Файл: План доклада Введение Новое естествознание Философия природы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мир подчинен стремлению к гармонии и порядку. Закономерность, господствующая в природе, осмысляется в философии Кампанеллы как целенаправленность бытия, а совокупность природных законов из мира природы переносится на небо, соотносится с мудростью, волей и мощью бога-творца. Необходимость, Рок и Гармония выражают в философии Кампанеллы в теологизированной форме объективные законы бытия, господствующие в природе. се вещи в мире образуются, по учению Кампанеллы, в результате их одновременной причастности бытию и небытию. Это отрицательное определение вещи связано с тем, что всякая вещь не только существует в действительности и тем самым причастна бытию, но и одновременно, будучи данной вещью, ограничивает свое бытие и причастна к небытию. Согласно диалектическому учению Кампанеллы, всякая вещь является частным моментом в непрерывном потоке бытия.
Нам предшествует не постоянная жизнь одного организма, но поток жизни, состоящий из жизни и смертей, сменяющих друг друга в потоке, и таким образом многочисленные превращения составляют из многих смертей и рождений жизнь мира, но ничто не умирает, потому что бог не позволяет умереть тому, чему он дал бытие. Признав в качестве «величайшего чуда» сотворение мира, Кампанелла отвергает дальнейшее воздействие бога на природу. Природный закон, данный богом вещам в самом акте творения, ограничивает, по учению Кампанеллы, божественное всемогущество. Божественное всеведение не означает неограниченного произвола. Бог Кампанеллы подчинен законам строгой логики. Дело бога — лишь общая закономерность, его воля — лишь совокупность возможностей, оставляющая место для отклонений и случайностей, не зависящих от непосредственного вмешательства божественной воли. Таким образом, Бог находится за границей общей картины природы.
Космология. В картине мира Кампанелла наделяет подвижностью лишь небесные тела, Солнце и планеты, Земля же неподвижна и холодна. Материя в философии природы Кампанеллы лишена творческих сил, достаточных для ее автономного существования, для ее независимого развития. Она подчинена бестелесным силам, теплу, холоду; она не имеет в себе самой источника движения. В этом заключено коренное отличие философской позиции Кампанеллы от натуралистического пантеизма Джордано Бруно.
В своей теории познания Кампанелла развивал сенсуалистские идеи Б- Телезио. В основу познавательной деятельности он кладет «жизненный дух», который посредством органов чувств воспринимает предметы окружающего мира. Вслед за Телезио Кампанелла выводит познание из ощущения. Из ощущения Кампанелла выводит и рассуждение, дискурсивное знание. Универсалии — общие понятия — возникают в человеческом сознании как обобщение сходных признаков предметов, они возникают из частностей, более того, они— «не что иное, как эти же частности, понятые по сходству как единое» Непосредственное знание общих понятий невозможно. Так как объект чувственного и рационального познания- один, разум абстрагирует общее от частного, сперва он знает частное. Основой возникновения частных понятий служат реальные свойства вещей и явлений.
Сама способность человеческого ума к заблуждению и ошибкам служит косвенным, но бесспорным доказательством возможности и достоверности знания. Свое учение об ощущении как непосредственном познании внешних вещей с помощью органов чувств Кампанелла в «Метафизике» дополнил учением о внутреннем созерцании, интуиции, благодаря которой человеческий разум способен постигать прималитеты — главные атрибуты бытия.
Мысль о практической цели познания выражена у Кампанеллы в форме учения о «естественной магии». Магия связана в его натурфилософии с представлениями об одушевленности мира, о всеобщей способности вещей к ощущению. Также Кампанелла уделает внимание «искусственной магии»- воздействие изобретений человеческого ума. Целью мага-философа является преобразование человеческого общества, переустройство мира. «маг» — это философ, который не ограничивается созерцанием, а действует, основываясь на знании глубочайших взаимосвязей мира.
В своей книге «Город Солнца» Кампанелла выдвигает свой идеал государства. Он говорит о справедливом обществе. Главная причина всех проблем в обществе заключается в социальном неравенстве, существование нищеты и богатства. Против частного интереса и социального неравенства, против тирании государей н раздоров, против основы всех бед частной собственности направлена вся политическая деятельность Кампанеллы. Из своего идеального общества автор убирает не только частную собственность, но и моногамную семью. Введение контроля за деторождением и обучением детей. Детей водят по мастерским для выявления их способностей. Главой общины назначался первосвященник. В общине четырехчасовой обязательный труд. Существенным пунктом программы Кампанеллы было всемирное единение.
Список литературы:
-
Фролов И.Т. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов/ Авт. Колл.: Фролов И.Т и др. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2008.– 623 с. -
Горфункель А.Х Философия эпохи Возрождения Учебное пособие/Горфункель А.Х – Москва.: Высшая школа, 1980— 368 с. -
Богута И.И. История философии в кратком изложении/ И90 Пер. с чеш. Богута И.И. —М.: Мысль, 1997— 590, с. -
Быданов В.Е., Селиверстова Н. А. Философия: Учебное пособие для студентов дневной формы обучения. / В.Е. Быданов, Н. А. Селиверстова – Санкт-Петербург. 2015. – 192 с. -
Электронная библиотека ИФ РАН «Новая философская энциклопедия» [Электронный ресурс].-URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/