Файл: Приобретение знаний физической культуре в общекультурной и профессиональной подготовке студентов, формирование умений применять полученные знания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа по теме 1.1

Цель занятия: приобретение знаний физической культуре в общекультурной и профессиональной подготовке студентов, формирование умений применять полученные знания.

 Задание 1. Напишите историческую справку по одному из видов спорта (акробатика, бейсбол, водное поло, кудо, пятиборье, хоккей с мячом, футзал, шахматы) (до 4 листов).
Ответ: 

Историческая справка по происхождению шахмат

Многие историки придерживаются  мнения, что родина шахматной игры — Индия. Другие, более осторожные, — полагают, что шахматы скорее продукт коллективного творчества нескольких народов, и развивались они в те незапамятные времена, — параллельно в нескольких странах.

Наиболее внятная легенда относительно происхождения шахмат такая:

На рубеже пятого-шестого веков в Индии зародилась игра, которую назвали  чатуранга. Для современного восприятия шахмат игра выглядит весьма странно:



Играют четверо. Двое на двое. Каждый игрок имеет свой комплект фигур белого или черного цвета. Целью игры является уничтожение «войска» соперников.

Любопытный  факт: в этой игре ходы придумывали не игроки.  Какой должен быть ход, определялось выбросом игральных костей.

Постепенно игра развивалась и распространялась. Белые и черные комплекты фигур «объединились», вместо 4 игроков остались двое. Чатуранга постепенно приобретала контуры игры, которую мы сегодня знаем, как шахматы.

В целом, большинство историков считают, что в шахматы по правилам, похожим на современные, начали играть в шестом веке. Именно шестым веком датированы первые рукописи, связанные с упоминанием и описанием шахмат.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПО МИРУ

Считается, что несколько позже, веке в 7, игра распространилась на арабский мир, Китай и некоторые другие регионы Востока. Игра набирала популярность и приобретала национальные черты, характерные для этих народов.

Менялось и наименования, которые сохранились до сегодняшнего дня. Шатранг, шатранж, такие арабские и персидские названия непривычны для нас, современных шахматистов. В Японии – сёги, у китайцев – сянци, до сих пор занимают видное место в культурах этих народов.


Со временем арабский шатранж «проник» в Испанию. По мнению иториков, это случилось в веке.

В 9 веке на очереди Франция, немногим позже «под напором» привлекательной игры не устояли и другие европейские нации.




В это же время, в 9 веке, шахматы появились и на Русской земле. Причем напрямую с Востока. Однако культурные связи с Европой сыграли свою роль. Постепенно шахматы на Руси приобретали европейский вид и к концу 10 века полностью «европеизировались».

Постепенно менялись и правила. В разных странах со своими особенностями

Любопытный факт:

« В Италии в восемнадцатом веке существовало правило: пешка, при достижении поля превращения, может стать  только той фигурой, которая на доске отсутствует в данный момент. Пешка на последней горизонтали могла остаться пешкой. Превращение происходило в момент взятия какой -либо фигуры соперником. Пешка становилась этой взятой фигурой»

ПЕРИОД ГОНЕНИЙ

В какой-то момент истории, веке в 15-16,  шахматы делились на две ветки – привычная нам версия и «азартная». В азартном варианте игры правила были схожими с чатурангой, а ход делался по выбросу игральных костей.

Не удивительно, что эта версия воспринимался скорее как азартная игра, поскольку сильно смахивала на игру в кости. Азартные игры и тогда не особенно жаловались и часто подвергались гонениям церкви да и государством. Под такой имидж попадали и шахматы в целом.

Не особенно разбираясь в нюансах, церковные и государственные чиновники с энтузиазмом пользовались своим правом «держать и не пущать», считая шахматы одним из видов праздного время препровождения.

Однако и на камнях появляются ростки и растут деревья. Запретный плод, как известно… Игра распространялась и занимала все более видное место в культуре европейских народов.

К стати, при раскопках шахматы находили и в учреждениях церкви не говоря уже о просто усадьбах и домах людей разного сословия.

Запреты, как это часто бывает, игнорировались «по умолчанию». Больше того, умение хорошо играть в шахматы стало считаться модным и чуть ли не обязательным для людей интеллектуального рода деятельности.


РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИГРЫ

Пока, служивые люди ломали копья, постепенно утрясались правила игры в различных странах, унифицировались и стало возможным общаться на единых основах.

В 16 и 17 веке стали появляться различные теоретические модели. Одним из родоначальником такого подхода был Филидор. Он ввел в обиход концепцию борьбы за центр, контргабитные идеи.

Филидор считал, и нашел немало сторонников, что ключевым фактором, вокруг которого строится игра, является расположение пешек. 1585 годом датирован 1-й международный турнир. Он состоялся в Испании.
ШАХМАТЫ КАК ВИД СПОРТА

Любопытный факт: Шахматный маэстро из Итлии Лоренцо Буснардо сколотил, по неподтвержденным данным, — целое состояние, организуя и играя матчи и турниры.

С восемнадцатого века проводятся и национальные чемпионаты. Регулярными стали международные турниры.

Логичным продолжением стало учреждение неофициального мирового первенства. Первым носителем неофициальной короны чемпиона стал Адольф Андерсен, который первенствовал в лондонском турнире 1851 года.

В 1886 состоялся первый матч за официальную. чемпионскую крону. Вильгельм Стейниц, одержавший победу над Иоганном Цукертортом и стал обладателем чемпионского звания.

Следующее судьбоносное для шахмат событие – введение временного контроля. Сначала песочные часы, затем уже придумали и сконструировали (Т.Уилсон)  специальные шахматные часы.

Именно контроль затраченного на обдумывание времени и стал отправной точкой в признании шахмат мировым спортивным сообществом, как одного из видов спорта.

Любопытные факты

  • Рекордсмен по задумчивости — шахматист из Бразилии  Ф. Троис. Однажды он думал над своим ходом 2 часа 20 минут.

  • По продолжительности партии рекорд 20 полных часов и пятнадцать минут. Всего было сделано 268 ходов. Партия завершилась вничью. Возможно после этого было принято правило 50 ходов, когда в случае отсутствия взятия фигур или движения пешек, — объявляется ничья.

НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ

В двадцатом веке шахматы развивались семимильными шагами. Впрочем, как и другие виды деятельности человека. В России, а особенно в СССР, — шахматы активно поддерживались и находились в одном ряду с самыми популярными видами спорта.

Все же будем объективны, шахматы специфичны и по зрелищности, а соответственно доходности, не могут конкурировать с футболом или теннисом.


И все же шахматная ниша достаточно прочна. Заменить в сердце шахматы футболом невозможно. К примеру, у меня они вполне уживаются друг с другом.

В последнее время наметилась тенденция к повышению зрелищности турниров и матчей. На мой взгляд, позитивная. В основном в части ускорения игры и использования нокаут-турниров и матчей.

Еще одна объективная тенденция – компьютеризация. Все уже смирились с тем, что компьютер обыгрывает человека.

Отсюда стремление ведущих гроссмейстеров к писку новых путей в теории, рост популярности редких форматов игры, к примеру шахмат Фишера,

Интерес к шахматах возрождается. Люди понимают, что это не только  игра вид спорта или наука, о чем спорили долгие годы с пеной у рта.

Шахматы —  инструмент развития личности. Не больше и не меньше. Надеюсь, это понимание в сознании людей будет только укрепляться.

2 Задание - Составьте словарь терминов по изученной теме

Культура здоровья студента - это система знаний и деятельности, обеспечивающая самореализацию личности на основе тренировки врожденных качеств и разумных самоограничений в духовной, потребностно - эмоциональной и поведенческой сферах.

Развернутая характеристика стратегии, принципов, методов и механизмов постижения этого основополагающего пласта жизнедеятельности дает возможность студенту сформировать индивидуальную культуру здоровья.

Физическая культура – специфическая часть общечеловеческой культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья, повышение его уровня, всестороннее развитие физических способностей человека и использование их в общественной практике, в повседневной жизни людей.

Физическая культура – это часть общей культуры человека, совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых для физического совершенствования людей (Б.А. Ашмарин).

Физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).


Физическое воспитание- это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях. Процесс решения определенных педагогических задач.

«Физкультурное образование» - профессиональная подготовка в специальных учебных заведениях и «физическое образование» в его первоначальном (по П.Ф. Лесгафту) смысле физического воспитания. В английском языке термин «physical education» может употребляться и в том, и в другом смысле.
Физическое образование – составная часть физического воспитания, представляющая собой педагогический процесс, направленный на формирование у человека двигательных умений и навыков, а также овладение физкультурными знаниями.

Массовую физическую культуру образуют физкультурная деятельность людей в рамках процесса физического воспитания и самовоспитания для своего общего физического развития и оздоровления, совершенствования двигательных возможностей, улучшения телосложения и осанки, а также занятий на уровне физической рекреации.

Лечебная физическая культура – часть физической культуры, использующая физические упражнения в качестве средств лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и др. причин.

Рекреативная физическая культура (физическая рекреация) – часть физической культуры: отдых, восстановление сил с помощью физических упражнений и видов спорта в упрощенных формах. Рекреация (лат. - recreation, - «восстановление») 1) каникулы, перемена в школе, 2) помещение для отдыха в учебных заведениях, 3) отдых, восстановление сил человека.

Физическая рекреация - это двигательный активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическая работоспособность. Как правило, занятия на уровне массовой физической культуры для здорового человека не связаны с очень большими физическими и волевыми усилиями, однако, они создают мощный дисциплинирующий, тонизирующий и гармонизирующий фон для всех сторон его деятельности