Файл: Занятие 3 Обучающийся Кокорина Анастасия Игоревна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина: История

Практическое занятие 3


Выполнил:

Обучающийся Кокорина Анастасия Игоревна

Преподаватель:

Новикова Наталья Львовна

Цель занятия: выявить умения ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире, определять  взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем, оценить уровень формирования у обучающихся знаний и представлений об основных этапах и содержании истории XX и XXI в.в.

Задание 1.

Рассмотрите представленные в таблице карикатуры.

В карикатуре отображены политические события XX века. Обратите внимание на символику и персонажей, изображенных на предлагаемых карикатурах. Вам необходимо определить, какие политические событие отображают представленные карикатуры.

Выполните задание:

1. Соотнесите карикатуры (обозначенные цифрами в 1 столбце таблицы) и политические события (обозначенные буквами во 2 столбце таблицы), и представьте правильные ответы по соответствию каждой карикатуры определенному политическому событию.

1

Б

2

Г

3

Е

4

Д

5

А

6

В

2. Ниже представлены политические события, Вам необходимо сделать краткий анализ одного события, в соответствии с первой буквой Вашей фамилии, указанной в скобках после наименования события.

  • Освоение космоса (А, Б, В, Г, Д, Е, Ё)

  • Карибский кризис (Ж, З, И, К, Л)

  • Глобализация (М, Н, О, П, Р)

  • Холодная война (С, Т, У, Ф, Х)

  • Перестройка (Ц, Ч, Ш,Щ)

ü  Корейская война (Ы, Э, Ю, Я)

Карибский кризис

Карибский кризис 1962 – острый политический и военный конфликт между СССР и США, который поставил мир на порог ядерной войны. Это был пик Холодной войны, после которого отношения между двумя сверхдержавами стали оттаивать. Он мог дать старт для Третьей мировой войны, однако, президент США Д. Кеннеди и Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев смогли вовремя договориться.


Причины карибского кризиса

По окончани Второй Мировой войны между США и СССР началась гонка вооружений. В 1959 году на Кубе к власти пришло революционное правительство Фиделя Кастро, который объявил о социалистическом характере начатых в стране преобразованиях. Советский Союз активно поддержал начатые реформы и предложил сотрудничество с кубинским народом, заинтересованном в строительстве социализма. Суть сотрудничества заключалась в том, что СССР обрел верного союзника в Западном полушарии, а Куба финансовую, политическую поддержку от одной из самых сильных держав мира. Сам факт такого сотрудничества Кубы с Советским Союзом вызывал у США серьезные опасения.

В свою очередь, в начале 60-ых годов ХХ века США имели преимущество по числу ядерных ракет. В 1961 году американцами была создана военная база в Турции и на ней размещены ракеты с ядерными боеголовками в непосредственной близости от границ СССР. Дальность полета этих ракет вполне достигала Москвы, что создавало угрозу колоссальных потерь среди советской армии и командования в случае начала войны.

Н. С. Хрущев понимал последствия такого ракетного удара по СССР. Поэтому советское руководство и решило разместить на Кубе ядерные ракеты как ответный шаг. Их перемещение и установка проводились тайно, поэтому американцы, проснувшись утром и обнаружив опасность прямо у своих берегов, первое время пребывали в шоке. Так начался Карибский кризис, участниками которого стали США, СССР и Куба.

События и итоги Карибского кризиса


Осенью 1962 года советскими войсками была проведена операция «Анадырь». В ее содержание входило скрытая переброска на Кубу 40 ядерных ракет и необходимого оборудования. К 14 октября 1962 года основная часть плановых мероприятий была выполнена. В докладе Президенту США Д.Кеннеди предлагались варианты бомбового удара по Кубе, военного вторжения на остров, военно-морской блокады или десантной военной операции. Однако все они выставляли США агрессором по отношению к СССР или Кубе, поэтому было принято решение создать карантинную зону в 500 морских миль вокруг берегов Кубы, предупредив мир, что США готовы к любому развитию событий и обвинили СССР в секретности своей деятельности. 24 октября блокада вступила в силу, а, наравне с этим, вооруженные силы ОВД и НАТО были приведены в боевую готовность. В тот же день Хрущев и Кеннеди обменялись короткими телеграммами о проводимой блокаде. Советский лидер, зная о том, что советские войска на Кубе развернуты и к ним прибыло пополнение, заверил Ф. Кастро, что СССР останется непоколебимым в своих позициях.


25 октября в ООН начались нападки на Постоянного представителя СССР в Совете Безопасности Зорина В.А. относительно нахождения ракет на территории Кубы, о которых он не был в курсе. Зорин лишь ответил, что он не в американском суде и не собирается давать какие-либо комментарии на этот счет.

Дипломатические переговоры, во время которых весь мир затаил дыхание, продолжались неделю. В итоге стороны договорились о том, что СССР выводит свои силы с Кубы, а США оставляют попытки вторгнуться на остров и убирают свои ракеты из Турции.

Говоря о хронологии, надо отметить, что даты начала и конца Карибского кризиса очень близки друг к другу. Кризис начался 14 октября, а закончился 28 октября 1962 года.


Задание 2. Во второй половине XX века многие страны освободились от колониальной зависимости.

Назовите причины этого процесса.

К какому континенту (континентам) относились эти страны?

Охарактеризуйте политическое и экономическое развитие одной из стран.

Причина крушения колониальной системы.

Через 4 года после окончания Второй Мировой войны Индонезия освободилась от господства Голландского государства. В колонии в течение нескольких лет шла жестокая война, направленная против захватчиков. Это событие дало начало краху колониальной системы и борьбе с иностранными захватчиками со стороны других колоний.

Во второй половине 50-х годов 20 века в Азии оставались лишь единичные случаи стран-колоний, в то время как Африка была “рассадником” колоний. В 60-х годах начался коренной перелом в мировой колониальной системе. Бельгия и Франция стали не выдерживать массовых беспорядков, происходивших в зависимых от них странах.

К какому континенту (континентам ) относились эти страны?

Пример Конго (Заира) не остановил процессов освобождения Африки. В 62 году 20-го века Франция признала независимость Алжира после длительной войны. До конца столетия продолжалась борьба за независимость стран Африки. В 60-м году обрела независимость от Англии Нигерия - крупнейшая страна континента по населению. Португалии, в связи со сменой политического режима, пришлось признать независимость Мозамбика и Анголы.

После распада мировых колониальных систем господствующие страны пытались поддерживать свой режим, чтобы сохранить влияние. Также за страны пытались бороться сверхдержавы - Соединенные Штаты Америки и Советский Союз. Для этого США разрабатывали экономические реформы, которые оказались действенными.


Колониальная эпоха повлияла на развитие Африки неоднозначно. В некоторых регионах преобразования “прижились” и начали активно развиваться, в то время как для других они оказались неудобными. В некоторых странах Советскому Союзу на непродолжительное время удалось установить и поддерживать режим. Для некоторых стран (например, Анголы) резкая смена устройства оказалась плачевной, поэтому там на длительное время развязывались гражданские войны, продолжавшиеся длительное время.

Охарактеризуйте политическое и экономическое развитие одной из стран.

Экономические отношения, установившиеся в эпоху империализма, существенно не изменились и после 1945 г. Большинство новых стран сохранили зависимость от своих бывших метрополий. Они по-прежнему поставляют сельскохозяйственную продукцию и сырье индустриальному миру и нуждаются в западных промышленных товарах, технологиях и инвестициях. Во многих развивающихся странах сохранено производство какого-то одного вида продукции, например, сахара или какао. Поэтому их экономики находятся в полной зависимости от спроса на международном рынке. Большая часть природных ресурсов идет на выплату процентов по долгам.

Таким образом, развивающиеся страны оказались в зависимости от различных видов помощи со стороны бывших метрополий. Великобритания, Франция и другие страны Запада проводили политику, направленную на сохранение своего влияния в бывших колониях новыми, более гибкими экономическими методами. Эта политика получила название неоколониализма.

После обретения независимости многие страны рассчитывали, что именно социалистический путь развития поможет им быстро модернизировать экономику. Свою экономическую политику они строили по примеру Китая или СССР, добившихся быстрого индустриального роста. В 1950—1960-х гг. развивающиеся страны социалистической ориентации смогли осуществить некоторый прорыв. Однако закрепить этот успех не удалось. Под давлением Запада в 1980-х гг. страны стали переходить к рыночной экономике. Распад СССР окончательно поставил точку на социалистической ориентации развивающихся стран.

Решению социальных проблем и экономическому развитию в странах Азии и Африки мешали гражданские войны и другие конфликты. Военные диктаторы и авторитарные правители тратили деньги на оружие, а не на образование, жилье или здравоохранение. Сальвадор в Центральной Америке, Ливан на Ближнем Востоке, Камбоджа в Юго-Восточной Азии и Мозамбик в Африке — вот неполный перечень развивающихся стран, которые особенно пострадали от внутренних конфликтов и гражданских воин.


Задание 3. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Эпоху правления Брежнева (1964 – 1982 гг.) можно назвать временем «застоя» как в советской экономике, так и во внешней политике».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1. По данным ООН за 1990 год, СССР достиг 26-го места по индексу развития человеческого потенциала (при этом среди стран Европы более низкие показатели имели только Португалия, а также союзники СССР — Болгария, Польша, Венгрия и Румыния, Югославия и Албания).

В 1980 году Советский Союз занимал первое место в Европе и второе место в мире по объёмам производства промышленности и сельского хозяйства. Если в 1960 году объём промышленной продукции СССР по сравнению с США составлял 55 %, то через 20 лет, в 1980 — уже более 80 %.

СССР входил в число 5 стран мира, способных самостоятельно производить все значимые виды промышленной продукции, существовавшие на тот момент. СССР находился на первом месте в мире по производству почти всех видов продукции базовых отраслей промышленности: нефти, стали, чугуна, металлорежущих станков, тепловозов, электровозов, тракторов, сборных железобетонных конструкций, железной руды, кокса, холодильников, шерстяных тканей, кожаной обуви, сливочного масла, добыче природного газа, производству минеральных удобрений, пиломатериалов, реакторного урана (50 % мирового производства), железнодорожному грузо- и пассажирообороту, производству многих видов военной техники, валовому сбору картофеля, сахарной свёклы; на втором месте в мире по улову рыбы и добыче других морепродуктов, поголовью овец, поголовью свиней, производству электроэнергии, добыче золота, производству цемента, добыче угля, общей длине железных дорог, автомобильному грузообороту, воздушному грузо- и пассажирообороту.

2. В 1960-годы СССР вышел на первое место в мире по производству цемента и в конце 1980-х годов уступил его Китаю, с 1966 года заметно опережал по этому показателю в расчёте на душу населения США и Великобританию.