Файл: Особенности развития памяти младших школьников с расстройствами аутического спектра.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенности развития памяти младших школьников с расстройствами аутического спектра

Феррари П. утверждает, что термин «аутизм» происходит от греческого слова «autos», что означает «сам». Впервые он был использован швейцарским психиатором Блейлером в 1911 году для описания состояния бегства от реальности и ухода в себя у взрослых пациентов, страдающих шизофренией.

Согласно Л. М. Шипицыной, РАС – это отклонение в психическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка с окружающим миром.

Циркин С. Ю. писал, что, РАС (синдром Каннера) – особое расстройство, определяемое проявлениями диссоциативного дизонтогенеза, т. е. неравномерно нарушенным развитием психической, речевой, моторной, эмоциональной сфер деятельности ребенка с нарушением социального общения.

Лебединская К. С. говорит, дети с РАС испытывают ряд трудностей при взаимодействии с окружающими, не могут развивать и поддерживать отношения при непосредственном общении как со взрослыми, так и с детьми.

В сфере социального взаимодействия они обычно безразличны по отношению к окружающим их людям, в том числе и родителям.

Их социальные контакты специфичны: дети не обращают внимания на реакции собеседника, не способны использовать невербальные средства коммуникации.

Речевая форма взаимодействия также необычна: произвольная речь затруднена, чаще применяются речевые стереотипы; не всегда происходит понимание обращенной речи.

Аутичные дети очень отличаются по степени нарушения контакта, уровню интеллектуального и познавательного развития, поведенческим

проблемам.

По мнению И. И. Мамайчук, развитие познавательных процессов протекает у детей с РАС с выраженным искажением, что обусловлено их повышенной эффективностью. Например, в процессе зрительного восприятия предметов у них очень долго сохраняются активные предметно-практические манипуляции. Кроме того, наблюдаются рудиментарные способы обследования предметов: обнюхивание, облизывание и пр. Аффективный компонент восприятия у здорового ребенка к концу дошкольного возраста имеют подчиненное значение, а у детей с РАС он доминирует и на более поздних возрастных этапах.


Многие авторы обращают внимание на высокий уровень развития памяти у детей с РАС (В. В. Лебединский, О. С. Никольская и др.). Однако сам процесс памяти носит у детей с изолированный характер и в ее использовании проявляется выраженная автономия. Нарушение взаимодействий психических функций наиболее специфично проявляется в формировании речи и мышления аутичных детей. В исследованиях В. В, Лебединского, А. С. Спиваковской и других авторов выявлен диффузный характер связи между словом и предметом, чего не наблюдается у нормальных детей. Аффективно насыщенная акустическая сторона слова приобретает у детей с РАС самостоятельное значение, и это проявляется в явлении автономной речи.

И. И. Мамайчук пишет, что в исследованиях особенностей мышления у

младших школьников с РАС, проведенных В. В. Лебединским с соавторами, выявляет преобладание перцептивных обобщений, несмотря на достаточно высокий уровень развития понятийного мышления. Это явление авторы объясняют задержкой развития социального опыта ребенка с РАС.

Степанова Н. А. утверждает, что психическое развитие детей с РАС не только нарушено в связи с биологическими факторами. Особую негативную роль на динамику их развития оказывают вторичные (социальные) факторы. Исходная энергетическая недостаточность у детей и связанная с ней слабость побуждений, быстрая истощаемость и пресыщаемость любой деятельностью, низкие сенсорные пороги с выраженным отрицательным фоном ощущений – все это повышает готовность к формированию у ребенка реакции тревоги и страха и создает хроническую ситуацию дискомфорта. Как справедливо подчеркивают упомянутые выше авторы, аутизм является своеобразной компенсаторной реакцией, направленной на защиту от травмирующей внешней среды.

О. С. Никольская с соавторами выделяет четыре основные группы детей с РАС в зависимости от степени нарушения взаимодействия с внешней средой. В нашем исследовании принимали участие дети с РАС третьей группы. Опишем подробно особенности познавательного развития детей данной категории.

Дети третьей группы характеризуются большей произвольностью в поведении. В отличие от детей первой и второй групп, они имеют более сложные формы аффективной защиты, что проявляется в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях. У детей данной группы более высокий уровень развития речи. При адекватной коррекции они могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной школе.


Ведущим патопсихологическим синдромом у них является замещение с

целью противостоять аффективной патологии.

В развитии детей с диагнозом расстройство аутического спектра третьей группы наблюдаются следующие особенности. Особенности в общении: у таких детей при ограниченной потребности наблюдается выраженное избирательное общение, преимущественно со взрослыми (взгляд направлен «сквозь» человека).

Реакцией на неудачу у аутистов третьей группы может быть негативизм

Возможна агрессия, которая чаще проявляется в вербальных формах.

Аффективные переживания проявляются в постоянных вербальных монологах, в однотипных рисунках (ребенок может постоянно говорить о пожарах, кражах, убийствах и пр). Повышенный интерес к предмету также может быть проявлением страхов (например, интерес к горшку, розетке, спичкам и др.).

Поведение у таких детей более целенаправленное. Дети меньше сосредоточены на ощущениях своего тела или отдельных внешних впечатлениях. В связи с этим меньше нецеленаправленных манипуляций с предметами.

В моторном развитии у аутичных детей третьей группы наблюдается неловкость, нарушение мышечного тонуса, слабая координация движений туловища, ног, рук, тяжелая походка. Ульянова Н. А говорит, что для успешного обучения в школе минимальной степени ребенок должен обладать графическими навыками: умение пользоваться карандашом, держать в руке ручку, совершать какие-либо графические движения на листе бумаги.

На эффективность восприятия этих детей существенное влияние оказывает аффективная установка. Восприятие избирательно. Отмечается неравномерный темп интеллектуальной деятельности. Доступны обобщения, суждения по существенным признаками, но мотивировка ответов затруднена. Ограниченность (зацикленность) интеллектуальных интересов (например, однообразные увлечения, стереотипные воспроизведения отдельных впечатлений).

Таким образом, развитие детей с диагнозом РАС третьей группы имеет

свои особенности: оно характеризуется большей произвольностью в поведении; высокое развитие словарного запаса при слабом развитии коммуникативной стороны речи; на эффективность восприятия существенное влияние оказывает аффективная установка, восприятие избирательно; неравномерный темп интеллектуальной деятельности; доступны обобщения, суждения по существенным признаками, но мотивировка ответов затруднена; отмечается ограниченность интеллектуальных интересов. При адекватной коррекции они могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной школе.


Акрушенко А. В. говорит, что научная разработка проблемы развития непосредственно связана с изучением психологической природы процессов

памяти, с характеристикой возрастных особенностей памяти у детей, с

выяснением путей и способов ее воспитания путей и способов ее воспитания.

Отмечается хорошая механическая память.

Степанова Н. А. уточняет, что возможен высокий уровень развития механической памяти, как в зрительной, так и в слуховой модальностях.

О. Богдашина пишет, что многие аутичные дети проявляют прекрасную память (хотя часто она очень избирательна).

Именно эта черта убедила Каннера в том, что все аутичные дети обладают нормальным интеллектом.

Однако, Сатмари П. утверждает, что среди детей с РАС могут встречаться и саванты - умственно отсталые, проявляющие необыкновенные способности в какой-то одной ограниченной области.

Внимание к воспринимаемым деталям может быть связано и с необыкновенной памятью.

П. Сатмари приводит следующий пример. Уильям всегда любил подземки.

Он помнит на память схему метро Торонто и названия всех станций,

какого они цвета и куда отправляются поезда с каждой из них.

Поскольку метрополитен Торонто имеет более пятидесяти станций, это неплохое достижение.

Мамайчук И. И. говорит, что результаты исследований особенностей

памяти у детей с аутизмом несколько противоречивы.

Большинство авторов обращает внимание на высокий уровень развития памяти у детей с аутизмом.

Дети с аутизмом могут запоминать целые книги, огромное количество стихов, песен, газетных статей и пр. Между тем некоторые авторы отмечают избирательность в развитии их памяти, склонность к запоминанию только

К запоминанию только аффективно значимых событий и предметов.

И. И. Мамайчук приводит пример. Даша М. знала наизусть все сказки, которые читала ей мать, и успешно их воспроизводила, перелистывая страницы знакомых книг. Родители девочки были убеждены, что она умеет читать. В кабинете психолога девочке было предложено прочитать незнакомую ей книжку, чего ей сделать не удалось.


Экспериментально-психологическое исследование показало достаточно высокий уровень развития слухоречевой памяти у девочки.

Предъявляемые десять слов девочка полностью воспроизвела после второго предъявления, причем в такой же последовательности.

Высокие показатели механической памяти у детей с аутизмом, вероятнее всего, обусловлены двумя факторами.

Первая причина состоит в нарушении межфункциональных взаимодействий, которое проявляется в автономном развитии отдельных психических функций. Вторая — в том, что у детей с аутизмом слово находится за пределами семантического поля и не связано с конкретным предметом. Особенно наглядно это проявлялось в экспериментах на опосредованное запоминание.

Пример. К двенадцати предъявляемым словам Даша по смыслу отобрала

только восемь картинок, однако, она правильно вспомнила все слова.

Например, к слову небо девочка отобрала картинку лошадь, хотя можно было отобрать картинки по смыслу, например воздушный шар, самолет, космический

корабль.

Т. Питерс пишет, что у здоровых детей таких особенностей не наблюдается: каждый ребенок соотносит запоминаемое слово с предметом по смыслу. У детей с аутизмом вербальная память развита недостаточно.

У детей с сохранным интеллектом при РАС могут быть хорошо развиты

непроизвольная слуховая и зрительная память на различные логические формулы и знаки. Произвольное логическое запоминание формируется в зависимости от интересов ребенка и его способности к развитию целенаправленной мотивации на запоминание.

Иногда наблюдается необычно развитая слуховая память (запоминание стихов, других текстов, необычная зрительная память (запоминание маршрутов, расположения знаков на листе, грампластинке, ранняя ориентация в географических картах).

Негативное влияние на развитие памяти у детей с аутизмом оказывает также общий дефицит психической активности, что проявляется в нарушении динамики мнестических процессов.

Отмечается слабая образная память. Некоторые авторы отмечают слабую память детей с аутизмом на лица, однако на опыте видно, что дети с аутизмом хорошо запоминают лица ранее знакомых людей, особенно эмоционально для них значимых. Оказалось, что большинство детей правильно могут назвать по имени всех членов психокоррекционной группы спустя пять лет после окончания занятий.