Файл: Особенности процесса Физиологическая основа процесса.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Процесс

Особенности процесса

Физиологическая основа процесса

Виды

процесса

Свойства процесса

Функции

процесса

Ощущения – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при соответствующем воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Физиологической основой ощущений является деятельность анализатора – специального нервного аппарата, осуществляющего функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Любой анализатор состоит из трех частей.

1. Рецепторный (периферический) отдел – рецептор, главная часть любого органа чувств, специализированная для приема воздействий определенных раздражителей. Здесь же происходит трансформация энергии внешнего раздражителя (тепло, свет, запах, вкус, звук) в физиологическую энергию – нервный импульс.

2. Проводниковый отдел – чувствительные нервы, которые могут быть афферентными (центростремительными), проводящими возникающее возбуждение в центральный отдел анализатора, и эфферентными (центробежными, по которым нервный импульс поступает к рабочему органу.

3. Центральный отдел – корковый отдел анализатора, специализированный участок коры головного мозга, где и происходит преобразование нервной энергии в психическое явление – ощущение.

1. Экстерорецептивные

2. Интерорецептивные

3. Проприоцептивные

1.Качество

2. Интенсивность

3. Длительность

4. Последовательные образы

5. Пороги ощущений.

6. Адаптация

7. Сенсибилизация

Позволяет видеть, чувствовать, обонять различные предметы        

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.  

Восприятие – более сложный процесс, чем ощущения. Восприятие – не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания, сложная деятельность, важной частью которой являются движения. Если глаз неподвижен, он перестает видеть объект, для произнесения звуков необходимо напряжение мышц гортани, для познания свойств предмета его надо обследовать – подключить движения руки

Специальных органов восприятия не существует, материал для него дают анализаторы. При этом первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых концов анализатора. Поскольку любой объект внешнего мира выступает как сложный комплексный раздражитель (например, лимон имеет размер, цвет, вкус, величину, температуру, запах, название и т. п.), то в основе восприятия лежат сложные системы нервных связей между различными анализаторами. Можно сказать, что физиологической основой восприятия является комплексная деятельность анализаторов.

Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора, так как не все анализаторы играют одинаковую роль: обычно один из них является ведущим.

1. Простые – зрительные, слуховые, осязательные. Каждый человек владеет всеми простыми видами восприятия, но одна из этих систем обычно развита лучше других, что соответствует трем основным сферам сенсорного опыта: визуальной, аудиальной и кинестетической.

2. Сложные виды восприятия выделяются в том случае, если одинаково интенсивно мобилизуются несколько анализаторов: зрительно-слуховые; зрительно-слуховые-осязательные; зрительно-двигательные и слухо-двигательные.

3. Специальные виды восприятия различают в зависимости от воспринимаемого объекта: времени, пространства, движений, отношений, речи, музыки, человека человеком и т. п

1. Предметность

2. Апперцепция

3. Константность

4. Осмысленность.

5. Избирательность

6. Целостность

1. Отражается сложный образ предмета.

2. Он дополняется и опосредуется прошлыми знаниями человека об этом предмете и его жизненным опытом.

З. Восприятие зависит, от особенностей воспринимающего субъекта.

4. Правильность восприятия проверяется в практической деятельности человека, а с другой стороны — практическая деятельность человека — основа восприятия.

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла.

Отражение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта

Физиологической основой воображения следует считать оживление в мозгу человека ранее образованных временных нервных связей и их преобразование в новые сочетания, которые могут возникать по разным причинам: иногда бессознательно, как следствие самопроизвольного усиления возбуждения в определенных центрах коры головного мозга под влиянием случайных раздражителей, действующих на эти центры в момент ослабления регулирующего контроля со стороны высших отделов коры (например, сновидения); чаще – в результате сознательных усилий человека, направленных на создание нового образа

Пассивное воображение подчинено субъективным, внутренним факторам и характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не реализуются или вообще не могут быть реализованы. В процессе пассивного воображения осуществляется нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания.

Активное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное. По степени самостоятельности и оригинальности продуктов деятельности различают воссоздающее и творческое воображение.

1. Творчество – деятельность, результатом которой выступает создание новых материальных и духовных ценностей.

2. Мечта – эмоциональный и конкретный образ желаемого будущего, характеризующийся слабым знанием способов его достижения и страстным стремлением к претворению его в действительность.

3. Агглютинация – создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов.

4. Акцентирование – создание новых образов путем подчеркивания, выделения тех или иных черт.

5. Галлюцинация – нереальные, фантастические образы, возникающие у человека во время болезней, влияющих на состояние его психики.

1. представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими при решении задач;

2. регулирования эмоциональных отношений;

3. произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;

4. формирование внутреннего плана человека;

5. планирование и программирование деятельности человека.

Память- это психологический процесс запечатления и сохранения, воспроизведения того, что человек отражал, делал и переживал.

В когнитивной сфере память занимает особое место, без нее невозможно познание окружающего мира. Деятельность памяти необходима при решении любой познавательной задачи, так как память лежит в основе любого психического явления и связывает прошлое человека с его настоящим и будущим. Без включения памяти в акт познания все ощущения и восприятия будут восприниматься как впервые возникшие и постижение окружающего мира станет невозможным

В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителя, сохранять в себе следы нервного возбуждения. Прочность следов зависит от того, какие именно следы имели место.

На первой стадии, непосредственно после воздействия раздражителя, в мозгу происходят кратковременные электрохимические реакции, вызывающие обратимые физиологические изменения в клетках. Эта стадия длится от нескольких секунд до нескольких минут и является физиологическим механизмом кратковременной памяти – следы есть, но они еще не упрочились. На второй стадии происходит биохимическая реакция, связанная с образованием новых белковых веществ, которая приводит к необратимым химическим изменениям в клетках. Это механизм долговременной памяти – следы упрочились, могут существовать долго.

1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память бывает образной, эмоциональной и словесно-логической.

2. По степени волевой регуляции, наличию или отсутствию цели и специальных мнемических действий различают непроизвольную память, когда информация запоминается сама собой – без постановки цели, без приложения усилий, и произвольную память, при которой запоминание осуществляется целенаправленно с помощью специальных приемов.

3. По продолжительности сохранения материала различают кратковременную, долговременную и оперативную память

.

1. Объем памяти

2. Длительность памяти

3. Быстрота

4. Точность

- отбор значимых воздействий, соответствующих данной деятельности и игнорирование других несущественных конкурирующих объектов;

- сохранение и удержание выполняемой деятельности до тех пор, пока не будет достигнута поставленная цель;

- активизация нужных и торможение ненужных в данный момент физиологических и психических процессов.

 Мышление — форма отражения, устанавливающего связи и отношения между познаваемыми объектами. Мыслить — значит производить операции с использованием формальной логики.

Основной особенностью человеческого мышления является то, что оно неразрывно связано с речью: словом обозначается то общее, что есть у предметов и явлений. Язык, речь – это материальная оболочка мысли. Только в речевой форме мысль человека становится доступной другим людям. У человека нет иных способов отражения соответствующих связей внешнего мира, кроме тех речевых форм, которые закрепились в его родном языке. Мысль не может ни возникать, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи

Физиологической основой мышления является деятельность всей коры головного мозга, а не какого-то одного его участка. В качестве специфического нервно-физиологического механизма мышления выступают временные нервные связи во второй сигнальной системе во взаимодействии с первой, которые образуются между мозговыми концами анализаторов.

Наглядным (конкретным) называется такое мышление, предмет которого человек воспринимает или представляет. Оно непосредственно опирается на образы предметов и делится на наглядно-действенное и наглядно-образное.

Дискурсивное (абстрактно-понятийное, словесно-логическое) мышление – это речевое мышление человека, опосредованное прошлым опытом.

На открытие законов, свойств объектов, объяснение явлений направлено теоретическое (объяснительное) мышление, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия

1. Анализ

2. Синтез

3. Обобщение

4. Сравнение

5. Абстрагирование

Качества мышления (ума).

- Широта

- Конкретность

- Глубина

- Самостоятельность

- Критичность

- Гибкость

- Последовательность

- Быстрота

- Установление всеобщих взаимосвязей.

- Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений.

- Обобщение свойств однородной группы явлений и др.

Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе.

В основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия видения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого.

Зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.

1. Предметность

2. Апперцепция

3. Константность

4. Осмысленность.

5. Избирательность

6. Целостность

1. Отражается сложный образ предмета.

2. Он дополняется и опосредуется прошлыми знаниями человека об этом предмете и его жизненным опытом.

З. Восприятие зависит, от особенностей воспринимающего субъекта.

4. Правильность восприятия проверяется в практической деятельности человека, а с другой стороны — практическая деятельность человека — основа восприятия.

Речь

– процесс использования человеком языка в целях общения с другими людьми. Речь является средством мышления. Благодаря речи люди обмениваются своими мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях и мечтах.

Процесс практического применения языка в целях общения с другими людьми

Системы обеспечения речи подразделяются на периферические и центральные.

К центральным относятся структуры г.м., а к периферическим - голосовой аппарат (органы дыхания, гортань, полости рта и но­са) и органы слуха.

Раздражителем этой сигнальной системы выступают не предметы и их свойства, а слова. Как раздражитель слово существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое слово.

Вторая сигнальная система работает в единстве с первой. На­рушение взаимодействия ведет к тому, что речь превращается в бессодержательный поток слов.

В коре головного мозга выделяют слуховой центр речи (центр Вернике) (левое полушарие, височная доля). При его поражении больной слышит слова, но не понимает их смысла (сенсорная афа­зия).

Существует и двигательный центр (центр Брока) (левое полу­шарие, лобная доля). При его поражении больной понимает речь, но не может говорить при полной сохранности периферического аппара­та производства речи (моторная афазия). Понимание смысла речи связано с функционированием ассоциативных зон коры, поражение которых приводит к непониманию смысла речи при понимании ее от­дельных слов.

1. Устная – общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой.

Делится на: а) монологическую – речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли

б) диалогическую – разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников

2. Письменная – изображается графически, с помощью письменных знаков (букв), обозначающих звуки устной речи. Особенность – она обращена к отсутствующему читателю, который находится в другом месте, в другой обстановке и прочтет написанное только через некоторое время.

3. Внутренняя – речь про себя. Ею пользуются в процессе мышления. Эта речь позволяет человеку мыслить на основе родного языка даже тогда, когда человек и не говорит громко. Люди обычно думают на том языке, на котором говорят. Перед тем как выразить мысль устно или письменно, человек часто проговаривает ее про себя, т.е. во внутренней речи.

1. Содержательность

2. Понятность

3. Выразительность

4. Бездейственность

- Обозначения

- Выражения

- Воздействия

- Сообщения

Внимание– это направленность и сосредоточенность субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, деятельности, явлении или переживании

Физиологической основой внимания являются процессы возбуждения и тор­можения и особенности их движения и взаимодействия в коре головного мозга. Направленность высшей нервной и психической деятельности человека всегда свя­зана с возбуждением одних корковых участков и торможением других по закону индукции. Среди возбужденных участков коры выделяется тот, который в данный момент имеет наибольшее значение, он начинает господствовать над всеми осталь­ными. Так обеспечивается избирательность нашей деятельности и осуществляет­ся контроль за ее протеканием, поэтому мы можем долгое время удерживать свое внимание на каком-либо объекте.

1. Непроизвольное

— это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. (Любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание. Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание.

Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание)

2. Произвольное- это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. (Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать. Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение которой человек несет ответственность).

3. Послепроизвольное– вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес. Снижается целенаправленность, снимается напряжение

1. Концентрация – степень сосредоточения внимания на объекте:

- высокая; - низкая

2. Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно:

3. Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой:

- трудное; - легкое

4. Распределение – способность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов.

5. Устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте:

- устойчивое

- неустойчивое

- отбор значимых воздействий, соответствующих данной деятельности и игнорирование других несущественных конкурирующих объектов;

- сохранение и удержание выполняемой деятельности до тех пор, пока не будет достигнута поставленная цель;

- активизация нужных и торможение ненужных в данный момент физиологических и психических процессов.




ППП, определение

Функции(назначение)

Виды, формы, операции

Механизмы (физиологические основы)

Свойства, особенности, др. характеристики

Приемы развития

3.Внимание- это направленность и сосредоточенность психической деятельности на объекте, имеющем для личности ситуативную или постоянную значимость, при одновременном отключении всего остального.

1.отбор значимых раздражителей.

2.Удержание важных раздражителей.

3.Контроль и регуляция.

1.Непроизвольное

2.Пропроизвольное

3.Послепроизвольное

Совместная деятельность коры головного мозга и подкорки(выпол. Функцию фильтра и генератора.

Свойства внимания:

1.Произвольное

  • Устойчивость

  • Распределение

  • Переключение

  • Объем

  • Интенсивность

  • Активность

  • Направленность

2.Непроизвольное

  • Отвлечение

  • Колебание

Рассеянность- это свойство внимания.

- Тест "Черно-красная таблица Горбова-Шульте

- Таблицы Шульте

1.Ощущение – простейший психический процесс, отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений непосредственно воздействующих на органы чувств.

Источник познания мира.

Доведение до ЦНС состояния внешней и внутренней среды.

1.

По рецепторам- зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, осязательный.

По воздействию-а)дистантные

б) контактные

2.По Шерингтону

А) Экстерорецептивные- отражают свойства предметов и явлений внешней среды.

  • Зрительные

  • Слуховые

  • Обонятельные

  • Вкусовые

  • Температурные и тактильные

Б) Проприоцептивные- это ощущения отражения движений нашего тела.

  • Мышечно-двигательные

В) Интерорецептивные – отражают состояния внутренних органов. Доходят до подкорки в состоянии бодрствования

  • Болевые

  • Равновесия

  • Ускорения

Анализатор состоит:

1.Переферический отдел-рецепторы.

2.Проводящие пути: афферентные и эфирентные.

3.центральные корковые отдела анализаторов

4.органы чувств.

Закономерности ощущений:

1.Пороги:

  • Нижний абсолютный(точка min ощущения)

  • Верхний абсолютный(точка max ощущения

  • Разностный(min разница в интенсивности двух разрдажителей.

2.Адаптация - привыкание воздействия раздражителя в течении длительного времени

3.Контраст- под влиянием предшествующего анализитора раздражителя изменяется чувствительность анализатора.

4.Сенсибилизация-- повышение, обострение чувствительности в результате взаимодействия рецепторов, когда чувствительность одних органов чувств повышается путем действия на др. органы чувств слабыми или кратковременными, адекватными для них раздражителями

5.Синестезия- возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для др. анализатора

Трюк со стаканами разной температуры. Когда, при смене рук в емкостях мозг не может определить правильность ощущения, толи холод, толи кипяток.

2.Восприятие- это целостное отражение предметов или явлений при из непосредственном воздействии на органы чувств.

Представление,выдвижение гипотез и их проверка.

1.Внешненаправленное(внешний мир)

2.Внутринаправленное (внутренний мир, восприятие внутреннего состояния)

Ассоциативные отделы коры головного мозга

ЦПС

Свойства восприятия:

1.Предметность

2.Избирательность

3.Апперцепция

4.Осмысленность

5.Контантность

6.Целостность

7.Структурность

Физические особенности восприятия

1.Восприятие пространства

2.Восприятие времени

3.Восприятие движений

4.Зрительные иллюзии

5.Иллюзии восприятия времени.

Картинки по обмане зрения.

4.Память-это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации.

Накопление знаний и воспроизведение это на опыте.

1.По характеру психической активности

  • Двигательная

  • Эмоциональная память

  • Образная

  • Словестно логическая

  • По органам чувств

2. По времени

  • Кратковременная

  • Долговременная

3. По характеры целей деятельности

  • Непроизвольное

  • Произвольное(непосредственное, опосредованное)

Деятельность мозга.

Появление нервных связей

Процессы памяти:

1.Запоминание(запечатление)

  • Непроизвольное

  • Произвольное(механическое, логическое)

2.Сохранение(переработка, забывание)

  • Динамическое

  • Статическое

Забывание закономерно!

Виды забывания:

-длительная, кратковременная

-норма, патология.

Торможение –охранительное состояние

3.Воспроизведние

  • Узнавание

  • Собственно воспроизведение

  • Припоминание

Приемы мнемотехники

5.Мышление-высший психический познавательный процесс,- обобщенное, опосредованное целенаправленное отражение мира осуществляемое с помощью речи.

  • Обобщенное- переработанный опыт предыдущих поколений

  • Опосредованное – через средства(книги, речь.)

  • Целенаправленное – произвольный процесс.

6.Речь- исторически сложившиеся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком, средство общения между людьми.

Воображение- высший психический процесс создания нового образа, предмета, ситуации, путем переработки имеющихся у человека представлений.

1.Обработка информации

2.ощущение и восприятие +мышление

3.Аналитико- синтезирующая деятельность

4.связан с речью(2 сигн.сист)

Значение мышления: направлено на решение задач с помощью анализа и синтеза.

1.передача и усвоения общественное и исторического опыта.

2.средство общения

3. орудие интеллектуальной деятельности

1.представление действительности в образах

2.регулирование эмоциональных состояний в связи с потребностями .

3.Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний(речь, внимание, восприятие)

4.Планирование и программирование деятельности.

Уровни мышления:

  • Наглядно- действенное(до 3-х лет)

  • Наглядно- образное(7-10 лет)

  • Словесно- логический (школьный возраст)

Операции мышления

  • Анализ и синтез

  • Сравнение

  • Абстрагирование

  • Обобщение

  • Понимание

Виды понимания:

-истинное

-субъективное

-авторитарное

Формы мышления:

  • Понятия(отражение общих свойств предметов)

  • Суждения(установка простейших связей между явлениями

  • Умозаключения(вывод)

Тесно связан с мышлением.

Внешний показатель особенности мышления

Виды речи:

  • Активная(говорю и пишу) и пассивная(слушаю, читаю)

  • Внешняя(произносится в слух) и внутренняя(про себя)

  • Эгоцентрическая(направлена на себя, как руководство к действию

  • Устная(диалогическая и монологическая)

  • Письменная(только монолог)

1.Активное –направлено на решение творческих и личностных задач. Также направлено в будущее и оперирует временем.

  • Произвольное(вкл.мечта.

  • Непроизвольное(вкл.гипнотическое состояние и сны)

Виды активного воображения.

А)артистическое воображение(взаимодействие со сценическими объектами)

Б)творческое(создание нового)

Включает диссициацию и ассоциацию

В)антиципирующее (предвидение будущих своих действий)

Г) критическое (поиск несовершенств и и варианты изменений)

Д)воссоздающее (конструирование новых образов на основе ранее не воспринимаемых образов)

2.Пассивное воображение(грезы)-направлено на мнимое удовлетворение потребностей

Формы создания новых образов:

1.Агглютинации-совмещение разных не совместимых объектов.

2.Расчленение-разъединение от целого объекта части .

3.Замещение-замена одной детали в целом

4.Схемотизация-сначало сходство, потом различное.

5.Акцентирование –выделение элемента или детали.

6.типизация- основа некий идеал или обобщенный образ.

















Практикум по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ»

Задание № 2 (Составить сводную таблицу основных психических познавательных процессов)

Ответ:

Процесс

Особенности процесса

Физиологическая основа процесса

Виды

процесса

Свойства процесса

Функции

процесса

Ощущения – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при соответствующем воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И. П. Павловым анализаторами. Анализатор — это активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, поэтому ощущение не является пассивным процессом, оно всегда включает в себя двигательные компоненты. Ощущения связывают человека с внешним миром и являются как основным источником информации о нем, так и основным условием психического развития. Следует отметить, что ощущения человека — это продукт исторического развития, и поэтому они качественно отличаются от ощущений животных.

1. Экстерорецептивные
2. Интерорецептивные
3. Проприоцептивные

1.Качество
2. Интенсивность
3. Длительность
4. Последовательные образы
5. Пороги ощущений.
6. Адаптация
7. Сенсибилизация

Позволяет видеть, чувствовать, обонять различные предметы

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие – более сложный процесс, чем ощущения. Восприятие – не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания, сложная деятельность, важной частью которой являются движения.

Специальных органов восприятия не существует, материал для него дают анализаторы. При этом первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых концов анализатора. Поскольку любой объект внешнего мира выступает как сложный комплексный раздражитель, то в основе восприятия лежат сложные системы нервных связей между различными анализаторами. Можно сказать, что физиологической основой восприятия является комплексная деятельность анализаторов.

Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора, так как не все анализаторы играют одинаковую роль: обычно один из них является ведущим.

1. Простые – зрительные, слуховые, осязательные. Каждый человек владеет всеми простыми видами восприятия, но одна из этих систем обычно развита лучше других, что соответствует трем основным сферам сенсорного опыта: визуальной, аудиальной и кинестетической.

2. Сложные виды восприятия выделяются в том случае, если одинаково интенсивно мобилизуются несколько анализаторов: зрительно-слуховые; зрительно-слуховые-осязательные; зрительно-двигательные и слухо-двигательные.

3. Специальные виды восприятия различают в зависимости от воспринимаемого объекта: времени, пространства, движений, отношений, речи, музыки, человека человеком и т. п.

1. Предметность
2. Апперцепция
3. Константность
4. Осмысленность.
5. Избирательность
6. Целостность

1. Отражается сложный образ предмета.

2. Он дополняется и опосредуется прошлыми знаниями человека об этом предмете и его жизненным опытом.

З. Восприятие зависит, от особенностей воспринимающего субъекта.

4. Правильность восприятия проверяется в практической деятельности человека, а с другой стороны — практическая деятельность человека — основа восприятия.

Воображение - это процесс преобразования представлений,

отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых

представлений. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя

другими психическими процессами — памятью и мышлением. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла.


Отражение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта

Физиологической основой воображения следует считать оживление в мозгу человека ранее образованных временных нервных связей и их преобразование в новые сочетания, которые могут возникать по разным причинам: иногда бессознательно, как следствие самопроизвольного усиления возбуждения в определенных центрах коры головного мозга под влиянием случайных раздражителей, действующих на эти центры в момент ослабления регулирующего контроля со стороны высших отделов коры (например, сновидения); чаще – в результате сознательных усилий человека, направленных на создание нового образа

Пассивное воображение подчинено субъективным, внутренним факторам и характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не реализуются или вообще не могут быть реализованы. В процессе пассивного воображения осуществляется нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания.

Активное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное. По степени самостоятельности и оригинальности продуктов деятельности различают воссоздающее и творческое воображение.

1. Творчество – деятельность, результатом которой выступает создание новых материальных и духовных ценностей.

2. Мечта – эмоциональный и конкретный образ желаемого будущего, характеризующийся слабым знанием способов его достижения и страстным стремлением к претворению его в действительность.

3. Агглютинация – создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов.

4. Акцентирование – создание новых образов путем подчеркивания, выделения тех или иных черт.

5. Галлюцинация – нереальные, фантастические образы, возникающие у человека во время болезней, влияющих на состояние его психики.

1. представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими при решении задач;

2. регулирования эмоциональных отношений;

3. произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;

4. формирование внутреннего плана человека;

5. планирование и программирование деятельности человека.

Память- это психологический процесс запечатления и сохранения, воспроизведения того, что человек отражал, делал и переживал.

В когнитивной сфере память занимает особое место, без нее невозможно познание окружающего мира. Деятельность памяти необходима при решении любой познавательной задачи, так как память лежит в основе любого психического явления и связывает прошлое человека с его настоящим и будущим. Без включения памяти в акт познания все ощущения и восприятия будут восприниматься как впервые возникшие и постижение окружающего мира станет невозможным

В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителя, сохранять в себе следы нервного возбуждения. Прочность следов зависит от того, какие именно следы имели место.

На первой стадии, непосредственно после воздействия раздражителя, в мозгу происходят кратковременные электрохимические реакции, вызывающие обратимые физиологические изменения в клетках. Эта стадия длится от нескольких секунд до нескольких минут и является физиологическим механизмом кратковременной памяти – следы есть, но они еще не упрочились. На второй стадии происходит биохимическая реакция, связанная с образованием новых белковых веществ, которая приводит к необратимым химическим изменениям в клетках. Это механизм долговременной памяти – следы упрочились, могут существовать долго.

1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память бывает образной, эмоциональной и словесно-логической.

2. По степени волевой регуляции, наличию или отсутствию цели и специальных мнемических действий различают непроизвольную память, когда информация запоминается сама собой – без постановки цели, без приложения усилий, и произвольную память, при которой запоминание осуществляется целенаправленно с помощью специальных приемов.

3. По продолжительности сохранения материала различают кратковременную, долговременную и оперативную память.

1. Объем памяти
2. Длительность памяти
3. Быстрота
4. Точность

- отбор значимых воздействий, соответствующих данной деятельности и игнорирование других несущественных конкурирующих объектов;
- сохранение и удержание выполняемой деятельности до тех пор, пока не будет достигнута поставленная цель;
- активизация нужных и торможение ненужных в данный момент физиологических и психических процессов.


Мышление — форма отражения, устанавливающего связи и отношения между познаваемыми объектами. Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного

процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и

преобразования человеком действительности.

Особенность мышления — это неразрывная

связь с речью. Тесная связь мышления и речи находит свое выражение, прежде всего в

том, что мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не

имеет звуковой формы, например в случае с глухонемыми людьми. Речь является орудием

мышления. Следует иметь в виду, что, несмотря на тесное взаимодействие мышления и

речи, эти два феномена — не одно и то же.

Физиологической основой мышления является деятельность всей коры головного мозга, а не какого-то одного его участка. В качестве специфического нервно-физиологического механизма мышления выступают временные нервные связи во второй сигнальной системе во взаимодействии с первой, которые образуются между мозговыми концами анализаторов.

Наглядным (конкретным) называется такое мышление, предмет которого человек воспринимает или представляет. Оно непосредственно опирается на образы предметов и делится на наглядно-действенное и наглядно-образное.

Дискурсивное (абстрактно-понятийное, словесно-логическое) мышление – это речевое мышление человека, опосредованное прошлым опытом.

На открытие законов, свойств объектов, объяснение явлений направлено теоретическое (объяснительное) мышление, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия


1. Анализ
2. Синтез
3. Обобщение
4. Сравнение
5. Абстрагирование
Качества мышления (ума).

- Широта;

- Конкретность;

- Глубина;

- Самостоятельность;

- Критичность;

- Гибкость;

- Последовательность;

- Быстрота


- Установление всеобщих взаимосвязей.
- Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений.
- Обобщение свойств однородной группы явлений и др.

Речь

– процесс использования человеком языка в целях общения с другими людьми. Речь является средством мышления. Благодаря речи люди обмениваются своими мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях и мечтах.

Процесс практического применения языка в целях общения с другими людьми.

Системы обеспечения речи подразделяются на периферические и центральные.

К центральным относятся структуры головного мозга, а к периферическим - голосовой аппарат (органы дыхания, гортань, полости рта и носа) и органы слуха.

Раздражителем этой сигнальной системы выступают не предметы и их свойства, а слова. Как раздражитель слово существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое слово.

Вторая сигнальная система работает в единстве с первой. Нарушение взаимодействия ведет к тому, что речь превращается в бессодержательный поток слов.

В коре головного мозга выделяют слуховой центр речи (центр Вернике). При его поражении больной слышит слова, но не понимает их смысла (сенсорная афазия).

Существует и двигательный центр (центр Брока). При его поражении больной понимает речь, но не может говорить при полной сохранности периферического аппарата производства речи (моторная афазия). Понимание смысла речи связано с функционированием ассоциативных зон коры, поражение которых приводит к непониманию смысла речи при понимании ее отдельных слов.

1. Устная – общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой.

Делится на:

-монологическую – речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли

- диалогическую – разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников

2. Письменная – изображается графически, с помощью письменных знаков (букв), обозначающих звуки устной речи. Особенность – она обращена к отсутствующему читателю, который находится в другом месте, в другой обстановке и прочтет написанное только через некоторое время.

3. Внутренняя – речь про себя. Ею пользуются в процессе мышления. Эта речь позволяет человеку мыслить на основе родного языка даже тогда, когда человек и не говорит громко. Люди обычно думают на том языке, на котором говорят. Перед тем как выразить мысль устно или письменно, человек часто проговаривает ее про себя, т.е. во внутренней речи.

1. Содержательность
2. Понятность
3. Выразительность
4. Бездейственность

- Обозначения
- Выражения
- Воздействия
- Сообщения

Внимание

Направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, деятельности, явлении или переживании


Физиологической основой внимания являются процессы возбуждения и торможения и особенности их движения и взаимодействия в коре головного мозга. Направленность высшей нервной и психической деятельности человека всегда связана с возбуждением одних корковых участков и торможением других по закону индукции. Среди возбужденных участков коры выделяется тот, который в данный момент имеет наибольшее значение, он начинает господствовать над всеми остальными. Так обеспечивается избирательность нашей деятельности и осуществляется контроль за ее протеканием, поэтому мы можем долгое время удерживать свое внимание на каком-либо объекте.

1. Непроизвольное

— это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей.

Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета…), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства.

2. Произвольное- это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях.

3. Послепроизвольное– вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес. Снижается целенаправленность, снимается напряжение.

1. Концентрация – степень сосредоточения внимания на объекте:

- высокая; - низкая

2. Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно.

3. Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой:

- трудное; - легкое

4. Распределение – способность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов.

5. Устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте:

- устойчивое;

- неустойчивое.

- отбор значимых воздействий, соответствующих данной деятельности и игнорирование других несущественных конкурирующих объектов;

- сохранение и удержание выполняемой деятельности до тех пор, пока не будет достигнута поставленная цель;

- активизация нужных и торможение ненужных в данный момент физиологических и психических процессов.