Файл: Лекция 1 Тема Понятие, предмет, задачи и система криминологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЛЕКЦИЯ 1
Тема 1.Понятие, предмет, задачи и система криминологии.
1.
Криминология - молодая наука. Оформилась как самостоятельная наука во 2 половине 19 века. Сам термин “Криминология” введен в 1884 г., когда судья аппеляционного суда Неаполя Рафаэль Гарафало издал могографию “Криминология”, состоящую из 3 глав - Преступность, преступник, репрессии.
Дословно - наука о преступлении. Возникла не на пустом месте.
Ученые разных отраслей знаний интересовались вопросами преступности и борьбы с ней (философы, историки, правоведы, медики) в рамках своих наук.
Постепенно пришли к мнению, что преступность надо изучать специально.
Но у каждого был свой взгляд на преступность. В связи с этим и предмет криминологии претерпевал изменения.
Предмет криминологии.
Как видно, предмет криминологии менялся с течением времени и в настоящее время включает в себя следующие элементы:
- преступность, как явление
- причины и условия (детерминанты) преступности
- личность преступника
- формы и методы предупреждения и контроля за преступностью.
Одно из определений криминологии, как науки, звучит следующим образом:
общетеоретическая наука о преступности, ее причинах и условиях ей
сопутствующих, личности тех, кто совершает преступления а также о
методах контроля за преступностью и борьбы с ней. ( Карпец).
Не вдаваясь в подробный анализ указанных элементов предмета криминологии (что будет сделано в процессе последующих занятий), есть смысл хотя бы вкратце дать им характеристику.

Преступность.
Имеет социологический и юридический аспекты.
Социологический - особая форма социального поведения людей, нарушающее функционирование данной социальной системы и представляющее для нее опасность. (Отличать от аморального и отклоняющегося поведения).
Юридический - противоправное поведение, которое общество стремиться предупредить.
Два подхода к изучению преступности :
- формально-юридический (только деяния, ограниченные уг. законом)
- изучать закономерности взаимодействия преступности с другими формами отклоняющегося поведения, поскольку они могут перерасти в преступные, либо оказывают влияние на преступность)
Проявления преступности :
- преступление (механизм индивидуального преступного поведения)
- отдельные виды преступности (по объекту, формам вины, социальным группам, региональная преступность)
- преступность в государстве в целом
- преступность человеческого общества на отдельных этапах его развития.
Соотношение преступности и преступления.
Это - качественно разные явления.
-
Как вид социального поведения Преступность существует в совокупности единичных преступлений.
-
Преступность включает в себя не все признаки единичных преступлений, а только те, что выражают его сущность - общественную опасность.
-
Преступность включает также временную и пространственную распространенность, социальный состав, структуру.


Поэтому, общее понятие Преступности, как предмета криминологии и шире и уже понятия отдельного преступления.
Преступность - явление закономерное, а преступление - случайное.
Причины и условия (детерминация)преступности.
Это не просто совокупность разрозненных факторов, а иерархия взаимосвязанных и взаимодействующих процессов. Главное - установить механизм действия причин и условий, закономерности их функционирования.
Причины - активные силы, порождающие существование преступности
(реальная возможность)
Условия - превращают возможность в действительность.
Объективные и субъективные причины.
Уровни причинности - общие причины преступности как явления; причины и условия видов, форм и проявлений преступности; причины индивидуального преступного поведения.
Личность преступника (лица совершившего преступление).
Причины отказа от понятия личность преступника : заданность понятие преступности изменчиво
Биологический подход
Социальный подход
Смешанный подход
Значение классификации (типологии) преступников.
Формы и методы предупреждения преступности.
Последнее время говорят о борьбе с преступностью, которая включает :
- общую организацию борьбы (прогноз, правовое регулирование, кадровое обеспечение)
- собственно предупреждение - воздействие на процессы детерминации

- правоохранительная деятельность
Уровни предупреждения:
- общесоциальный
- специально-криминологический
- индивидуальный
Поэтому представляет интерес проследить, каким образом формировался предмет этой науки и обратиться к ее истокам.
Контрольное задание
1.
Какие из перечисленных ниже понятий являются предметом
криминологии:
А) преступность
Б) состав преступления
В) раскрытие преступления
2. В работе какого автора впервые было использовано понятие
«криминология»?
А) Бентам
Б) Гарофало
В) Ломброзо
3
Какие из перечисленных ниже понятий являются элементами
предмета криминологии:
А) методика расследования преступлений
Б) признаки состава преступления
Г) личность преступника
Методология и методика криминологии.
Методика криминологического исследования – это система конкретных способов, приемов, средств сбора, обработки, анализа и оценки информации

о преступности, ее причинах и условиях, личности преступника, мерах борьбы с преступностью.
Выбор методики зависит от целей исследования.
К методам, наиболее часто используемым в процессе проведения криминологических исследований можно отнести следующие:
Статистический – используемый при исследованиях количественно- качественных показателей преступности. Использование данного метода позволяет дать всестороннюю цифровую характеристику состояния преступности (в стране, регионе, городе, районе).
Анкетный метод удобно использовать в случаях, когда требуемая информация отсутствует в официальной статистике. При этом, выеляется три вида анкет.
Открытая анкета – в которой на поставленные вопросы отсутствует предлагаемый перечень ответов.
Закрытая анкета – в которой на поставленные вопросы имеется исчерпывающий перечень возможных ответов.
Наиболее же эффективна смешанная анкета, в которой на поставленные вопросы есть предлагаемый перечень ответов и оставляется место для свободного ответа.
Интервью – устная беседа исследователя с респондентами.
Выделяются свободное и формальное интервью, а также групповое и индивидуальное.
Тестирование – метод психологической диагностики. Данный метод использует стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений. Применяется метод для изучения личности.
Документальный метод – изучение документов, представляющих интерес для криминологического исследования. В качестве таких документов могут выступать обзоры следственной и судебной практики, материалы уголовных дел.

Наблюдение — это чувственное целенаправленное восприятие свойств объекта, значимых с точки зрения целей исследования, и их фиксация
(описание). Наблюдение является исторически наиболее ранней и исходной формой эмпирического исследования, оно структурно включено и в экспериментальные, и в измерительные процедуры.
Наблюдение может быть как прямым (непосредственным), так и косвенным (опосредованным). При косвенном наблюдении наблюдается не сам объект или его действия, а эффект его взаимодействия с другими объектами или результаты его действий. Таким образом, специфика косвенного наблюдения заключается в том, что о свойствах в данный момент ненаблюдаемого объекта судят по наблюдаемым его проявлениям (нет дыма без огня). В криминологии прямое наблюдение затруднено: ведь криминолог непосредственно наблюдает не событие преступления, а его последствия.
Эксперимент — это изучение свойств объекта в искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях. Проведение экспериментов в криминологии также весьма затруднено. И не только вследствие сложности объекта исследования, а прежде всего по этическим соображениям. Общество не может позволить криминологу искусственно создавать условия, способствующие совершению преступлений. Но эксперименты по стимулированию право-послушного поведения, по проверке эффективности мер профилактики не только возможны, но и регулярно проводятся.
Кроме того, допустимо использовать так называемый ретроспективный
эксперимент (квазиэксперимент), т.е. когда какое-то реально произошедшее событие интерпретируется как экспериментальная ситуация. Главное при этом
— возможность зафиксировать начальное и конечное состояние объекта и выделить экспериментальный (воздействующий) и производные (зависимые) факторы.
Кроме того, исследователь должен убедиться, что квазиэксперимент отвечает требованиям внутренней (именно экспериментальный фактор является

причиной наблюдаемых изменений) и внешней (выявленная зависимость является закономерной, она может быть распространена и на неэкспериментальную ситуацию) валидности.
Так, известную антиалкогольную кампанию в середине 80-х гг. прошлого столетия можно рассмотреть в качестве экспериментальной ситуации, которая показала, как сокращение государственного производства и продажи алкоголя
(экспериментальный фактор) сказалось на его потреблении, уровне преступности, уровне смертности, росте самогоноварения и т.п. (зависимые факторы). Или известная катастрофа с электроснабжением Нью-Йорка позволяет криминологу сделать определенные выводы о значении уличного освещения для предупреждения уличной преступности.
К общенаучным можно отнести и такой быстро развивающийся метод, как моделирование. Когда реальный натурный эксперимент невозможен или слишком дорог, экспериментируют с моделями, реальными или абстрактными (например, испытание моделей самолетов в аэродинамической трубе, математическое моделирование атомного взрыва и др.). В криминологии использование метода моделирования является весьма перспективным направлением, так как прямое экспериментирование сталкивается со значительными трудностями. Наиболее часто используются математические модели, особенно при прогнозировании преступности.
Естественно, в криминологии применяются и всеобщие методы научного познания - системный, исторический, сравнительный и т.д.
Система криминологии
Деление криминологии на общую и особенную часть достаточно условно и не все ученые его признают.
Тем не менее, такое деление прижилось.
В общей части криминологии изучаются преступность, как явление, причины преступности, личность преступника, предупреждение преступности.

Особенная часть криминологии посвящена криминологической характеристике конкретных видов и категорий преступлений и мерам по их предупреждению.
Место криминологии в системе наук
Уяснив специфику объекта, предмета и методов криминологии, можно определить ее место в системе общественных наук и взаимоотношения с ними. По этому вопросу существуют три точки зрения: 1) криминология — часть уголовного права; 2) криминология — часть социологии; 3) криминология — самостоятельная наука.
Первой точки зрения придерживались русские криминологи дореволюционного периода, а также такие известные советские юристы, как
А.А. Герцензон и А.А. Пионтковский. Эта позиция не обоснована в силу того, что криминология не является юридической наукой, у криминологии и уголовного права разные объекты изучения (а если у каких-то наук разные объекты, это заведомо разные науки).
Объектом науки уголовного права является уголовное право (отрасль права) как регулятор общественных отношений, юридические нормы и институты; объектом криминологии — социальная деятельность людей и социальных групп. Поэтому методы, применяемые в этих науках, имеют принципиально различный характер: в уголовном праве – догматический, формально-логический; в криминологии – наблюдение, эксперимент.
Но, в общем, такая позиция вполне объяснима как исторически
(криминология «вышла» из уголовного права, большинство криминологов юристы по образованию), так и логически (именно уголовное право определяет понятие преступного). По традиции до сих пор во многих учебниках курс криминологии структурируется аналогично курсу уголовного права — на Общую и Особенную части.
Вторая точка зрения доминирует в американской криминологии. У социологии и криминологии действительно частично совпадают и объект, и некоторые методы. Но их предметы все же различаются. Криминология

является комплексной наукой, предметом ее изучения являются и социально- психологические аспекты преступности, и индивидуально-психологические особенности личности преступника. Поэтому предмет криминологии не охватывается предметом социологии.
В настоящее время наибольшее признание имеет третья точка зрения, сторонники которой считают, что криминология является самостоятельной наукой. Но самостоятельность науки криминологии не означает, что она не имеет связей с другими науками.
Хотя криминология и не является юридической наукой, она тесно связана с уголовным правом, уголовно-исполнительным правом, криминалистикой и т.д. Эта связь обусловлена прежде всего тем, что при всех различиях методов и характера решаемых задач они имеют общую цель
— научно обеспечить борьбу с преступностью. Особая связь криминологии с уголовным правом объясняется и тем, что именно уголовное право определяет, какие деяния являются преступными, и тем самым очерчивает границы преступности как явления. А преступность и является основным элементом предмета криминологии. В то же время именно криминологические исследования дают необходимый материал для выработки уголовной политики, научного обоснования криминализации
(декриминализации) деяний.
С уголовно-исполнительным правом криминологию связывает то, что наказание является одним из факторов предупреждения преступлений.
Криминология, изучая причины пенитенциарной и рецидивной преступности, эффективность разных видов наказаний, предоставляет уголовно- исполнительному праву информацию, необходимую для совершенствования процесса исполнения наказания и исправления осужденных.
Связь криминологии с социологией, психологией, социальной психологией обусловлена сходством объекта и применяемых методов. Как криминология может использовать материалы этих наук, так и криминологические данные могут служить более глубокому изучению
проблем соответствующих наук. Социология исследует закономерности отклоняющегося поведения (пьянство, бродяжничество и т.д.).
Криминологию также интересуют эти явления, но не сами по себе, а в их связи с преступностью. Во многих случаях такое поведение является условием для совершения преступлений.
Социологические и криминологические исследования взаимно обогащают друг друга.
Криминология связана и с другими науками. Связь со статистикой обусловлена тем, что преступность как массовое явление может быть представлена как статистическая совокупность. Связь с педагогикой — тем, что криминология изучает процесс формирования личности преступника, а формирование личности — проблема педагогическая. Такие связи можно проследить практически со всеми социальными (и не только социальными) науками.
Контрольные задания
1. Опрос специалистов для установления криминологически значимых
обстоятельств называется:
А) моделирование
Б) тестирование
В) метод экспертных оценок
2.
К конкретно-социологическим методам, применяемым в
криминологии, можно отнести:
А) изучение документов
Б) сравнительный метод
В) системный подход
3. Распространение выводов, сделанных при изучении прошлой и
настоящей преступности на ее будущие тенденции называется:
А) моделированием