Файл: Дисциплина Подготовка педагога дополнительного образования в области социальнопедагогической деятельности Практическое задание 4 Обучающийся Мальцева Аксана Геннадьевна Преподаватель Лапоногова Валентина Алексеевна.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задание-7

Всё более усиленное внимание уделяется принципу обучения наглядность. Методы применения наглядных средств дают возможность демонстрировать учебный материал в интересной и увлекательной форме, позволяя педагогу контролировать процессы получения и закрепления знаний учеников.

Для эффективного применения наглядных средств требуется соблюдать ряд правил и методических рекомендаций:




  • Более эффективному запоминанию способствует наглядные средства, чем словесная, устная или письменная формы запоминания;


  • Представлять восприятию через органы чувств (обоняние, осязание и т.д.);


  • Младшие воспитанники размышляют формами, красками, звуками. Поэтому наглядное обучение должно строиться на конкретных образах;


  • Понятия и абстрактные положения осознаются воспитанниками легче, если они имеют объяснения через факты, примеры, конкретные образы;


  • Применение наглядных средств как связующие звенья быта, жизненной практики;


  • Наглядные пособия – средства, в результате использования которых у учеников формируется отчётливое и верное представление о предметах и явлениях обсуждения или изучения;


  • Заранее составлять чёткие объяснения и установки;


  • При организации наблюдения необходимо выполнить важное условие: демонстрируемое наглядное средство должно быть видно каждому ученику;


  • Применяя разные виды наглядности, нельзя использовать чрезмерное количество наглядных пособий, так как это влечет за собой отвлечение учеников, потерю их внимания, а также снижение вероятности восприятия главного;


  • Изготовлять наглядные пособия сами или совместно с учениками. Эффективная наглядность та, в изготовлении которой дети сами принимают активное участие.


  • Наглядность необходимо применять не только для иллюстрирования, но и в роли самостоятельного средства получения знаний;


  • Целесообразно используйте современные средства наглядности. Совершенствуясь в овладении технических средств обучения и методикой их применения;


  • Применяя в своей работе наглядные средства, воспитывать у учеников внимательность, сосредоточенность, заинтересованность к учебной деятельности и изучению учебного материала;


  • Не стоит ограничиваться наглядностью, ведь наглядность является не целью, а средством обучения, развития мышления и речи обучающихся; 


  • По мере взросления детей наглядность должна обретать более символический характер; в это время педагогу необходимо адекватно понимать и оценивать суть явления и актуальность его наглядного подкрепления;


  • Неграмотное применение наглядности может заменить цель красочным средством, стать причиной отклонения обучающихся от поставленной перед ними задачи.



Задание-8

При попытке составить представление о результате социально – педагогической деятельности педагога ДО практики сталкиваются с определёнными трудностями. В условиях ДО детей в поле зрения оказываются «конечные результаты», однако необходимо представить «текущие» (промежуточные, оперативные) результаты, для которых критерии оценки конечных результатов не подходят. В связи со спецификой социально-педагогической деятельности их не нужно разрабатывать для каждого конкретного случая. Поэтому методики и методы оценивания их наличия применимы ко все знания, которые необходимы педагогу ДО. Даже в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.

-//- - применение всех вышеперечисленных методик и методов


Знания, необходимые педагогу дополнительного  образования  в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства для оценивания результатов занятий


Умения, необходимые педагогу дополнительного  образования  в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства для оценивания результатов занятий


Оценивание их наличия (конкретные методики и методы)


Законодательные и нормативные документы по вопросам образования и охраны прав воспитанников


  • Реализовывать требования нормативных документов в практической деятельности;


  • Обеспечивать право воспитанников на образование, развитие, социальную помощь и защиту


Изучение преподавателем нормативной базы УДО;
Консультация с методистами коллегами и руководителем УДО;
Мониторинг изменений нормативной базы


Основы трудового законодательства (должностные обязанности)


  • Соблюдать основные статьи Закона о правах и обязанностях, использовании рабочего времени;


  • Чётко организовывать собственную деятельность


  • Оценивать и уметь анализировать ход и результаты своей работы


 При построении педагогического процесса опираться на законодательство;
Повышение квалификации путём прохождение курсов (самообразование)


Основы общей и специальной педагогики, общей возрастной и специальной психологии, физиологии, гигиены, валеологии


  • Организовывать индивидуальную деятельность с учётом половых и возрастных особенностей воспитанников;


  • Учитывать в работе физиологические возможности, требования гигиены


  • Вводить в учебный план занятия с учётом валеологических требований


Анализ литература;
мониторинг фрагментарности осуществления опыта

-//-


Обязанности участников образовательного процесса


  • Обеспечивать возможность полноценного обучения и воспитания в образовательном процессе;


  • Использовать приёмы и методы комплектования, сохранения и стабильности детского контингента;


  • Устанавливать контакты с педагогами школы и с семьей


Беседа с ребёнком и его окружением;
Анализ статистической отчётности;
социологические экспресс-опросы


Цели образовательного процесса, развития личности детей


Способствовать достижению поставленной цели, решать образовательные задачи


-//-


Содержание, методики и организацию социально-педагогической работы


  • Владеть принципами организации образования по социально-педагогической работе;


  • Владеть содержанием, современными формами работы по профильной области знаний;


  • Вести учёт и контроль освоения материала;


  • Применять различные формы деятельности, обеспечивающие реализацию основных направлений социально-педагогической деятельности


-//-


Принципы дидактики, общие и частные методики воспитания и обучения


  • Организовывать индивидуальную и групповую деятельность на основе законов дидактики применительно к ДО детей;


  • Владеть методами воспитания и обучения детей по профильной области знаний;


-//-


Методы и содержание развивающего обучения и воспитания детей


  • Определять уровень развития воспитанников согласно возрастным особенностям;


  • Определять необходимые методы и соответствующее содержание работы с данным контингентом детей


-//-


Специфика развития интересов и потребностей воспитанников, основы их творческой деятельности; методика поиска и поддержка талантов


Организовывать индивидуальную деятельность детей на основе способностей, склонностей, их психолого-физиологических особенностей


-//-


Основы организации массовой, коллективной и групповой деятельности детей, детских объединений, ассоциаций и т.д.


Организовывать массовую, групповую и коллективную деятельность с воспитанниками


-//-


Основы педагогического мастерства, психологии, общения, конфликтологии


  • Уметь конструктивно решать, прогнозировать и предупреждать конфликтные ситуации


  • Эффективно строить и регулировать процесс общения с разными участниками педагогического процесса


-//-


Требования к учёту территориальных, национально-религиозных особенностей контингента воспитанников и их родителей


  • Вести учёт особенностей контингента своих воспитанников


  • Способствовать сознательному нравственному выбору стиля поведения в семье и обществе


  • Проводить работу по пропаганде распространению педагогических знаний на семинарах, в беседах с педагогами и родителями


-//-


Принципы и методы психолого-педагогического стимулирования, учёта и контроля образования детей


  • Использовать традиционные методы оценки развития и образования воспитанников


  • Использовать приёмы стимулирования и контроля с учётом возрастной психологии и педагогики


-//-


Основные методы педагогической и психологической диагностики; требования к её организации и проведению


  • Владеть основами педагогической и психологической диагностики


  • Использовать различные варианты решения проблем, выполнения заданий, групповых методов работы


  • Иметь начальные навыки опытно-экспериментальной и исследовательской работы по своему профилю


-//-


Принципы разработки программно-методической и отчётной документации, учебных планов и программ занятий по профильным областям знаний


  • Разрабатывать учебный план, конспекты занятий, отчётные материалы


  • Владеть принципами и приёмами построения программы


-//-


Методики выявления, обобщения и распространения прогрессивных форм работы с детьми


  • Широко использовать передовой опыт, передовые технологии в своей работе


  • Проводить работу по пропаганде и распространению передовых технологий на семинарах, методических советах, в беседах с педагогами и родителями


-//-


Принципы систематизации методических и информационных материалов


  • Широко использовать информационно-методические материалы, создавать собственные фонды; данные методик смежных наук


  • Использовать оборудование и документацию типового перечня


-//-


Основные требования к аудиовизуальным и техническим средствам образования


  • Использовать аудиовизуальные и технические средства


  • Создавать собственные аудиовидиотеки


-//-


Требование к санитарно-гигиеническому режиму в учреждении ДО детей


  • Постоянно поддерживать санитарно-гигиенический режим


  • Прививать детям санитарно-гигиенические навыки


-//-


Нормы и правила охраны труда, техники безопастности и противопожарной защиты


  • Регулярно соблюдать необходимы требования, нормы и правила


  • Проводить инструктаж и занятия по названным нормам и правилам с детьми


-//-


Требования к самообразованию, самосовершенствованию аттестации педагогических кадров


  • Постоянно заниматься самообразованием, самосовершенствованием в соответствии с требованиями квалификационной категории


  • Владеть содержанием методической работы, активно участвовать в работе методического объединения


-//-


Педагогический процесс включает в себя множество связанных друг с другом аспектов, поэтому методы и методики применимы на все области знания и оценивания деятельности педагога и обучающихся.
Задание-9

Формы самостоятельной работы обучающихся по любой теме занятия в системе дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства определяются содержанием программы, степенью подготовленности обучающихся.

Обучающийся самостоятельно (или с помощью педагога) ставит цель и задачи своей деятельности, выбирает приёмы и виды действий, самоконтроля, учёта достижений и выполняет коррекцию собственной работы на основе рефлексии. Таким образов, самостоятельная работа как важнейший вид занятий должна быть управляемой и контролируемой педагогом

Под технологией организации самостоятельной работы понимается совокупность следующих этапов:




  1. Подготовительный (выполняется педагогом)


  2. Этап целепологания(совместно с обучающимся)


  3. Деятельностный этап – основной этап самостоятельной работы обучающегося (при руководстве, осуществляемом на основе педагогической поддержки и консультирования)


  4. Контрольно-оценочный (совместно с обучающимся)


  5. Рефлексивный (совместно с обучающимся)


  6. Аналитический (выполняется педагогом)


Результатом самостоятельной работы обучающихся в УДО является подготовка продуктов нескольких уровней сложности:




  • Составление на основе изученной информации разных видов схем, таблиц, рассказов и т.д.


  • Преобразование, интерпретация информации и её представление в форме конспекта занятия, сценария мероприятия, вопросов к проблемно-поисковой беседе и т.д.


  • Создание на основе творческого преобразования информации и решение учебно-профессиональных задач проект, рисунков, видеофильмов и т.д.


  • Самостоятельно сформулированные обучающимися образовательные продукты, отражающие точку зрения на определённый вопрос


При отборе видов самостоятельной работы, при определении её объёма и содержания педагог должен быть готов организовывать деятельность соответственно требованиям:




  1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Достигается чёткий формулировкой цели работы. Задача педагога ДО найти формулировку задания, которая вызвала бы интерес к самостоятельной работе и стремление выполнить её лучше.


  2. Содержание и объём работы должны быть посильны для воспитанников, которые должны быть подготовлены к выполнению работы теоретически и практически


  3. У обучающихся необходимо формировать навыки самостоятельной работы. Должен предшествовать наглядный показ приёмов работы педагогом, сопровождаемый чёткими объяснениями


  4. Путём дифференцированного подхода учесть, что для овладения знаниями и навыками обучающимся требуется разное время


  5. Задания должны вызвать интерес. Достигается новизной задач, необычностью их содержания, раскрытием перед обучающимися практического значения


  6. Самостоятельные работы необходимо планомерно и систематически включать в образовательный процесс


  7. Необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала с самостоятельной работой


  8. Педагог (руководящая роль) продумывает систему самостоятельных работ, планомерное включение их в образовательный процесс



При планировании самостоятельной работы педагогу ДО необходимо:




  • Проанализировать учебный план


  • Подготовить перечень знаний, умений и навыков, которые должны быть сформированы у обучающихся после изучения программы


  • Продумать информационно-учебное обеспечение самостоятельной работы


  • Продумать качество заданий для самостоятельной работы


  • Определить количество часов


  • Определить виды и формы работы


  • Определить методический материал, необходимый для работы


  • Определить дидактический материал


  • Определить критерии контроля качества самостоятельной работы


Форму самостоятельной работы обучающихся определяют педагоги ДО при разработке программы. Формами самостоятельной работы являются:




  • Работа с основной и доп.информацией


  • Подготовка реферативных образов источников периодической печати


  • Поиск информации по теме с последующим её представлением в аудитории в форме доклада


  • Выполнение тестовых заданий


  • Составление кроссвордов, схем


  • Подготовка сообщений


  • И т.д.


Самый главный фактор при самостоятельной работе – вариативный и дифференцированный характер: учёт специфики направленности объединения, а также индивидуальные особенности. Оценивание самостоятельной работы происходит по индивидуальным критериям. Нельзя сравнивать одних учеников с другими. Главное, чтобы воспитанник самостоятельно смог усвоить материал и выполнить поставленные задачи.

Необходимо опираться на данные методические рекомендации при составлении самостоятельных работа любой программы декоративно-прикладного искусства.


Пермь - 2023