Файл: Реферат на тему Социокультурная обусловленность науки (тема реферата) фио студента Направление подготовки.docx
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
по дисциплине «История и онтология науки»
Реферат на тему
Социокультурная обусловленность науки
(тема реферата)
ФИО студента | |
Направление подготовки | 42.04.02 Журналистика |
Группа | ЖУР-М-3-З-2022-1 |
Москва 2023
Содержание
Введение 3
-
Ноука как социокультурное явление общественной жизни. Ее основные аспекты 5 -
Характерные черты ноуки 8 -
Сходства и различия ноук о природе и наук
об обществе (Дилтей, Риккерт) 10
Заключение 14
Список литературы 17
Наука – это категория, являющаяся неотъемлемой частью понятия «человеческая культура». Данное понятие в самом узком смысле, представляет собой извечно обновляемую, неисчерпаемо разнообразную суть жизни человека и его опыта, а взятое в более широком смысле, есть система, характеризующая полноту знаний всего человечества.
В настоящее время существует целый ряд глобальных проблем современной социологии, имеющих по своей сути научно-технологическое содержание, ведь социальные практики современного общества построены на включенности научных достижений в контекст обыденной жизнедеятельности.
Социокультурный аспект науки рассматривает науку как часть культуры, а культура, как высшая форма человеческого сознания, раскрывается не только через особенности поведения, сознание и деятельность человека, но и через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда.
Актуальность обращения к исследованию социокультурных особенностей науки и ее роли в системе социальных отношений обуславливается необходимостью переосмысления значения науки в эпоху постиндустриального общества. Сегодня наука должна восприниматься как один из краеугольных камней общественного развития. Выявляя ее социальную роль и возможности, можно обнаружить ведущие тенденции развития науки как важнейшего социального института, а также ее перспективы.
Выбор рассматриваемой темы обусловлен необходимостью уяснения роли науки в обществе и ее влияние на различные сферы жизни, в частности, на культуру.
Цель работы - проанализировать социокультурную обусловленность науки, выявить роль науки в обществе.
Для достижения цели поставлены задачи:
1. Рассмотреть роль науку как социокультурное явление общественной жизни, а также рассмотреть ее основные аспекты;
2. Выявить роль научного познания в развитии социально-культурных процессов,
3. Рассмотреть взаимосвязь науки и культуры в постиндустриальном обществе.
Теоретическую основу работы составили труды, монографии и учебные пособия таких исследователей как: М.В. Баглай, В.И. Анишина, Ю. Беспалов, Г.Т. Ермошин, Н.И. Матузов, А.В. Малько, Б.А. Осипян, Л.К. Савюк и мн. других.
Структура работы включает в себя введение, три главы, содержание которых соответствует поставленным задачам, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Наука как социокультурное явление общественной жизни.
Ее основные аспекты.
Всякое человеческое познание, включая науку и жизнедеятельность самого человека, человеческой личности как центра философских размышлений протекает в рамках общественного процесса, социокультурных явлений.
Современная наука, как социокультурное явление в ее взаимодействии с различными сферами жизни общества и отдельного человека выполняет три группы социальных функций:
1.культурно-мировоззренческие – определенный взгляд на мир,
на структуры материи и строения Вселенной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека и т.д.;
2.непосредственной производительной силы – результаты научно-технического прогресса ощутимо проявляются во всех отраслях жизни
и во всех сферах деятельности человека;
3.социальной силы– наука выступает как самостоятельная и вполне достойная сфера человеческой деятельности, как социальный институт
в структуре общества.
Современное научное знание пронизывает все стороны общественной жизни и оказывает влияние на духовно-интеллектуальную и практическую стороны человеческой жизни. Но такое влияние наука имела не всегда: долго научное знание выступало в рамках философских обобщений, теологических конструкций. Практических рецептов. Только с 16-17 вв. она приобретает черты самостоятельной сферы духовности.
Наука – форма общественного сознания, в рамках культуры вырабатываются и систематизируются разнообразные знания о природе, обществе, самом человеке.
Современное содержание науки велико, но можно выделить
2 фундаментального блока: естественная наука и социально-гуманитарная наука.
О таком многофункциональном явлении как наука можно сказать,
что это:
1) способ познания мира;
2) специальный институт (в понятие института здесь входит не только высшее учебное заведение, но и наличие научных обществ, академий, лабораторий, журналов и т. п.);
3) отрасль культуры.
1. Наука как познавательная деятельность. Наука возникает
из практической деятельности людей. Основными системообразующими факторами, способствующими превращению науки в важнейший
и определяющий способ познавательной деятельности, являются, во-первых, ее ориентация на объективный характер закономерностей изучаемых предметов, явлений и событий; во-вторых, реальность законов исследуемых явлений позволяет четко выделить предмет их познания и, в-третьих, открывает возможность опережающего исследования объектов,
не охваченных текущей практикой. Благодаря этому становится возможным исследовать не только свойства и отношения вещей, которые встречаются
в существующей практике, но и других, потенциально возможных объектов,
к освоению которых текущая практика еще не приступила. Опора
на объективные законы природы дает науке в конечном итоге возможность предсказывать и открывать новые явления и события, которые могут быть
в дальнейшем с успехом использованы на практике. Именно благодаря научному предвидению, открытия, сделанные «на кончике пера»,
т.е. с помощью теоретических законов и моделей, сыграли выдающуюся роль в техническом прогрессе общества.
Таким образом, объективность, предметность и нацеленность исследования на открытие все новых явлений и процессов природы
и общества придают научному познанию необходимую целостность
и единство, превращая науку в систему объективно истинных и логически взаимосвязанных понятий, суждений, законов и теорий.
2. Наука как социальный институт стала формироваться
в XVII — XVIII вв., когда впервые появились научные общества, академии
и специальные научные журналы. Первоначально научными исследованиями занимались отдельные энтузиасты из числа любознательных и обеспеченных людей. Но уже начиная с XVIII века наука постепенно превращается в особый социальный институт: появляются первые научные журналы, создаются научные общества, учреждаются академии, пользующиеся поддержкой государства. С дальнейшим развитием науки происходит неизбежный процесс дифференциации научного знания, сопровождающийся специализацией научного знания, возникновением новых научных дисциплин и последующим разделением прежних наук на отдельные их разделы и дисциплины.
На рубеже XIX—XX вв. достижения науки начинают все больше применяться в материальном производстве и социальной жизни, а во второй половине XX века наука превращается в непосредственную производительную силу, значительно ускорившую рост экономики
и благосостояния в развитых странах мира.
На каждом историческом этапе развития науки менялись формы
ее институализации, которые определялись основными ее функциями
в обществе, способами организации научной деятельности и взаимосвязью
с другими социальными институтами общества.
3. Наука как особая сфера культуры. С самого начала своего возникновения наука испытывала воздействие со стороны культуры общества. Не следует также забывать, что в своем развитии наука взаимодействует
и с другими формами общественного сознания (искусство, мораль, философия, религия и т.д.), а также и с социальными институтами общества. Поэтому правильное представление о роли и месте науки в общей системе культуры можно получить только тогда, когда будут учитываться, во-первых, многообразные ее связи и взаимодействия с другими компонентами культуры: во-вторых, раскрыты специфические особенности, отличающие ее от других форм культуры, способов познания и социальных институтов.
Глава 2 Характерные черты науки
По каждой из данных номинаций наука соотносится с другими формами, способами, отраслями, институтами. Для того, чтобы эти взаимоотношения прояснить, нужно выявить специфические черты науки, прежде всего
те, которые отличают ее от остального.
1. Наука универсальна — в том смысле, что она сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.
2. Наука фрагментарна — в том смысле, что изучает не бытие в целом,
а различные фрагменты реальности или ее параметры, а сама делится
на отдельные дисциплины.
3. Наука общезначима — в том смысле, что получаемые ею знания пригодны для всех людей, и ее язык — однозначный, поскольку наука стремится как можно более четко фиксировать свои термины,
что способствует объединению людей, живущих в самых разных уголках планеты.
4. Наука систематична — в том смысле, что она имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.
5.Наука преемственна — в том смысле, что новые знания определенным образом и по определенным правилам соотносятся со старыми знаниями.
6. Наука критична — в том смысле, что всегда готова поставить
под сомнение и пересмотреть свои даже самые основополагающие результаты.
7. Наука достоверна — в том смысле, что ее выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным, сформулированным в ней правилам.
8. Наука рациональна — в том смысле, что получает знания на основе рациональных процедур и законов логики и доходит доформулирования теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.
12.Наука чувственна — в том смысле, что ее результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия, и только после этого признаются достоверными.
Кроме того, для науки характерны свои особые методы и структура исследований, язык, аппаратура. Всем этим и определяется специфика научного исследования и значение науки.
Наука ориентируется на предметное и объектное исследование действительности.
В структуре научного знания выделяют 2 уровня: эмпирический (наблюдение и эмпирические факты) и теоретический (частные теоретические модели и законы; и развитую теорию (т.е. обобщающую теорию).
Основаниями научного знания выступают: идеалы и нормы познания; научная картина мира; философские основания.
Методология науки включает: общелогические методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование.
Научные методы эмпирического исследования: наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент.
Научные методы теоретического исследования: формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный, метод восхождения
от абстрактного к конкретному.
Современная методология науки показывает, что методы, нормы и критерии научного познания не остаются неизменными. С изменение целей и функций науки они совершенствуются, уточняются и корректируются.
Глава 3. Сходства и различия наук о природе и наук об обществе (Дилтей, Риккерт).
Естествознание и обществознание обозначают две различные традиции, которые сформировались, с одной стороны, в процессе изучения природы,
а с другой — при исследовании явлений духовной жизни общества. Такое различие обусловлено самой спецификой объектов изучения естественных
и общественных наук. В то время как в природе действуют слепые, стихийные и независимые от человека силы и процессы, в обществе ничего
не совершается без его сознательных целей, интересов и мотиваций. На этом основании естественнонаучное познание нередко противопоставляют социально-гуманитарному.