Файл: Литература как вид искусства теория литературы как наука Специфика искусства Литература как вид искусства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Общий закон первичности содержания и вторичности формы господствует и в искусстве. Под влиянием определенного жизненного материала, определенных идей автора вырабатывается форма литературного произведения: лирическая или эпическая, прозаическая или стиховая, роман или рассказ, соответствующая ритмическая и речевая организация и т.п.
Вместе с тем надо учитывать активность художественной формы. Литературные формы складывались веками, они, как говорилось выше, представляют собой «бывшее содержание». Обычно они традиционно связаны с определенным содержанием, служат его выражению. Поэтому между формой, к которой обращается художник, и содержанием, лежащим в авторском замысле, возникают сложные отношения: форма «сопротивляется», «требует» в соответствии со своей традиционной содержательностью каких-то изменений в авторском замысле, а порой под влиянием авторского замысла в традиционной форме обнаруживаются новые содержательные возможности или она начинает меняться. Этот сложный процесс всегда идет при создании художественного произведения.
«Следы» и результаты «борьбы» содержания и формы, которые надо уметь распознать по творческой истории произведения и по его окончательной редакции, свидетельствуют как о таланте художника, так и о масштабе его идейно-эстетических открытий.
4. Соотношение содержания и формы выступает своеобразным самоконтролем художественной истины в произведении. Только в этом случае, если авторская эстетическая концепция действительно истинна, она выразится под пером талантливого художника в относительно законченной, гармонической, художественной форме. Гармония содержания и формы — один из главных критериев художественного совершенства произведения искусства.
Литература
-
Гачев Г. Д., Кожинов В. В. Содержательность литературных форм // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Кн. 2. – М., 1964. С. 17-36. -
Драгомирецкая Н. В. Форма и содержание литературного произведения // Литература в школе. 1987. № 1.
Дополнительная литература
-
Хализев В. Е. Теория литературы. – М., 2004. С. 149-157.
Задания:
-
Конспект работы Д.С. Лихачева «О точности литературоведения». -
Изучение темы «Пафос». Ответить на следующие вопросы:
— Как определял пафос В. Г. Белинский?
— Что такое пафос произведения, каковы его факторы и носители?
— Как соотносятся в искусстве вечное и конкретно-историческое, общечеловеческое и социальное?
— В чем заключается народность художественного произведения? Как соотносятся народность и общедоступность, народность и популярность, народность и этнографизм?
— Сохранили ли свою актуальность понятия классовости и партийности искусства?
— Что такое массовая литература, элитарное искусство, литературная классика?
-
Ознакомиться с изложением данной темы (пафос) в учебниках:
Введение в литературоведение / Под ред. Г. Н. Поспелова. 2-е изд. – М., 1983. Гл. IV-V. С. 60-98.
Хализев В. Е. Теория литературы. – М., 1999. Разд. «Типы авторской эмоциональности», «Литературные иерархии и репутации». С. 68-78, 122-142.
-
Практическое задание. Охарактеризуйте художественный пафос в выбранном для примера произведении:
Идейный пафос стихотворения
Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»
1. Жизненный конфликт, положенный в основу стихотворения. Факт и его обобщение.
2. Выделите в стихотворении основные части, характеризующие этапы лирического переживания.
3. Проанализируйте развитие темы, проблемы и идей в каждой из частей:
а) какие общественные явления отображены в данных образах?
б) каково эстетическое отношение автора к этим явлениям, как оно выражено?
в) как соотносятся между собой образы внутри каждой из частей и каков смысл этих соотношений?
4. Сопоставьте развитие содержания в каждой из частей: что в них повторяется и что изменяется?
5. Сделайте вывод об идейном пафосе стихотворения.
Литература
-
Панаева А. Я. Воспоминания. – М., 1948. С. 216-217; М., 1986. С. 207-208. -
Евгеньев-Максимов В. Е. Творческий путь Н. А. Некрасова. – М.; Л., 1953. С. 104-108. -
Чуковский К. Мастерство Некрасова. 3-е изд. – М., 1971. С. 139-142. -
Скатов Н. Н. «Ты проснешься ль, исполненный сил?..» // Скатов Н. Н. «Я лиру посвятил народу своему». – М., 1985. С. 73-87. -
Корман Б. О. Лирика Некрасова. 2-е изд. – Ижевск, 1978. С. 170-174.