Файл: Особенности работы с дошкольниками имеющими речевые нарушения на занятиях.docx
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВЫВОДЫ
Ввиду важности, проблема обучения и воспитания детей с нарушениями речи занимает определенное место в специальном образовании. Она представлена в ныне существующих методических пособиях, а также находит отражение на страницах предметных журналов, в частности, «Педагогика».
Современные трактовки понятия «воспитания» и «обучения» подчеркивают, что ядром образовательного процесса является педагогическое взаимодействие.
Основными способами педагогического взаимодействия в воспитательном процессе выступают методы, приемы и формы воспитания.
На современном этапе в педагогической деятельности остро ставится вопрос развития системы коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями. Специально построенная коррекционная работа позволяет рано выявлять и своевременно оказывать детям логопедическую и иную помощь. В психолого-педагогических исследованиях многими авторами (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Е.М. Мастюковаи др.) отмечается, что у детей с нарушенным речевым развитием имеются специфические особенности общего психического развития. Это обуславливает необходимость разработки и введения системы специальных заданий, упражнений и приемов коррекционно-педагогического воздействия, осуществляемого воспитателем в целях более полной нормализации речевой и других психических функций ребенка. [12].
Задачи коррекционно-воспитательного воздействия направлены на развитие речевых и неречевых психических процессов дошкольников с нарушением речи, что составляет основу преемственности в работе логопеда и воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Чтобы понимать патологию детской речи, надо знать весь путь ее формирования в норме, понимать, что многие нарушения речи – нормальны, связаны с возрастом ребенка, состоянием его артикуляционного аппарата и др. Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих условий для возникновения нарушений речи; они могут иметь как самостоятельное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятными факторами – генетическими, общей ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы и др. Данные психолого-педагогической диагностики детей с нарушением речи позволяют логопеду определить наиболее адекватную
систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого наиболее подходящие индивидуальные методы и приёмы коррекции. Воспитатель планирует свою работу с учетом требований, как типовой комплексной программы, так и речевых возможностей детей и их продвижения в освоении коррекционной программы, реализуемой логопедом в соответствии с характером речевого нарушения. В связи с этим возникает необходимость обеспечить взаимодействие и преемственность в работе воспитателя и логопеда с детьми с нарушением речи. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях. Таким образом, воспитатель логопедической группы выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач. Только при тесном взаимодействии специалистов ДОУ и преемственности в содержании работы возможно повышение эффективности коррекционно – воспитательного воздействия на детей с речевыми нарушениями.
Система специальных дошкольных и школьных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи начала развиваться с 60-х гг. XX в. Помощь детям с речевыми нарушениями в настоящее время оказывается в системе образования, здравоохранения и социальной защиты.
Подавляющее число детей с речевыми нарушениями обучаются в общеобразовательной школе. Так как выраженные признаки речевых нарушений в школьном возрасте уже могут отсутствовать, то нередко трудности в обучении таких детей учителя связывают с недостатками воспитания, низким контролем стороны родителей, социальной запущенностью. Эти дети требуют особого внимания со стороны педагогов.
В первую очередь детей, имеющих трудности в обучении и особенно в овладении процессом письма и чтения, необходимо направить к логопеду. Кроме этого этим детям необходим более благоприятный (облегченный) режим обучения. Такой режим характеризуется не снижением уровня требований к усвоению программного материала, а организацией режима обучения. Они нуждаются в особой психологической поддержке стороны учителя. Это выражается в ободрении, мягком тоне замечаний, поощрении и т.п. Задачи, которые ставятся перед классом в целом в учебном процессе, для таких детей должны детализироваться,
инструкции - носить более дробный характер, т.е. быть доступными для понимания и выполнения. В тех случаях, когда у ребенка отмечаются стойкие ошибки письма и чтения, не следует его заставлять многократно повторять выполнение одних и тех же заданий. В этом случае ребенок нуждается в специализированной логопедической помощи с использованием коррекционных методов обучения письму и чтению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология [Электронный ресурс]. М. : Флинта, 2014. 376 с.URL: http://ibooks.ru/Загл. с экрана. Яз.рус( ЭБС «IBOOKS»).
2. Вакуленко, Л. С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи./Л. С. Вакуленко – М.: Инфра-М,2017.272 с.
3. Логопедия: учеб.для студентов дефект. фак.пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой. – М.:Владос, 2009. 703 с.
4. Катаева А. А. Дошкольная олигофренопедагогика: учеб. для студентов вузов / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева–М.:Владос, 2001. - 208 с.
6. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / Л. И. Аксенова [и др.] ; под ред. Н. М. Назаровой –М.:Академия, 2000. - 400 с.
8. Гогоберидзе, А. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Электронный ресурс] / А.Гогоберидзе, О. под ред. Солнцева. - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 464 с.
9. Федосеева, Е. С. Психолого-педагогические основы речевой деятельно-сти детей (в норме и патологии) [Электронный ресурс] : учебное пособие / Федосеева Е. С. - Саратов : Ай Пи Ар Букс, 2015. - 176 с. ( ЭБС «IPRbooks.»).
10. Логопедия : учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / [Л. С. Волкова и др.] ; под ред. Л. С. Волковой . Изд. 5-е, перераб. и доп. Москва : ВЛАДОС, 2008 .? 703 с.
11. Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов : в 5 книгах / под ред. засл. деятеля науки РФ, проф. Л.С. Волковой . Москва : ВЛАДОС, 2006 . ; (Библиотека учителя-дефектолога) ISBN 5-691-01211-8 (в пер.) .
12. Кн. 1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи : в 2 частях. Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия / [авт.-сост.: С.Н. Шаховская и др.] .? 2006 .? 303 с. Хватцев М.Е.
13. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений. В двух книгах. Книга 1. - М.: Издатель: ВЛАДОС , 2009 // http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=2883
14. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений. В двух книгах. Книга 2.- М.: Издатель: ВЛАДОС , 2009 // http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=2884
15.Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность : теория и практика : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. спец. (ОПД.Ф.02 - Педагогика) / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская .? М. : Академия, 2004 .? 222, [1] c.
16. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова. - М.: Просвещение, 1990.-312 с.
17. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Ю.Ф. Гаркуша.- М.: Владос, 2000.- 158 с.
18.Мастюкова Е.М. Советы педагогам и родителям по подготовке и обучению детей с особыми проблемами в развитии.- М.: Владос, 1997-с. 167.
19. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика. М.-Владос, 2008,- 74 с.