Файл: М инистерство науки и высшего образования россии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ УРОВНЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РСО-АЛАНИИ

3.1 Возможные подходы к решению проблемы существования теневого сектора в экономике

Борьба с теневым сектором экономики представляет собой сложную задачу. Главная цель – легализация неофициальной экономики и сокращение, или ликвидация, криминальной. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты [11].

В настоящее время применяются такие меры как:

– реформирование налоговой системы, способствующее выводу части дохода из теневой сферы;

– ужесточение борьбы с коррупцией;

– меры по возвращению вывезенных из страны капиталов и прекращению такого вывоза за счет создания более привлекательного инвестиционного климата в стране;

– выявляются подпольные производства (например, в ликероводочной, фармацевтической, химической и продовольственной промышленности) и пресекается их деятельность;

– усиление контроля над финансовыми потоками, препятствующее отмыванию грязных денег [12].

Во властных государственных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем «теневой» экономики.

  1. Радикально-либеральный, реализуемый с 1991 года. Данный метод связан с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Итоги использования подхода: отмечены выше критические масштабы теневой составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово–производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса – с другой.

  2. Репрессивный подход. Он возник как своеобразная реакция на социальные негативы первого подхода. Предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов; улучшение взаимодействия спецслужб, формирование системы тотального контроля; общее ужесточение законодательства, направленного против теневой экономики, усиление мер наказания. В качестве одной из попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать принятие в России Государственной Думой в первом чтении представленного Минфином РФ законопроекта «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам».


Идея проекта является обоснованной, поскольку государству не удается зарегистрировать доходы, следует поставить под контроль расходы граждан (от 500 до 1000 минимальных окладов в течение года) и подобным путем, во-первых, выявить доходные действительные параметры состоятельных групп населения, во-вторых, принудить их раскрыть источники сокрытых средств, в-третьих, собрать невыплаченные налоги. Однако для достоверного прогнозирования последствий проектируемых действий необходимо обратить внимание на причины роста теневой части экономики. Главными являются сложившиеся общие условия хозяйствования. Последние подавляют отечественное производство, вынуждают предпринимателей укрывать доходы от неподъемных налогов и выводить капитал из производства в финансовую сферу и за границу, криминализируют общество.

Так как в законопроекте упор сделан на преследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению теневой деятельности в легальную, то экономические результаты его принятия могут оказаться во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы – ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций – их усиление.

Примерная программа действий государства должна состоять в следующем:

  1. Необходимо законодательно добиться ослабления всевозможного пресса со стороны государства на бизнес, в частности, необходимо сократить число надзорных органов и инспекций, в то же время повысив эффективность самой системы контроля и надзора в стране. Сохранение такой ситуации толкает многих граждан в теневую экономику, формируется криминальное сознание общества, становящееся обыденным.

  2. Следует всячески стимулировать безналичный денежный оборот. Например, гражданам, получившим доходы на банковский счет и не обналичивающим их, можно учитывать половину уплаченного ими НДС. Таким образом, НДС, акцизы и подоходные налоги при этом будут удерживать деньги из теневого оборота.

  3. Необходимо запретить бесконтрольное представление и привлечение кредитов, отчуждение собственности и принятия на себя обязательств неплатежеспособными предприятиями и гражданами. Важно децентрализовать, укрепить судебные и правоохранительные органы, закрепив за соответствующими институтами часть налоговых доходов, ужесточить законодательство.

К наиболее предпочтительным направлениям борьбы с организованной преступностью в сфере экономики можно отнести:

– ограничение деятельности контролируемых организованными преступными формированиями «легальных» предприятий и организаций (их ликвидация, отзыв лицензий, арест банковского счета и пр.);


– выявление и нейтрализация лидеров (руководителей) организованных преступных формирований, осуществляющих преступную деятельность в сфере экономики;

– привлечение к уголовной ответственности участников организованных преступных формирований за «фоновые» преступления (ношение оружия, хранение наркотиков).

Для повышения эффективности работы правоохранительных органов необходимо было бы расширить возможности применения поощрительных мер к лицам, оказывающим содействие правоохранительным органам в борьбе с организованной преступностью в сфере экономики, в частности:

– ввести в законодательство институт «сделки с преступником», т.е. освобождение от уголовной ответственности и его защита за предоставление доказательств преступной деятельности активных участников и организаторов преступных групп и преступных сообществ;

– предусмотреть возможность освобождения от уголовной ответственности за участие в преступной организации в связи с деятельным раскаянием (активное содействие правоохранительным органам в раскрытии преступной деятельности формирования) [13].

Необходимо придерживаться дифференцированного подхода к теневой экономике. Ее субъекты представляют разные социальные группы, преследующие неодинаковые интересы. При этом принципиально важной задачей является определение взвешенного соотношения между экономическими и административными методами государственного воздействия.

Так, значительная часть теневиков-хозяйственников и самозанятых, принадлежащих к вынужденной иллегальной экономике, при осмысленном подходе способны стать реальной силой, укрепляющей отечественное производство. Причем следует отметить, что здесь именно меры косвенного характера (совершенствование налогового и трудового законодательства, системы социальной зашиты, подготовки и переподготовки кадров) являются более эффективными по сравнению с прямыми административными мерами (разного рода запреты, усиление наказаний).

С другой стороны, необходимо прямое государственное вмешательство, жесткая реализация принципа диктатуры закона, когда речь идет о злостных нарушениях хозяйствующими субъектами законодательства, коррупции государственного чиновничества и теневой активности олигархов. Весьма актуальной продолжает оставаться задача усиления властной вертикали.


3.2 Практические меры по сокращению масштаба сектора теневой экономики.

В настоящее время легализация теневых капиталов, направляемых в легальную экономику, едва ли не единственный источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало предпринимателя в тень и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Карательные меры к теневикам-предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов. То же можно сказать о коррупции: борьба с ней возможна только при условии уничтожая условий её существования. Силовые меры приводят только к тому, что услуги коррупционеров дорожают и эти расходы, в конечном счёте, ложатся на плечи нижестоящих экономических субъектов.

Меры по противодействию коррупции, проводимые на данном этапе времени в РСО-Алании утверждены законом РСО-Алании от 23 июля 2009 г. N 1708–КЗ «О противодействии коррупции в РСО-Алании», в дополнение к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273–ФЗ «О противодействии коррупции». Цели вышеупомянутой программы состоят в:

– максимальном снижении уровня коррупции на территории РСО-Алании;

– повышении эффективности системы противодействия коррупции в РСО-Алании [14].

Для достижения целей программы необходимо решить следующие основные задачи совершенствования системы профилактики мер антикоррупционной направленности:

– полная регламентация исполнения служебных обязанностей государственных служащих в целях исключения возможности совершения коррупционных правонарушений;

– выявление сфер государственного управления, в наибольшей степени подверженных риску коррупции;

– формирование нетерпимого отношения общественности к коррупционным проявлениям. При выполнении намеченных в программе мероприятий предполагается создать эффективную, скоординированную систему обеспечения противодействия коррупции в РСО-Алании.

Программа действует в рамках постановления главы РСО-Алании от 14 октября 2015 г. N 1203 «Об утверждении государственной программы РСО-Алании «Обеспечение безопасности населения» [15]. Результаты реализации мероприятий, предусмотренных указанной программой, свидетельствуют о формировании в крае комплексного подхода к решению задач профилактики преступности в сфере экономики и коррупционной направленности, снижению уровня коррупции, повышению взаимодействия с населением по выявлению указанных преступлений, устранению их причин и условий, пресечению деятельности лиц, их совершающих.


В целях эффективного решения задач по вопросам противодействия коррупции необходимо объединение усилий институтов гражданского общества и деятельности органов государственной власти РСО-Алании. Для этого требуется программно-целевой подход, а также проведение организационных мероприятий в этом направлении. На основании вышеуказанных мероприятий можно предположить динамику снижения занятых в теневом секторе экономики страны, представленную в таблице 4.1.

Таблица 4.1 – Перспективы снижения количества занятых в теневой экономике Российской Федерации, 2019-2023 гг.

Показатель

2019 г.

2020 г.

2023 г.

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

Количество занятых в неформальной экономике РФ, млн. чел.

13,434

10,676

8,421

-5,013

62,68

В том числе:
















в торговле, млн. чел.

4,670

3,868

3,059

-1,611

65,50

в сельском хозяйстве, млн. чел.

3,325

3,141

2,612

-0,713

78,56

в строительстве, млн. чел.

1,667

1,002

0,745

-0,922

44,69

на транспорте, млн. чел.

1,314

0,982

0,712

-0,602

54,19

в обрабатывающих производствах, млн. чел.

1,270

0,945

0,689

-0,581

54,96

в сфере социальных, персональных и других услуг, млн. чел.

0,751

0,521

0,457

-0,294

60,85

в гостиницах и ресторанах, млн. чел.

0,437

0,217

0,147

-0,29

33,64

Из вышеуказанной таблицы следует, что к 2023 г. количество занятый в неформальной экономике может сократиться более чем в 1,5 раза, что, несомненно, является положительным фактом. И, как следствие, можно сделать вывод, что предложенные меры по борьбе с теневым сектором экономики в перспективе могут принести свои плоды и обеспечить достаточно высокий уровень безопасности экономики в целом.