Файл: Локализация поражений мозга и основные принципы локализации высших психических функций.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К весне зелень зазеленела.
Юная молодёжь гуляла до поздней ночи.
Диван запылился пылью.
Формирование развернутой речи, усложненной по смысловой и синтаксической структуре.
Задание №1. Закончите фразы двумя вариантами
Например:
1) Я зайду к товарищу, если у меня будет время.
2) Я зайду к товарищу, если он меня пригласит.
Я поеду на юг, если …
Автобус поедет дальше, если …
Приятели пойдут в театр, если …
Если пойдут дожди, я …
Если ты не собираешься идти в музей, …
Пошёл дождь, поэтому …
Автобусы уже не ходили, поэтому …
Мы сидели и спокойно разговаривали, как вдруг …
Жена приготовила ужин, когда…..
Задание №2. Придумайте начало для предложения:
Например: … ведя за руку мальчика.
Из поезда вышла женщина, ведя за руку мальчика.
… в нужном человеку направлении
… своего кумира на руки и вынесли его из зала.
… далеко не заурядным человеком.
… поведением этого администратора.
… у постели пострадавшего.
…а также земляника и малина.
…крепким здоровым сном.
…и переделать все самому.
Задание №3: Дополните предложения до 6-8 слов.
Например: Ранней весной на проталинках появляется первая зелёная травка.
- около дома рос ……………….
- по реке тихо ……………………
- в лесу мы нашли ……………………
- через поле шёл ……………………….
- яркое солнце …………………………….
Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза
Задание №1. Восстановите исходное слово (например: «мдо — дом»).
В других случаях одно осмысленное слово путем перестановки букв может быть преобразовано в другое (например, «крот— корт»). Обычно слова упорядочиваются по длине и частоте встречаемости.
Онс( нос), члу( луч), кеар (река), алун ( луна), шпаек ( пешка), занак ( казан) , адмевь ( ведьма), отпукап ( попутка).
Задание №2: Составьте слова из букв данного слова:
Например: Автоматизация.
Слова: автомат, томат, заяц, мат, зима, вата…
Железнодорожный
Металлургический
Конституция
Водонепроницаемая
Задание №3: Подберите гласные буквы, чтобы получились различные слова.
Например: Л..к, л..к, л..к, л..к — Лак, лук, люк, лик.
Б..к, б..к, б..к, б..к
Р..ба, р..ба, р..ба
Б..р, б..р, б..р
М..г, м..г, м..г
Р..д, р..д, р..д
С..н, с..н, с..н
Д..ма, д..ма, д..ма
Ст..л, ст..л, ст..л, ст..л
Восстановление спонтанной коммуникативной фразовой речи
Задание №1: Составьте поговорки из данных слов:
В два, рубит, топора, не спора, работа, да
Портной, сгадит, что, сгладит, утюг, то
За, бравшись, топор, не, срубишь, не, избы
Труда, без, бывает, не, добра
Охотник, зря, не, умелый, выпустит, стрелу
Достоин, труд, всякий, награды.
Задание №2. Составьте рассказ по серии сюжетных картинок
Пациенты рассматривают сюжетные картинки, выясняют последовательность событий. Затем пациенты по очереди составляют по одной фразе к каждой картинке. Далее картинки убираются и пациенты пересказывают составленный рассказ без зрительной опоры.
Задание №3. Составить рассказ по заданным словам (написанным на карточках).
Пациент составляет всевозможные предложения на основе заданных слов, так чтобы получился связный рассказ. Слова могут повторяться, но в разных падежах, числах.
Например: «Удачная рыбалка». Слова: рассвет, река, удочка, щука, удача, ужин.
«Встреча». Слова: аллея, прогулка, школьная подруга, воспоминание, радость встречи». «Весенняя прогулка». Слова: парк, погода, солнце, настроение, птички, радость.
«Летняя гроза». Слова: духота, жара, раскаты грома, вспышки молнии, ливень, радуга».
«Отдых на пляже». Слова: солнце, загорать, плескаться в воде, плавать на перегонки, заплыть далеко, выбиться из сил».
«Свободное время». Слова: проводить досуг, активный отдых, увлечение, собирать монеты, коллекционер, нумизмат».
«На озере». Слова: вода, утки, выстрел, охотник. «Зима». Слова: мороз, шуба, валенки, перчатки, пальцы.
Преодоление трудностей называния
Задание №1.
Найдите обобщающее слово:
Мясо, колбаса, молоко, рыба, крупы — это …( продукты)
Ручка, чернила, бумага, ластик — это… ( канцтовары)
Таблетки, ампулы, шприц, вата, зеленка – это …( медикаменты)
Объем, длина, высота, ширина, вес….( измерения)
Волга, Жигули, Запорожец, Москвич — это…( марки машин)
Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Толстой — … ( писатели)
Больница, школа, аптека, детский сад, театр, поликлиника – различные учреждения.
Задание № 2. Подбор понятий.
Даются слова, к каждому из которых пациент должен подобрать:
1)более общее родовое понятие (стол— мебель, шило— инструмент, ситец — ткань) либо, напротив, более частное понятие (цветок — роза, астра, пион, гвоздика; рыба — карась, карп, сёмга, лосось, щука, сазан; дерево – рябина, клён, тополь, осина, берёза, дуб;);
2) часть по целому и наоборот (стул — ножка, спинка, сиденье; нож — лезвие, ручка; стена — дом, полка— шкаф) и т. д.;
3) понятие, имеющее противоположное значение (здоровый — больной, высокий — низкий, большой — маленький).
Задание № 3. Подобрать слово по аналогии:
Пациентам предлагается пара слов, состоящих друг с другом в определенных отношениях. Рядом с ними дается третье слово, к которому необходимо подобрать слово так, чтобы в новой паре возникли аналогичные отношения.
Например: высокий — низкий, добрый — ? и т. п.
В данных словах могут выступать отношения разной сложности, опирающиеся как на наглядные, так и на отвлеченные признаки.
Лошадь— жеребенок
Корова (пастбище, рога, молоко, теленок, бык)
Ложка — каша Вилка (масло, нож, тарелка, мясо, посуда)
Коньки — зима Лодка (лед, каток, весло, лето, река)
Ухо — слышать Зубы (видеть, лечить, рот, щетка, жевать)
Собака— шерсть Щука (овца, ловкость, рыба, удочка, чешуя)
Железо— кузнец Дерево (пень, пила, столяр, кора, листья)
Нога— костыль Глаза (галка, очки, слезы, зрение, нос)
5. Подготовить комплект картинок по исследованию грамматического строя речи у взрослых
Захарова М.А.