Файл: Дисциплина Подготовка педагога дополнительного образования в области социальнопедагогической деятельности Практическое задание 4 Обучающийся Мальцева Аксана Геннадьевна Преподаватель Лапоногова Валентина Алексеевна.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание-7
Всё более усиленное внимание уделяется принципу обучения наглядность. Методы применения наглядных средств дают возможность демонстрировать учебный материал в интересной и увлекательной форме, позволяя педагогу контролировать процессы получения и закрепления знаний учеников.
Для эффективного применения наглядных средств требуется соблюдать ряд правил и методических рекомендаций:
-
Более эффективному запоминанию способствует наглядные средства, чем словесная, устная или письменная формы запоминания; -
Представлять восприятию через органы чувств (обоняние, осязание и т.д.); -
Младшие воспитанники размышляют формами, красками, звуками. Поэтому наглядное обучение должно строиться на конкретных образах; -
Понятия и абстрактные положения осознаются воспитанниками легче, если они имеют объяснения через факты, примеры, конкретные образы; -
Применение наглядных средств как связующие звенья быта, жизненной практики; -
Наглядные пособия – средства, в результате использования которых у учеников формируется отчётливое и верное представление о предметах и явлениях обсуждения или изучения; -
Заранее составлять чёткие объяснения и установки; -
При организации наблюдения необходимо выполнить важное условие: демонстрируемое наглядное средство должно быть видно каждому ученику; -
Применяя разные виды наглядности, нельзя использовать чрезмерное количество наглядных пособий, так как это влечет за собой отвлечение учеников, потерю их внимания, а также снижение вероятности восприятия главного; -
Изготовлять наглядные пособия сами или совместно с учениками. Эффективная наглядность та, в изготовлении которой дети сами принимают активное участие. -
Наглядность необходимо применять не только для иллюстрирования, но и в роли самостоятельного средства получения знаний; -
Целесообразно используйте современные средства наглядности. Совершенствуясь в овладении технических средств обучения и методикой их применения; -
Применяя в своей работе наглядные средства, воспитывать у учеников внимательность, сосредоточенность, заинтересованность к учебной деятельности и изучению учебного материала; -
Не стоит ограничиваться наглядностью, ведь наглядность является не целью, а средством обучения, развития мышления и речи обучающихся; -
По мере взросления детей наглядность должна обретать более символический характер; в это время педагогу необходимо адекватно понимать и оценивать суть явления и актуальность его наглядного подкрепления; -
Неграмотное применение наглядности может заменить цель красочным средством, стать причиной отклонения обучающихся от поставленной перед ними задачи.
Задание-8
При попытке составить представление о результате социально – педагогической деятельности педагога ДО практики сталкиваются с определёнными трудностями. В условиях ДО детей в поле зрения оказываются «конечные результаты», однако необходимо представить «текущие» (промежуточные, оперативные) результаты, для которых критерии оценки конечных результатов не подходят. В связи со спецификой социально-педагогической деятельности их не нужно разрабатывать для каждого конкретного случая. Поэтому методики и методы оценивания их наличия применимы ко все знания, которые необходимы педагогу ДО. Даже в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.
-//- - применение всех вышеперечисленных методик и методов
Знания, необходимые педагогу дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства для оценивания результатов занятий | Умения, необходимые педагогу дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства для оценивания результатов занятий | Оценивание их наличия (конкретные методики и методы) |
Законодательные и нормативные документы по вопросам образования и охраны прав воспитанников |
| Изучение преподавателем нормативной базы УДО; Консультация с методистами коллегами и руководителем УДО; Мониторинг изменений нормативной базы |
Основы трудового законодательства (должностные обязанности) |
| При построении педагогического процесса опираться на законодательство; Повышение квалификации путём прохождение курсов (самообразование) |
Основы общей и специальной педагогики, общей возрастной и специальной психологии, физиологии, гигиены, валеологии |
| Анализ литература; мониторинг фрагментарности осуществления опыта -//- |
Обязанности участников образовательного процесса |
| Беседа с ребёнком и его окружением; Анализ статистической отчётности; социологические экспресс-опросы |
Цели образовательного процесса, развития личности детей | Способствовать достижению поставленной цели, решать образовательные задачи | -//- |
Содержание, методики и организацию социально-педагогической работы |
| -//- |
Принципы дидактики, общие и частные методики воспитания и обучения |
| -//- |
Методы и содержание развивающего обучения и воспитания детей |
| -//- |
Специфика развития интересов и потребностей воспитанников, основы их творческой деятельности; методика поиска и поддержка талантов | Организовывать индивидуальную деятельность детей на основе способностей, склонностей, их психолого-физиологических особенностей | -//- |
Основы организации массовой, коллективной и групповой деятельности детей, детских объединений, ассоциаций и т.д. | Организовывать массовую, групповую и коллективную деятельность с воспитанниками | -//- |
Основы педагогического мастерства, психологии, общения, конфликтологии |
| -//- |
Требования к учёту территориальных, национально-религиозных особенностей контингента воспитанников и их родителей |
| -//- |
Принципы и методы психолого-педагогического стимулирования, учёта и контроля образования детей |
| -//- |
Основные методы педагогической и психологической диагностики; требования к её организации и проведению |
| -//- |
Принципы разработки программно-методической и отчётной документации, учебных планов и программ занятий по профильным областям знаний |
| -//- |
Методики выявления, обобщения и распространения прогрессивных форм работы с детьми |
| -//- |
Принципы систематизации методических и информационных материалов |
| -//- |
Основные требования к аудиовизуальным и техническим средствам образования |
| -//- |
Требование к санитарно-гигиеническому режиму в учреждении ДО детей |
| -//- |
Нормы и правила охраны труда, техники безопастности и противопожарной защиты |
| -//- |
Требования к самообразованию, самосовершенствованию аттестации педагогических кадров |
| -//- |
Педагогический процесс включает в себя множество связанных друг с другом аспектов, поэтому методы и методики применимы на все области знания и оценивания деятельности педагога и обучающихся.
Задание-9
Формы самостоятельной работы обучающихся по любой теме занятия в системе дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства определяются содержанием программы, степенью подготовленности обучающихся.
Обучающийся самостоятельно (или с помощью педагога) ставит цель и задачи своей деятельности, выбирает приёмы и виды действий, самоконтроля, учёта достижений и выполняет коррекцию собственной работы на основе рефлексии. Таким образов, самостоятельная работа как важнейший вид занятий должна быть управляемой и контролируемой педагогом
Под технологией организации самостоятельной работы понимается совокупность следующих этапов:
-
Подготовительный (выполняется педагогом) -
Этап целепологания(совместно с обучающимся) -
Деятельностный этап – основной этап самостоятельной работы обучающегося (при руководстве, осуществляемом на основе педагогической поддержки и консультирования) -
Контрольно-оценочный (совместно с обучающимся) -
Рефлексивный (совместно с обучающимся) -
Аналитический (выполняется педагогом)
Результатом самостоятельной работы обучающихся в УДО является подготовка продуктов нескольких уровней сложности:
-
Составление на основе изученной информации разных видов схем, таблиц, рассказов и т.д. -
Преобразование, интерпретация информации и её представление в форме конспекта занятия, сценария мероприятия, вопросов к проблемно-поисковой беседе и т.д. -
Создание на основе творческого преобразования информации и решение учебно-профессиональных задач проект, рисунков, видеофильмов и т.д. -
Самостоятельно сформулированные обучающимися образовательные продукты, отражающие точку зрения на определённый вопрос
При отборе видов самостоятельной работы, при определении её объёма и содержания педагог должен быть готов организовывать деятельность соответственно требованиям:
-
Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Достигается чёткий формулировкой цели работы. Задача педагога ДО найти формулировку задания, которая вызвала бы интерес к самостоятельной работе и стремление выполнить её лучше. -
Содержание и объём работы должны быть посильны для воспитанников, которые должны быть подготовлены к выполнению работы теоретически и практически -
У обучающихся необходимо формировать навыки самостоятельной работы. Должен предшествовать наглядный показ приёмов работы педагогом, сопровождаемый чёткими объяснениями -
Путём дифференцированного подхода учесть, что для овладения знаниями и навыками обучающимся требуется разное время -
Задания должны вызвать интерес. Достигается новизной задач, необычностью их содержания, раскрытием перед обучающимися практического значения -
Самостоятельные работы необходимо планомерно и систематически включать в образовательный процесс -
Необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала с самостоятельной работой -
Педагог (руководящая роль) продумывает систему самостоятельных работ, планомерное включение их в образовательный процесс
При планировании самостоятельной работы педагогу ДО необходимо:
-
Проанализировать учебный план -
Подготовить перечень знаний, умений и навыков, которые должны быть сформированы у обучающихся после изучения программы -
Продумать информационно-учебное обеспечение самостоятельной работы -
Продумать качество заданий для самостоятельной работы -
Определить количество часов -
Определить виды и формы работы -
Определить методический материал, необходимый для работы -
Определить дидактический материал -
Определить критерии контроля качества самостоятельной работы
Форму самостоятельной работы обучающихся определяют педагоги ДО при разработке программы. Формами самостоятельной работы являются:
-
Работа с основной и доп.информацией -
Подготовка реферативных образов источников периодической печати -
Поиск информации по теме с последующим её представлением в аудитории в форме доклада -
Выполнение тестовых заданий -
Составление кроссвордов, схем -
Подготовка сообщений -
И т.д.
Самый главный фактор при самостоятельной работе – вариативный и дифференцированный характер: учёт специфики направленности объединения, а также индивидуальные особенности. Оценивание самостоятельной работы происходит по индивидуальным критериям. Нельзя сравнивать одних учеников с другими. Главное, чтобы воспитанник самостоятельно смог усвоить материал и выполнить поставленные задачи.
Необходимо опираться на данные методические рекомендации при составлении самостоятельных работа любой программы декоративно-прикладного искусства.
Пермь - 2023