические матер-классы и занятия. |
Клубные объединения | Многопрофильные объединение творческого, спортивного социально-педагогического направлений деятельности, также является отдельным структурным подразделением образовательного учреждения. Клубную деятеьность от деятельности других объединений отличает наличие самоуправления и органа самоуправления, поэтому на занятиях больше неформального личностно ориентированного общения между взрослыми и детьми, что позволяет раскрыть самостоятельное творческое начало обучающегося. | Клубное объединение «Мастерок». Обучающимся предлагается посетить мастер-классы, во время которых они производят творческий продукт декоративно-прикладного искусства |