Файл: Курсовая работа по дисциплине Уголовное право Тема 52 Источники международного уголовного права Содержание Введение 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

Тихоокеанский государственный университет»

Кафедра уголовно-правовых дисциплин


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Уголовное право»

Тема 52 «Источники международного уголовного права»

Содержание


Введение 3

1 Понятие источников международного уголовного права 4

2 Система источников международного уголовного права 7

Заключение 21

Список литературы 23

Введение
Международное уголовное право (далее – МУП) - отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют сотрудничество государств и международных организаций в борьбе с преступностью, включая ее предупреждение.

Будучи отраслью международного права, МУП обладает всеми характерными чертами этого права. Но есть у него и существенная особенность - оно установило прямую уголовную ответственность физических лиц за нарушение наиболее важных норм международного права. Иначе говоря, оно вводит в механизм функционирования международного права уголовную ответственность. Без установления уголовной ответственности физических лиц непосредственно на основе международного права невозможно обеспечить международный правопорядок. Поэтому предметом международного уголовного права могут быть отношения, возникающие в борьбе с преступлениями, совершаемыми физическими лицами.

Употребляя понятие «источник права» применительно к международному уголовному праву, мы будем понимать под ним только юридический источник права, который является итогом нормотворческой, а в ряде случаев и правопримени­тельной деятельности.

Применительно к принципам и нормам международного права как источникам международного уголовного права можно вести речь, если международный правовой акт уста­навливает, изменяет или устраняет преступность деяния либо иным образом регламентирует материально-правовые вопросы уголовной ответственности. При этом такое между­народно-правовое положение должно иметь не рекомендатель­ный, а обязательный характер. В противном случае потеряет смысл международное уголовное право как таковое, ибо пред­ставить себе исключительно «рекомендательное» уголовно-правовое установление вряд ли возможно.

1 Понятие источников международного уголовного права

В теории обычно считается, что источниками междуна­родного уголовного права необходимо считать международный договор, международный обычай и решения международ­ных организаций1. В ряде работ также указывается, что в каче­стве дополнительных («вспомогательных») источников надо признавать нормы национального уголовного права и реше­ния внутригосударственных судов, «в той или иной степени направленные на преследование и наказание за совершение международных преступлений или преступлений международ­ного характера»2.

В зарубежной доктрине источниками международного уго­ловного права признаются (в зависимости от «иерархии зна­чимости»):

1) «первичные источники» (договоры и обычное право);

2) «вторичные источники» (правила, вытекающие из норм обычного права и условий договоров);

3) общие прин­ципы международного уголовного права;

4) «вспомогательные источники» (например, «общие принципы права, признанного сообществом государств»)3.

К началу формирования международного уголовного права существовали международные договоры, предусматривающие различные вопросы борьбы с преступностью.

В числе этих договоров следует назвать: Лондонский договор о борьбе с работорговлей 1841 г.; Санкт-Петербургскую декларацию об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г.; Конвенцию по охране подводных телеграфных кабелей 1884 г.; Брюссельский Генеральный акт о борьбе с работорговлей 1890 г.; Женевскую Конвенцию для улучшения участи раненых и больных в действующих армиях 1906 г.; 13 Гаагских Конвенций о законах и обычаях войны 1907 г. и др.

На первый взгляд источниковая база международного уго­ловного права чрезвычайно разнообразна и эклектична. Как следует из самих норм международного права, при решении уголовно-правовых вопросов в принципе возможно использование следующих формальных источников: «общие» прин­ципы права; «принципы и нормы международного права» (в них в первую очередь включены международные договоры); меж­дународный обычай; решения международных организаций (в том числе и «судебные решения»); юридические доктрины.

Традиционно под нормой международного права пони­мается правило поведения, которое признается субъектами международного права (государствами и иными субъек­тами) в качестве юридически обязательного. По своей сути такое правовое предписание представляет собой «согласован­ную волю государств», имеющую диспозитивный или импера­тивный характер. Норма международного права не означает идентичности воли государств — достаточно, чтобы они были согласованы в том, что касается правила поведения и призна­ния его в качестве юридически обязательного. Поскольку воля государств согласована в отношении содержания пра­вила поведения и признания его в качестве правовой нормы, здесь они едины. Норма международного права - это продукт не «общей» воли государств, а согласования волеизъявлений.



В отечественной доктрине обычно считается, что только дого­ворные нормы международного права могут иметь обязатель­ный характер. Именно обязательность договорных норм меж­дународного права делает их источниками международного уго­ловного права. На настоящий момент действует около трехсот договорных норм международного права, так или иначе регла­ментирующих вопросы уголовного права. Именно это обстоя­тельство дает основание для утверждения о том, что договорная норма международного права является в настоящее время основ­ным источником международного уголовного права.

Источником международного уголовного права являются международно-правовые нормы императивного характера. Именно в силу повелительного характера государства и международные организации как субъекты международного права в целом обязаны исполнять такие нормы как непосредственно, так и внося определенные изменения в национальное законо­дательство (в том числе, конечно, и в уголовное).

По характеру своего действия в международном уголов­ном праве императивные договорные нормы международного права можно разделить:

- на имеющие непосредственное действие - такие нормы могут не включаться во внутреннее законодательство государства;

- имеющие опосредованное действие - эти нормы подле­жат либо обязательному включению во внутригосудар­ственное законодательство в оригинальном виде, либо национальный закон приводится в соответствие с ними.

Итак, в качестве основного источника современного меж­дународного права следует признать договорную норму между­народного права, имеющую императивный характер.
2 Система источников международного уголовного права
В настоящее время существует несколько сотен международных договоров, как универсальных, так и региональных и двусторонних, о преступности и наказуемости международных преступлений и преступлений международного характера, о выдаче преступников, о взаимной помощи по уголовно-правовым вопросам, о порядке и основаниях судебного преследования и т. п.

В числе универсальных международных договоров, участниками которых являются многие страны мира, можно назвать: Женевскую Конвенцию о запрещении торговли женщинами и детьми 1921 г.; Женевскую Конвенцию по борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г.; Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников 1935 г.; Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.; 4 Женевских Конвенции о защите жертв войны 1949 г.; Гаагскую Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г.; Женевскую Конвенцию об открытом море 1958 г. и др.


В числе региональных документов можно указать: Конвенцию о правовой помощи между странами экваториальной и западной Африки 1961 г.; Европейскую Конвенцию о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными правонарушителями 1964 г. и др.

Среди договоров ограниченного действия назовем Конвенцию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств в международных коммерческих сделках 1997 г., участниками которой являются экономически развитые государства мира.

Наибольшее распространение имеют международные двусторонние договоры, например Договор о выдаче между США и Японией 1979 г.; Договор о выдаче между ФРГ и США 1978 г. и др.

Международный договор имеет, как правило, обязательную юридическую силу для государств - его участников. Договоры в письменной форме закрепляют международно-правовые нормы, что свидетельствует о преимуществе договорной формы закрепления норм международного уголовного права в сравнении с обычными нормами. Однако международные договоры имеют ограниченный круг участников: не все государства подписывают их. Следовательно, с формальной точки зрения предписания таких международных договоров не являются обязательными для государств, не участвующих в них.

Обычные нормы (обычай) могут и не иметь письменной формы выражения либо могут быть облечены в письменную форму какого-либо международного документа, имеющего или обязательную силу для ограниченного числа участников, или в целом носящего рекомендательный характер. Сущность обычных норм международного уголовного права заключается в том, что они становятся обязательными для всех государств. Страны мира начинают следовать им, воспринимать как общепризнанные. При этом государства мирового сообщества могут и не быть участниками разработанного международного документа, но если они следуют предписаниям такого документа, то такие нормы обычного права становятся общепризнанными принципами и нормами международного уголовного права.

Примером обычной нормы права может быть правило о выдаче преступника. Обязательной выдаче подлежит лицо при наличии международного договора между государствами. Если такой договор отсутствует, то действует обычная норма: виновного государство или выдает, или привлекает к уголовной ответственности.

В настоящее время международное уголовное право формируется путем взаимного влияния договорных норм, обычая, национального законодательства и решений международных организаций.


Всеобщая декларация прав человека, закрепляющая основные права и личные свободы человека, была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. и имела рекомендательный характер. Но со временем государства стали рассматривать положения это» декларации как общепризнанные принципы и нормы международного права. Многие предписания Всеобщей декларации прав человека получили воплощение в национальных законах, а также международных договорах и решениях международных судов и судов государств.

Общепризнанными нормами и принципами международного уголовного права являются такие нормы и принципы, которые считает для себя обязательными достаточное большинство государств. Общепризнанными нормами международного уголовного права могут быть как нормы международных договоров, так и обычные нормы права.

Источником международного уголовного права являются и судебные прецеденты. Так, положения Приговора Нюрнбергского трибунала наряду с Уставом Международного военного трибунала стали правовой основой для определения преступлений против мира и безопасности человечества, ответственности физического лица и организаций, неотвратимости уголовной ответственности независимо от должностного положения виновного, исполнения приказа и т. д. На основе Приговора и Устава Нюрнбергского трибунала в последующие годы были сформулированы международно-правовые нормы о геноциде, неприменимости давности за военные преступления и преступления против человечества и др.

В качестве самостоятельного источника международного уголовного права следует назвать и решения международных организаций как прецедент. Прямым созданием норм международного уголовного права нужно признать принятие Советом Безопасности ООН в мае 1993 г. Устава Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г. и учреждение Международного трибунала по Югославии.

Такое решение было новым. Никогда прежде Совет Безопасности ООН не принимал резолюций по созданию суда для привлечения физических лиц к уголовной ответственности за международные преступления. В ноябре 1994 г. Советом Безопасности был учрежден Международный трибунал по Руанде и принят Устав Международного трибунала по Руанде, во многом аналогичный Уставу Международного трибунала по Югославии.