Файл: Методическая разработка Теоретических и практических занятий Технология групповой работы с использованием метода конкретных ситуаций.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для того чтобы провести занятие с использованием КС необходимо правильно поставить общие учебные цели, их можно свести примерно к следующим целям: выработать умение анализировать ситуацию, прививать умение по расшифровке причинно-следственных связей, овладеть творческим мышлением, сформировать умение самостоятельно принимать решения.
Хотелось бы сразу сказать, что данная технология в отличие от деловых игр не имеет строго регламентированных правил поведения КС, сценария и критериев оценивания. При проведении занятия многое зависит от творческой личности ведущего и активности участников. Использование КС в процессе объявления нового материала для демонстрации диагностирования ситуации и принятия решений. Имеются 3 уровня применения КС:
I уровень – во время урока учитель в качестве факта или примера приводит конкретную ситуацию, предлагая решить ее. Студенты активно приступают к поиску решения, но педагог сам анализирует (т.е. объясняет) данную ситуацию и предлагает свой, т.е. правильный оптимальный вариант решения. Это является своеобразной подготовкой по применению этого метода.
II уровень – так же во время урока педагог вводит конкретную ситуацию и также призывает индивидуально ее разрешить. Дается некоторое время на обдумывание, затем выслушивается 2–3 студента с их разрешениями. После этого учитель анализирует полученные данные и объясняет, какие из решений были достаточны и/или недостаточны и почему. Если среди школьных ответов не было правильного решения, приводит свое – оптимальное. Но попытка разрешения ситуации состоялась. Таким образом, начинается постепенное внедрение этого метода.
III уровень – высший уровень по использование КС, возможен только в том случае, если учитель отлично знаком со школьными возможностями и наверняка уверен, что конкретный ученик даст оптимальный ответ. Поэтому он называет фамилию и при этом говорит, что школьник N приведет правильное решение. После использования КС можно приступать непосредственно к практическому занятию.
Классический вариант: деление класса на подгруппы по 4–6 человек. Выборы лидера – организатора малой группы. Соблюдение 15-минутного регламента на индивидуальное решение, затем совместное обсуждение в группе и выработка общего решения. Затем межгрупповая дискуссия (15 мин.): выступления лидеров и обсуждение групповых вариантов решений. Затем запускается другая ситуация и все выше сказанное в технологическом плане повторяется.
Свободный вариант: группа не делится на подгруппы, конкретная ситуация зачитывается учителем, и каждый предлагает свое решение. Учитель анализирует и выводит правильное решение, которое сложилось из разных ответов участников КС.
Смешанный вариант: это классический вариант, но для большей убедительности и запоминания, ситуация превращается в «живую» и разыгрывается.
Разыгрывание может быть предложено и при использовании «свободного» варианта.
Конечно, возможны и другие технологии проведения. Все зависит от темы, целей, подготовленности школьников, творческих возможностей учителя и времени, отпускаемого на подобное занятие. Если используется работа в малых группах, то для достижения оперативного и эффективного результата по разрешению ситуации, можно использовать один из методов активного обучения: «мозговая атака», «инцидент», «метод консультирования», с выделенными консультантами и другое.
Хотелось бы подчеркнуть, что только активный творческий педагог может взять на себя использование такой многогранной, неоднозначной и неординарной технологии. Каждый учитель будет придавать своему занятию к КС собственную индивидуальность, не забывая при этом, что подобные занятия внедряются в память школьников надолго.
При проведении занятия с использованием метода КС необходимо учитывать психологические сложности для участников: вычленение причин, отсутствие опыта анализировать, поиск причинно-следственных связей, неумение соглашаться с «чужим» (другим) мнением.
При решении КС можно использовать следующие методы: метод анализа текста и контекста, метод «мозговой атаки», метод «инцидента», метод дискуссии, метод разыгрывания ролей.
Технологию КС можно представить как индивидуально-коллективную учебную деятельность, в которой реализуются следующие принципы: проблемность, моделирование профессиональных ситуаций и их решение, коллективно-индивидуальная деятельность, диалогичность общения.
Проблемность связана с наличием проблемы в представленной ситуации, т.е. присутствие невозможностей или трудностей для ее мгновенного решения, т.к. в ней заложены определенные противоречия. Независимо от того, какая это ситуация: классическая, базовая, конфликтная, типичная, в ней все равно имеется «проблема». Именно благодаря ей возникает мотивация для выявления предварительных гипотез по способу разрешения этой проблемной ситуации, а это, в свою очередь, создает предпосылку к продуктивному мышлению. Оно возникает или зарождается при высказывании противоположных позиций, несмотря на то, что проблема для всех одна. Чтобы оперативно найти оптимальное решение, проблему мысленно перевоплощают в творческую задачу и ставят конкретный вопрос для осознанного или интуитивного решения. Таким образом, учащийся погружается в состояние интеллектуального затруднения, что, в свою очередь, опять же приводит к психологической проблемной ситуации: как найти выход из создавшегося положения.
Своеобразная имитация производственных событий, явлений, процессов, в которых обязательно содержится проблема (противоречие) и которая, в свою очередь, не имеет однозначного быстрого решения. Находясь в учебном заведении, учитель моделирует, используя производственные затруднения в виде учебной ситуации, при этом сам владея ее оптимальным решением. Несмотря на то, что ученик сам не принимал участие в решении данной реальной ситуации, а принимает участие только в моделируемой воображаемой ситуации, чувства, которые он переживает, – реальные. Очень важно, что, несмотря на определенные условности, на занятиях отрабатываются умения, которые могут быть использованы в реальной деятельности.
Индивидуальная, персональная работа участников занятия с использованием КС – начальный этап, в который входят следующие необходимые операции: выявление проблемы, превращение проблемы в творческую задачу со знаком вопроса, перебор вариантов решения проблемы, принятие оптимального решения. Но, кроме индивидуальных операций, участник КС взаимодействует с микро- и макрогруппой, т.к. необходимо выработать правильный выход из создавшейся ситуации. Оптимальное коллегиальное решение вырабатывается поэтапно на основе персональных решений, на основе групповых решений, на основе коллективного решения всех участников КС. Подтверждение правильности принятого решения приводит ведущий КС, анализируя и объясняя весь процесс занятия и его результаты.
Под диалогичностью общения подразумеваем обмен мнениями, информацией, решениями, идеями, эмоциями, двух или более людей, т.к. данный процесс порождается их потребностью в совместной деятельности, взаимопонимании и взаимовлиянии для выработки единой стратегии поведения и принятия решения. Иначе говоря, это своеобразная форма жизнедеятельности. В нашем конкретном случае, т.е. при использовании КС и при взаимодействии участников в ситуационном процессе, в первую очередь отрабатываются все основные элементы диалогического общения: коммуникативные свойства личности, регламентированность отношений, понимание других людей, их позиций и мнений. Кроме того активизируются творческие идеи, ускоряется адаптация к новым технологиям обучения, которые повышают интерес к предмету.
В КС благодаря принципу «диалогического общения» моделируются взаимодействия и взаимоотношения людей в обстановке, приближенной к профессиональной.
Методы активного обучения, и в том числе КС, формируют не только творческие способности, и творческий тип личности.
Активные методы создают предпосылку к самореализации, самоуправлению и самодисциплине. Эти качества в КС сочетаются с возможностью развить поведенческие реакции, личностное осознание собственного «я», т.к. срабатывает персональный механизм престижной самозащиты своего «я», который проявляется в мотивации «быть лучше других» или «быть не хуже других», но это происходит только в том случае, если удалось найти оригинальное решение в конкретных ситуациях.
Творческая активность КС возможна, т.к. происходит постепенное снятие эмоциональной и интеллектуальной напряженности, скованности и нерешительности и нарастает интерес, возникший к новой форме проведения занятия, к решению неординарных проблем. КС высвечивает ошибки и приобретения, что участник КС может дольше того, чем он предполагал. Это придает уверенность в своих силах и способностях и может развить чувство собственного достоинства. Хотелось бы отметить, что КС – это особая технология, которая приближает к таким методам, как разыгрывание ролей и деловые игры, т.е. это один из переходных методов от традиционной технологии обучения к игровой, но в этом методе отсутствует «игровой момент».
Проведение занятий в группе
Эффективность занятия в первую очередь зависит от того, как преподаватель подготовлен к нему. Очень важно хорошо продумать цель и конкретные задачи.
Цель каждого занятия включает в себя реализацию образовательных и познавательных (развивающих задач). Образовательные задачи включают вооружение знаниями и умениями в соответствии с требованиями учебных программ. Познавательные предполагают формирование умения выделять главное, существенное в изучаемом материале (составлять схемы изученного, формировать умения сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия).
Наибольший эффект достигается при системном подходе к выбору различных методов обучения в соответствии с теми задачами, которые ставит перед собой преподаватель. Рассмотрим эти задачи по группам.
Первая группа задач состоит в том, чтобы донести до слушателей необходимость учиться. Для решения этой задачи, в частности, используется входной контроль знаний (тестирование) с применением средств и методов программированного обучения. При этом слушатель получает возможность убедиться в недостаточности своих знаний, а преподаватель - уточнить программу изложения курса в соответствии с уровнем знаний данного контингента.
Вторая возникает уже в ходе изложения учебного материала, и здесь важно возбудить интерес к предмету, убедить слушателей в практической ценности изучаемого материала, активизировать их учебно-познавательную (в данном случае, мыслительную) деятельность, что способствует творческому восприятию и усвоению знаний. Для этого применяются различные приемы и методы проблемного обучения, разбираются небольшие так называемые микроситуации и анализ их характерных черт.
Задачами третьей группы является "снятие" вопросов, выявление ошибочных представлений, неверных истолкований изученного материала и тем самым предотвращение неправильного применения его на практике. Для этого организуются групповые консультации, программированные консультации (с применением техники и методов программированного обучения).
Цель четвертой группы задач - закрепить полученные знания, выработать (совершенствовать) умения и навыки их практического применения. Здесь наибольший эффект достигается разбором и обсуждением конкретных материалов (отчетов, планов, инструкций и т. п.), анализом конкретных ситуаций, решением типовых задач.
Пятая группа задач учебного процесса предполагает сделать шаг к практическому применению полученных знаний и умений, проверить степень достижения учебных целей в практической деятельности слушателя. Эффективным методом для этого является решение кейсов, проведение итоговых деловых игр.
Системность подбора названных методов обучения базируется на том, что каждый из них, с одной стороны, позволяет решать вполне определенную задачу в учебном процессе, а с другой - дополняет собой другие методы.
Таким образом, правильный выбор места и времени применения того или иного метода (формы проведения занятий) по ходу реализации учебного плана позволяет достигнуть совокупного обучающего эффекта, чего, разумеется, нельзя получить при преимущественном использовании только одного метода обучения.
В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:
• Развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;