Файл: Лекция 1 Тема Понятие, предмет, задачи и система криминологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Б) криминологической экспертизой
В) экстраполяцией
4. Что понимается под «закрытой» анкетой?
А) опрос ограниченного круга лиц
Б) в анкете содержится перечень ответов на поставленный вопрос
В) в анкете отсутствуют варианты ответов на поставленный вопрос
2. Истоки криминологии.
Конечная цель криминологии - выработать эффективные способы борьбы с преступностью.
Механизм самозащиты присущ всем обществам и всему живому.
На первоначальных этапах развития человеческого общества основное внимание уделялось ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ неодобряемого поведения.
1. Еще до появления права, основным способом борьбы с неодобряемым поведением была репрессия. Самостоятельная цель по предупреждению такого поведения не ставилась, хотя опосредовано имела место. а) Самозащита - то есть воздействие на лицо, допустившего отклоняющееся поведение (индивидуальная репрессия).
б)Следующий этап реагирования - кровная месть. Плюс - большая вероятность предотвращения противоправного поведения. Минус - затягивание конфликта.
в)Власть вожака.
Распространялась на внутриродовые отношения (поскольку кровная месть ослабляла род). Однако при ослаблении власти вожака кровная месть появляется вновь. Такие проявления имеют место и в современном мире.
Преимущества перед кровной местью :
- двухзвенная структура конфликта;
- власть вожака превосходила силу рода;

- более широкий спектр наказаний.
Появление тюрьмы.
По-прежнему - воздействие на преступника.
Два направления : поиск эффективных мер воздействия; экономичность.
2. С течением времени все большее внимание уделяется собственно
Предупреждению преступного поведения.
а) Роль религии.
Предупредительное воздействие. Распространение кары на загробную жизнь. Идеальная реализация принципа неотвратимости наказания.
б) Появляется определенная системность в этой деятельности.
Китай 4 век до н.э. Гунсунь Ян - управлять, считая людей наделенными пороками. Наказывать до совершения преступления, поскольку наказание уже за совершенное преступление неэффективно (не способно искоренить злодеяния).
в) Необходимость воспитания.
Стали говорить о причинах преступности.
Сократ - корни преступности в плохом воспитании. Спарта.
Уважение к законам.
-
Древний Рим - Помпей (переселение пиратов в отдаленные от моря места и наделение их землей).
Значение
государственного
устройства,
как
фактора
обуславливающего уважение к законам.
Платон - преступность - болезнь государства (пределы бедности и богатства - не более 4 раз).
Принцип индивидуализации наказания: должно учитываться не только тяжесть содеянного, но и побуждения виновного (коварство, жестокость, легковерие).


Цель наказания – общая и частная превенция (способно восстановить гармонию в душе преступника).
Допускал смертную казнь.
Личный характер наказания – не должно распространяться на потомков.
Добродетель связывал с воспитанием, а не с плохой наследственностью.
Аристотель.
1.
Равенство всех граждан перед законом.
2.
Преступник становится испорченным по своей воле.
3.
Важная предупредительная роль наказания. Люди воздерживаются от дурных поступков не из высоких побуждений, а их страха наказания.
4.
Чем больше выгода от преступления – тем строже наказание.
5.
Вместе с тем выделял и внешние причины преступлений: беспорядки в государстве, возможность легко скрыть похищенное, нужда, слабость или отдаленность наказания, подкупность судей и т.д.
6.
Необходимость учитывать обстоятельства совершения преступления и не наказывать за преступления, совершенные при обстоятельствах, превышающих обыкновенные силы человеческой природы.
7.
Предлагал разграничивать заранее обдуманные и спонтанные преступления.
8.
Судьи – слуги закона, а не его творцы.
Цицерон, Сенека.
Идеи общей и частной превенции. Вместе с тем, наказание связано не только с тяжестью деяния, но и с волей преступника, его характеристиками.
Публий Сир (римский писатель) – всякое хорошее законодательство должно стремиться к искоренению преступлений, а не преступников.
Личный характер наказаний.
Эпоха господства церкви.

Канонисты – отрицали смертную казнь, исправление преступников.
Церковь не имеет права на казнь, но оно может быть делегировано светской власти. В основу ответственности клали вину человека.
Религиозные взгляды на причины преступности.
Аврелий Августин (354-430 г.) - развитие теории противоборства добра и зла в человеке. Концепция свободной воли : человек свободен в выборе поступков и лишь в результате злой воли
(вселения злых сил) совершает преступления. Зло- умаление добра
(трансформация). Зачатки изучения личности преступника.
Инквизиция - Преступник - пособник злых сил
Монахи Ширенгер и Инстаторис -опубликовали в 1486 г. руководство по борьбе с преступностью “Молот ведьм”.
Приемы по выявлению лиц, в которых вселились злые силы
(предупреждение) - родимые пятна, бледность лица, иглоукалывание (из определенных мест не идет кровь).
Наиболее гуманный вид наказания - сжигание. При смягчающих обстоятельствах - предварительное удушение.
Мартин Лютер и Жан Кальвин (1483-1564г) - отрицание аскетизма.
В протестантских странах (Англия, Швеция, Дания) - законы против обездоленных.
15 – 1
7 век
Философы, писатели. Томас Мор «Утопия». Идея предупреждения преступлений.
Если остаются неизменными причины, вызывающие преступления, неизменными будут и последствия..
Необходимо улучшать экономическое утройство общества, иначе никакие жесткие меры не помогут.
Бзкон. Цель права – достижение счастья для всех граждан. Поэтому не надо бояться изменять право для достижения этой цели.


Наилучшие законы – оставляющие меньше места для произвола судьи
(кодификация).
Контрольные задания
1.Укажите
автора
первых
статистических
исследований
преступности:
А) Ферри
Б) Кетле
В) Сатерленд
3.
В чем заключается значение для криминологии первых
статистических исследований преступности:
А) впервые были выделены признаки личности преступника
Б) впервые было доказано, что существует такое явление
общественной жизни, как преступность
В) впервые было доказано, что надо изучать жертву преступления
3. Представителем антропологической школы криминологии является:
А) Говард
Б) Гароффало
в) Аврелий Августин