Файл: План доклада Введение Новое естествознание Философия природы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Телезио уделяет место в своей книге богу, он признает акт творения мира, но при этом природа у него является автономной и действующая на основе своих законов, не требующей вмешательства потусторонних сил. В таком, деистическом по своей сущности, решении проблемы бога и мира проявилась главная натуралистическая тенденция философии Телезио.
Натурфилософским представлениям отвечает его объяснение жизни человека и его познания Тепло, как активный принцип, является основой жизненного принципа, который Телезио называет духом (приравнивая его к средневековому медицинскому термину «спиритус»). «Пневма» представляет собой тонкую, теплую, телесную, подвижную материю, которая находится в живом организме, способствует движению, определяет жизненные функции, чувствительность, восприятие, познание и умирает вместе с телом. Учением о «жизненном духе» Телезио указывает на единство всех живых существ. Человек в этом смысле отличается тем, что его «пневма» более «тонкая» и «теплая». «Дух» неразрывно связан с материей, он рассредоточен во всем теле, распространяется по нервной системе, центром которой является мозг. Разумная человеческая душа многосторонним образом связана с «духом природы». Этот подход — основа сенсуалистской теории познания Телезио. Восприятие является источником и важнейшим средством познания, а мышление и суждение определяются восприятием. Восприятие возникает после принятия внешнего мира «духом». Таким образом, всякая наука должна исходить из непосредственного опыта.
Этические воззрения Телезио в основе соответствуют его философии природы. Нравственная жизнь человека возникает из его естественного стремления к самосохранению. Из этого стремления вытекают все критерии для определения человеческих добродетелей и изъянов, отсюда исходят человеческие чувства, настроения и эмоции. Эта этика индивидуалистическая: она предполагает человеческое общежитие и солидарность лишь для защиты индивида от грозящих ему опасностей, вытекающих из стихий природы или насильственных действий других людей. Кроме природного, материального «духа» существует и нематериальная душа, которая бессмертна и имеет божественное происхождение. Ее существование Телезио обосновывает способностью человека к совершенствованию своего сознания и нравственного поведения. Эта «уступка» теологии вытекает из общего метафизического характера его философии природы как системы. Телезио не видит качественных различий материального мира, его теория «жизненного духа» не может достаточно ясно объяснить специфику человеческого сознания и социальной сущности человека.
2б Последователь Агостино Дони
Еще при жизни Телезио, в 1581 г., вышла книга его последователя и земляка Агостино Донн «О природе человека». В его единственном дошедшем до нас сочинении нашла свое развитие телезианская антропология, строящая учение о человеке, о жизни и сознании исключительно на основании «природных начал». Жизнь и движение, согласно учению Дони, свойственны самой природе, в которой заложена всеобщая способность к ощущению: Всем природным вещам присуща способность распознания других, им подобных и дружественных вещей или враждебных, ибо без этого невозможно осуществить заложенное в природе стремление вещей к самосохранению Ощущение есть распознание воздействий, исходящих от внешнего мира. Правда, сама по себе материя как косное, неподвижное начало — «вполне груба», но она не существует самостоятельно. Ощущение есть свойство не самой материи, но некоей «бестелесной природы», находящейся в ней.
Жизненный дух, составляющий, как и у Телезио, в натурфилософской антропологии А. Дони основу жизни и сознания, есть порождение тепла, одного из двух природных начал, ведущих постоянную борьбу за обладание материей. Благодаря воздействию этого начала движения и жизни дух образуется в недрах материи, в теле. Субстанция духа есть по происхождению своему и свойствам тоже телесная субстанция. Это тончайшее и легчайшее вещество, порождаемое в результате действия тепла. В натуралистически трактованном духе и заключена, согласно А. Дони, сущность человеческой природы.
Природный «жизненный дух» (spiritus) вырабатывается в кровеносных сосудах в виде легкой и тонкой материи, которую Дони называет «цвет крови»: это высший результат деятельности организма, подобный пару, но еще более тонкий и легкий. Он и есть субстанция, дающая жизнь телу. Человека Дони рассматривает как «живое тело», в органическом единстве тела и духа, т. е. как тело, способное к жизненным действиям. Дух ощущает, чувствует благодаря воздействию окужающих предметов. Но он воспринимает также и свое внутреннее движение, определяемое Дони как «аффект», как ощущение своего собственного внутреннего состояния. Жизнь невозможна без сознания самой жизни. Живая природа не может осуществлять свои действия, не осознавая их, и в этом заключается «внутреннее ощущение» духа. Все способности и действия человеческого сознания— воображение, воспоминание, мышление, рассуждение, память — выводятся в теории познания Агостино Донн из ощущения. Между ними нет существенного разрыва и качественных различий, они принципиально однородны и сводятся в конечном счете к двум действиям духа — движению и ощущению. Ощущение есть возбуждение духа в результате движения, внешнего воздействия: «Все вещи касаются духа (ибо ничто не может быть воспринято без прикосновения) и движут его». Поскольку образ есть «подобие» вещи, то он способен передать нам то же ощущение, что и сама вещь, или во всяком случае нечто весьма ей близкое.
Итак, все действия и способности души суть «не что иное, как движение и ощущение». Образ есть воображение ранее воспринятого движения. Воспоминание есть повторение образа и возврат к ощущению того, что было донесено в образе. Мышление есть ощущение тех вещей, которые открывают ему себя и оповещают его о себе. Рассуждение заключается во внутреннем рассмотрении воспринятых ощущений. Память же есть «сохранение образов, то есть движений и вместе с тем ощущений тех объектов, благодаря которым возникли эти образы». А стало быть, как «в двух словах» заключает Агостино Дони, «все действия духа, каковы бы они ни были, сводятся к двум, то есть к движению и ощущению». Теория познания Агостино Дони, продолжившего и развившего основные положения телезанской философии природы, явилась наиболее последовательным выражением сенсуализма и итальянской философии XVI в.
3 Новая философия вселенной Франческо Патрици.
Иную, по сравнению с Телезио, платонизирующую линию итальянской натурфилософии XVI в. представляет творчество Франческо Патрици (1629—1597). Главные его собственно философские произведения — «Перипатетические дискуссии» (1-е изд. 1572, расширенное—1581) и «Новая философия Вселенной» (1591), а также незавершенный и оставшийся в рукописи диалог «Любовная философия» (1577).
В «Перипатетических дискуссиях» Критика Патрици, выступая во всеоружии классической образованности, продолжает традицию филологической и исторической критики, выработанную поколениями гуманистов. В данном цикле книг он решил разрушить авторитет Аристотеля как философа, ученого. В первом томе Патрицы разбирает подлинность биографии Аристотеля, подвергал сомнению нравственность Аристотеля.
Второй том книги посвящен «согласию» Аристотеля с Платоном «и иными древними философами» Франческо Патриций ставит своей задачей разбить миф об исключительности аристотелизма, показать прямую зависимость Аристотеля от Платона и от его предшественников, древних натурфилософов. Вместе с платонизмом здесь реабилитируются и все иные системы античной философии. Собственно критике основных положений аристотелизма посвящен 4-й том «Перипатетических дискуссий». Здесь Патриций выходит за рамки ниспровержения авторитета и говорит о принципах философствования, и объектом нападок оказывается уже не столько сам Аристотель и его многочисленные и недостойные приверженцы, сколько «книжное» знание схоластики. Патриций выступает против тех философов, которые черпают премудрость из книг, «не стремятся к познанию самих вещей», и противопоставляет им всех древних философов, в том числе и Аристотеля. Истинная философия должна основываться на опытном, чувственном познании самих вещей.
Свое понимание мира, отличающееся как от схоластики, так и от платонизма Фичино, он представил в книге «Новая философия вселенной». Всем вещам и телам присущи четыре внутренних принципа: пространство, свет, тепло и течение. Первый активный принцип -— свет, из которого исходит тепло, являющееся непосредственной причиной возникновения вещей, рождающихся в непрестанном движении материи. Материя не пассивна, но является движением, «течением» телесной массы. Из созерцания возникла философия. Материальный мир предстает во всей яркости красок, открытый чувственному восприятию. Свет «порождает семена всех видов и отдельных вещей п их изначальные силы и влечет их за собой во Вселенной»; исходящее от него тепло есть «непосредственный создатель телесных вещей», порождаемых в непрерывном потоке материи. Такая картина мира неизбежно ведет к отрицанию божественного творения. «Из ничего ничто не происходит», — говорит Патриций. «Течение», «поток» — так именует он материю всех вещей.
Материя есть, по Патрицию, телесная и постоянно движущаяся субстанция. Свет и тепло тоже уподобляются потоку в своем постоянном движении. В отличие от схоластического «почти ничто» и от телезианской «черной», «темной», лишенной света телесной массы, «поток» Патриция есть живая, наделенная яркими красками, одушевленная материя.
Четыре начала вещей. Все тела состоят из четырех внутренних начал— пространства, света, тепла и потока. Активным началом при этом объявляется как зримый свет элементарного мира, так и порождающий его запредельный божественный свет; именно от него и исходит тепло, служащее непосредственно причиной порождения вещей. Всякое познание берет начало от разума и исходит из чувств.
Наряду со светом, потоком и теплом одним из четырех главнейших природных начал является пространство, которое занимает среди них первое место. Оно есть первейшая из всех субстанций, хотя и не подходит под обычное определение субстанции, не обладая ни материей, ни формой». Пространство одновременно и не телесно н не бестелесно, но есть среднее между ними; оно не телесно, ибо является вместилищем тел, но и не вполне бестелесно, ибо трехмерно. оно конечно, ибо заключает в себе материальный н конечный мир, и вместе с тем бесконечно, будучи бесконечным, вне мировым и запредельным.
Не время есть мера движения, а скорее, напротив, само движение есть мера времени. Всеохватывающий и всепроникающий свет, по учению Ф. Патриция, исходит от бога и пронизывает весь мир, всю иерархию бытия — от бестелесного божественного света в бесконечном пространстве до физического, телесного, чувственно воспринимаемого света зримого мира.
Сердцевину в натурфилософии Патриция составляет учение о Всеедином. Но будучи Единым, это начало, по мысли Патриция, является вместе с тем и Всем. Он принимает пантеистическое решение: бог не имеет определенного места, он везде и нигде, вселенная сама есть бог, единое есть всё. Бесконечное пространство, однако, не ограничивается материальностью, оно заключает в себе и духовные существа, бестелесный божественный свет, который путем эманации переходит в телесный свет физического мира. Всеобщая одушевленность природы есть единственное объяснение движения в натурфилософии. Жизнь есть не что иное, как движение сущности в самой себе. Стало быть, если сущность и сущее движутся, они движутся благодаря внутренне присущей им жизни». Жизнь — это «внутреннее движение», или, вернее, внутренне присущее вещам начало самодвижения.
Этические воззрения Ф. Патриция нашли и выражение в незавершенном диалоге «Любовная философия». Развиваемое им в этом сочинении этическое учение основывается на понятии «филавтии»—греческого термина, обозначающего любовь к самому себе. Вся любовь в мире — от любви земной, человеческой, до любви, связующей космос, — есть проявление этой любви всего сущего к самому себе. Превращенная во всеобщий закон филавтия служит основанием всякой морали: именно ради любви к себе люди должны любить ближнего. Только любовь людей друг к другу, но и их любовь к богу порождена все той же любовью к себе; более того, в своем смелом перетолкованние христианства Патриций доходит до утверждения, что и любовь бога к людям есть порождение его собственной «филавтии».
Пантеистическая натурфилософия Франческо Патрици была враждебно встречена защитниками схоластической ортодоксии. «Новая философия Вселенной» была осуждена инквизиторами и занесена в Индекс запрещенных книг. Запрет этот совпал с процессом Джордано Бруно с запрещением книг Бернардино Телезио.
4 Натуралистический пантеизм.
4а Николай Кузанский
К предшественникам итальянской натурфилософии принадлежит немецкий кардинал Николай Кузанский (1401—1464). Он был одним из первопроходцев современного мышления, которое начало складываться на водоразделе средневековья и Ренессанса. Его философия природы и космологические воззрения не выходили за пределы религии.
Философское решение Кузанским главной проблемы — отношения бога и мира — является теоцентрическим, но в то же время содержит элементы и тенденции, отличающиеся от средневекового католического богословия. Он исходит из концепции «docta ignorantia», означающей, что познание вещей возможно при помощи чувств, разума и интеллекта, однако знание о конечных вещах всегда выходит за свои пределы. Из этого вытекает, что собственно основой познания должна быть противоположность обыденного, конечного постоянно преодолеваемому знанию, т. е. чему-то абсолютному, определенному, безусловному. Безусловное знание мы можем постичь лишь символически. Основой этой символики для Кузанского являются математические символы. Разум подчинен закону противоположностей, для которого справедливы «да или нет», круг или многоугольник.