Файл: Отчет по практической подготовке по учебной практике.docx
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Формы взаимодействия детского сада с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Планируя ту или иную форму работы, всегда нужно исходить из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учетом этого выбирать следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность, эмоциональность.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы взаимодействия с семьей представлены: коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными.
В данной работе наиболее полно использовались весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия.
Выстраивая взаимодействие с родителями, можно активно использовать как традиционные формы - это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные (нетрадиционные) формы - семинары-практикумы, мастер-классы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т. п.
Информационно-аналитические: социологические опросы, тесты, анкетирование, которые направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми).
Познавательные: семинары-практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, педагогическая библиотека для родителей, викторины, флэш-мобы, которые направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Наглядно-информационные: открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей, выставки детских работ, выставки совместных работ детей и родителей, выпуск газет, информационные стенды, направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Социологические опросы, анкетирования играют большую роль на начальном этапе, поскольку позволяют наметить направления дальнейшей работы.
Тестирование использовалось с целью выявления уровня педагогической культуры родителей.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков воспитания детей.
Досуговые формы организации общения педагогов и родителей призваны устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
В последнее время я стала активнее привлекать родителей к совместной деятельности педагога и детей, проводить непосредственно образовательную деятельность с участием родителей, прогулки, утреннюю гимнастику.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Помимо этого наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей могут подразделяться на наглядно - просветительскую форму, которая направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Все формы взаимодействия с родителями, используемые в работе, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка.
Подводя итоги, следует отметить, что родители и дошкольное учреждение – два самых важных элемента в воспитании ребенка, каждый из которых по-разному социализирует ребенка, однако, только лишь в совместной работе ребенок может получить эффективный воспитательный процесс. Потребность в совместной работе с семьей, заключается в том, что детский сад не обладают всеми возможностями, которые могут дать родители. Детский сад должен активно привлечь родителей к совместной работе, а не опираться только на сотрудников учреждения, показывать родителям, что детское учреждение и они сами равноправные участники воспитательного процесса в жизни ребенка. Поэтому, в данной ситуации важна командная работа между семьей и детским садом.
Проанализировав полученные результаты после проделанной работы, можно сделать следующее заключение: одной из основных задач, которые стоят перед педагогическим составом детского образовательного учреждения, для более эффективного воспитательного процесса, повышение педагогической культуры родителей является тесно сотрудничество с родителями детей. Положительный результат можно получить только в том случае, если обе стороны работают слаженно, как единая команда.
2. Наблюдение за беседой воспитателя с родителями о достижениях и трудностях в развитии ребенка.
Взаимодействие педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть его в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
Чтобы плодотворно воздействовать на инициативу какой-либо семьи принять участие в работе с группой, преподаватель обязан хорошо знать всех родителей и их особенности, но делать выводы не только на основе бесед со всеми членами семьи принимающих участие в воспитании ребенка, но и на основе наблюдений, как родители решают поставленные перед ними задачи во время воспитательного процесса. Также, во время визитов на дом отмечаем, что можно позаимствовать из положительного опыта семейного воспитания. Можно порекомендовать родителям, рассказать об этом опыте на родительских собраниях и таким образом организовать обмен опытом между родителями. Увидев полную картину, на базе полученных данных был проведен анализ структуры индивидуальных черт родственной связи каждого ребенка, особенности семьи, особенности внутрисемейного воспитания ребенка, была выработана тактика индивидуального общения с каждым родителем. Это помогло более эффективно взаимодействовать с родителями, учесть педагогические нужды каждый семьи, и так же учесть специфику каждой семьи.
В основном, наблюдается пониженный уровень знаний и опыта у родителей по вопросам развития и воспитания детей, в следствии этого была определена цель: привлечь родителей к образовательному процессу для того чтобы поспособствовать развитию у детей индивидуальных способностей. Смысл всего этого заключается в том, чтобы объяснить родителям, что вовлечение в образовательный процесс нужен для того, чтобы их ребенок мог в полной мере получить то развитие и воспитание, которое ему необходимо, а не потому что этого хочет педагог. Был сделан расчет на хорошие,
отличительные качества и сильные стороны родителей, которые поспособствуют успеху в воспитании и развитии ребенка. Соответственно, когда отношения между родителями, воспитателями и детьми крепнет, растет и доверие, у обеих сторон появляются определенные уникальные возможности, которые они могут использовать в процессе воспитания ребенка.
Участие родителей и детей в совместных конкурсах, выставках рассматриваю как средство развития творчества детей на основе их взаимодействия с родителями. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала, оформляют книжки - малышкам по тематике «Овощи», «Фрукты», «Времена года» и т.д. Принимают участие в оформлении фото стендов: «Как я провел лето», «Семейный Новый год», «Наши бабушки и мамы» и др.
Ведение портфолио позволяет мне целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей. Это позволяет увидеть индивидуальные особенности ребенка, его интересы и возможности. Портфолио имеет свою структуру. Каждый раздел имеет название. Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка. Даже за один год ведения такой папки, почти у всех детей накопился достаточно большой материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами.
Нужно остановиться подробнее на разделе «Мои успехи». Мы можем не только зафиксировать эти успехи, но и проследить динамику, оценить сильные стороны развития ребенка, а также наметить умения и навыки, требующие развития. Воспитатель и родители становятся партнерами в изучении ребенка. Очень важной особенностью портфолио является то, что оно позволяет осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку. Именно здесь воспитатель и узкие специалисты имеют уникальную возможность давать необходимые рекомендации о развитии ребенка, поддерживать и сопровождать его личный рост, установить тесную связь с каждым родителем, сделать его партнером в процессе воспитания и образования своего сына или дочери. Благодаря педагогическому и родительскому вниманию и заботе дети раскрываются и проявляют свой талант. На каждого ребенка составляю индивидуальную карту развития, план индивидуальной работы по развитию индивидуальных способностей ребенка, который корректирую в течение года и обсуждаю с родителями. Планирую индивидуальные консультации, беседы, рекомендации для родителей. Это все дает возможность включения ребенка в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных склонностей детей, и реализовать в организованных на базе ДОУ кружках.
Не всегда родители, из-за нехватки времени имеют возможность принять участие в специально организованных мероприятиях детского сада. Но благодаря сети Интернет стало намного легче поддерживать связь с более занятыми родителями. Данная работа определенно принесла свои плоды: у родителей повысился интерес к процессам, которые происходят с их детьми, стали задавать вопросы, которые можно расценить как заинтересованность в сотрудничестве для совместного воспитания ребенка, повысилось доверие к воспитателям, принимают активное участие в жизни ребенка, появилось равноправие в воспитании детей. Педагогическая система никогда не будет эффективна без участия в ней семьи. Эти две системы являются самыми важными в воспитании ребенка и должны работать сплоченно.
Выводы
Я проходила практику на базе МБДОУ № 45 «Снегурочка», в старшей подготовительной группе с 24 июня по 18 августа 2022 года.
В процессе прохождения практики были получены навыки определения цели, задач и планирования работы с родителями, взаимодействия с семьями детей, вносить корректировки в работу с родителями и детьми.
Осознание своей значимость в воспитательном процессе.
Правильная организация процесса своей работы, определять пути решения различных педагогических задач, оценивать их эффективность и качество.
Организация поиска, разбора и оценки информации, которая нужная для постановки и решения задач, которые возникают в воспитательном процессе.
Налаживание взаимодействия дошкольной организации и родителей, основанные на взаимном сотрудничестве, такие взаимодействия дает каждому ребенку чувствовать себя участником воспитательного процесса, что очень необходимо для личностного роста ребенка.
Как показала практика, семьям не хватает педагогических навыков и знаний для полноценного воспитания и развития детей.
Хочется отметить, что более эффективным воспитание становится тогда, когда дошкольное учреждение и родители работают вместе и используется комплексный подход для проведения эффективного воспитательного процесса.
Список литературы
-
«Математика от трёх до семи» /Автор-Сост. З.А.Михайлова. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998 -
«Мы» Программа экологического образования детей. Н.Н.Кондратьева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000 -
А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, А.Д.Комелева Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1985 -
Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду: Кн. Для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1987 Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001 -
В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова Конспекты занятий в старшей группе детского сада. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2004 -
Васильева В.В. Занимательноеазбуковедение. – М.: Просвещение, 1991 -
Васильева-Гангус Л.В. Азбука вежливости. – М.: Просвещение, 1992 -
Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 -
действительностью (младшая группа). – М.: ЦГЛ, 2004 -
Зебзеев В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008 -
Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. – Волгоград: Учитель, 2007