ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- особый характер связи народных представителей с избирателями, так называемое публичное представительство, при котором: 1) представитель действует от имени всего народа; 2) отношения представительства не носят доверительного, личного характера (как это бывает в гражданско-правовых отношениях, частных отношениях лиц); 3) представителю передаются полномочия во всех сферах общественной жизни, эти полномочия должны осуществляться в интересах всего народа;
- системность, что предполагает систему законодательных органов на федеральном и региональном уровнях, разделение ее «по вертикали», все законодательные органы обладают единой компетенцией – законотворчеством, принятием бюджета, контрольными функциями, разделенными по территориальному признаку;
3
Система законодательной власти в российской федерации
В юридической литературе понятие «система законодательной власти» исследована не достаточно хорошо. В философском смысле система – это «объединение разнообразного в единое целое, элементы которого по отношению к целому занимают определённое им место», «объективное единство закономерно связанных между собой предметов и явлений, при этом единство обеспечивается путем установления существенных связей между ними»,[] «множество взаимосвязанных объектов, организованных в единое целое». При этом любая система – есть целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое, не присущее им качество.[]
Говоря о системе законодательной власти в Российской Федерации, нужно отметить, что среди теоретиков права нет единого мнения по вопросу, существует ли система законодательной власти в РФ. В Конституции РФ нет положений, указывающих на существование «единой системы законодательной власти», как это специально отмечено в отношении судебной власти (п.3 ст.118 Конституции РФ) и исполнительной власти (п.2 ст.77 Конституции РФ). Однако этот вопрос является очень важным, поскольку наличие системы законодательных (представительных) органов власти в РФ способствует укреплению, развитию и совершенствованию государства как единого целого. Единая система законодательной власти, позволит преодолеть противоречия, складывающиеся в отношениях между центром и субъектами, будет способствовать стабильности и устойчивости в сфере законотворчества и управления государством. Кроме того, юристами отмечается, что система законодательных (представительных) органов – неразрывно связана с парламентаризмом, представляющим сложнейшее, важнейшее и многогранное явление современной политической жизни.[]
В статье «Отражение принципа единства системы государственной власти Российской Федерации в структуре законодательной власти республики Саха (Якутия)», автор О. Ю. Ильина анализирует сложившиеся на сегодняшний момент точки зрения по этому вопросу.[] Так, по мнению советского и российского ученого правоведа С. А. Авакьяна, для представительных учреждений было бы необходимым положение о единстве и единой системе законодательных органов в Российской Федерации.[] С мнением С. А. Авакьяна согласны и другие ученые, такие как Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин,[] С. В. Нарутто, Н. Е. Таева, Е. С. Шугрина.[] Некоторые ученые отрицают существование системы законодательных (представительных) органов власти, не отрицая при этом различные формы взаимодействия и сотрудничества представительных органов федерального и регионального уровней. По их мнению, Федеральное Собрание РФ и законодательные органы власти субъектов РФ не образуют единую систему законодательных (представительных) органов власти.[] Однако действует конституционное требование – законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не должны противоречить федеральным законам, изданным по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.[]
Высказывается мнение, что в Российской Федерации существует система представительных органов власти, имеющая три уровня: федеральный, региональный и уровень местного самоуправления.[] Эта структура обладает слабой системностью, а элементы значительной автономностью по отношению друг к другу и к самой системе, между ними существуют несущественные и непостоянные связи.[] Соглашаясь с мнением о существовании системы законодательной (представительной) власти в Российской Федерации, по мнению автора О. Ю. Ильиной связи Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые реализуются через соответствующие органы, трудно назвать «несущественными и непостоянными». В обоснование этого она приводит следующие положения законодательства. В ч. 2 ст. 95 Конституции РФ предусматривается, что каждый субъект РФ имеет двух представителей в Совете Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти; согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ принадлежит право законодательной инициативы; в соответствии со ст. 134 Конституции РФ органам законодательной власти субъектов РФ дается право вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ.
То есть, структурные связи (устройство, организация, формирование) в данной системе действительно во многом автономны и самостоятельны (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ). Функциональные же связи переплетены, взаимодействуют в осуществлении единой законодательной власти в Российской Федерации. «Для обеспечения структурного единства системы законодательных органов государственной власти в значительной мере может способствовать совершенствование механизма участия субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе».[] Таким образом, автор приходит к выводу, что законодательные (представительные) органы государственной власти в Российской Федерации - Федеральное Собрание Российской Федерации и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации находятся в системном (структурно-функциональном) единстве, в котором единой воле многонационального народа Российской Федерации придается общеобязательный характер.
К законодательным (представительным) органам власти в Российской Федерации относятся Федеральное Собрание (ст. 94 Конституции РФ), которое, согласно ст. 95 Конституции Российской Федерации, состоит из двух палат – Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата), а также законодательные (представительные) институты субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов), которые на своем уровне осуществляют законодательную власть. В Российской Федерации законодательные полномочия осуществляют также Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ (на своем уровне), которые обладают правом законодательной инициативы и сбалансированными полномочиями при осуществлении законодательной власти.[]
Федеральное Собрание является представительным (законодательным) органом Российской Федерации, парламентом, который осуществляя законодательную власть, реализует принцип народного суверенитета, регулирует жизнь страны, способствует формированию правового государства.
Как было сказано выше, Федеральное Собрание состоит из двух палат. Нижняя палата - Государственная Дума, представляет все население России, а верхняя палата – Совет Федерации, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации, и выражает интересы отдельных регионов и местностей. Каждая из палат обладает своим предметом ведения в сфере законодательства и в соответствии с Конституцией РФ самостоятельно решает вопросы своего ведения.
Непосредственно населением выбирается только Государственная Дума, именно нижняя палата парламента является представительным, в классическом его понимании, органом власти. Степень представительности нижней и верхней палат различна, некоторыми правоведами проводятся различия между представительностью палат парламента
Заключение
В результате изучения темы работы, можно сделать вывод о том, что законодательная власть, выделившись из государственной власти на основе принципа разделения властей, является самостоятельной и равной с другими ветвями власти – исполнительной и судебной. Она представляет собой разновидность государственной власти, делегированной народом страны своим представителям. Законодательная власть - совокупность полномочий по изданию законов и система государственных органов по осуществлению этих полномочий, действующих в рамках Конституции РФ. Реализуя свою законотворческую деятельность, законодательная власть издает законы, устанавливая тем самым наиболее общие правила поведения, осуществляет финансовую функцию, которая реализуется ежегодным утверждением бюджета страны. Особое место законодательной власти в системе разделения властей обусловлено ее законодательной функцией, задачами контрольной функции, связанной со своевременным исполнением и реализацией законов. Основные направления деятельности законодательной власти, то есть функции законодательной власти, связаны с закономерностями развития общества и государства на современном этапе, обусловлены целями и задачами и состоят в законотворчестве, представительстве народа, выполнения задач контроля и ответственности, утверждении и назначении лиц на государственные посты, а также что не маловажно в современную эпоху – поддержка социальной стабильности. Говоря о системе законодательных (представительных) органов власти, нужно отметить, что в Конституции Российской Федерации ничего об этом не говорится, в отличии, например, о системе исполнительной власти или судебной. Вопрос о системности является очень важным, важно, чтобы система была закреплена в законодательстве, так как это будет способствовать развитию и укреплению, совершенствованию государственной власти в целом, поможет преодолеть имеющиеся противоречия между центром и субъектами, укрепит стабильность и устойчивость в сфере законодательства. Системность будет способствовать развитию парламентаризма в нашей стране. В Российской Федерации систему законодательной власти составляю федеральные и региональные законодательные (представительные) органы власти: Федеральное Собрание и законодательные (представительные) органы власти субъектов федерации, которые характеризуются множеством взаимосвязей друг с другом, осуществляют нормотворчество и представительство интересов избирателей, а также контроль за другими органами государственной власти. К законодательной власти также следует относить Президента РФ, Правительство РФ, исполнительные органы власти субъектов РФ, которые обладают правом законодательной инициативы. Развитие законодательной власти в Российской Федерации, совершенствование работы законодательных (представительных) органов власти, позволит эффективно и продуктивно развивать нормотворческий процесс, осуществляемый законодательными (представительными) органами власти, а значит, оказать положительное влияние на развитие российского государства в целом.
Список литературы
Нормативно-правовые акты Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 «№ 6-ФКЗ», от 30.12.2008 «№ 7-ФКЗ», от 05.02.2014 «№ 2-ФКЗ», от 21.07.2014 «№ 11-ФКЗ») // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014. № 31. Ст. 4398. Судебная практика По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации : Постановление Конституционного суда от 11.12.1998 №28-П http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_21423/ Научная и учебная литература Авакьян С. А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь / С. А. Авакьян — М.: Юстицинформ, 2015. http://www.consultant.ru/edu/student/download_books/book/avakyan_sa_konstitucionnyj_leksikon/ © КонсультантПлюс, 1997-2019. Авакьян С. А. Проблемы народного представительства в Российской Федерации: сб. ст. / под ред. С. А. Авакьяна. – М., 1998. Безуглов А. А. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации / А. А. Безуглов // Государство и право. 1998. №10. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия. — М., 2002. Гдалевич И. А. Особенности злоупотреблений законодательной власти / И. А. Гдалевич // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2012. №2 (16). С. 30-33. Гошуляк В. В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. – М., 2000. Джон Локк. Два трактата о правлении / Электронный ресурс URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Lokk.Traktaty_2.pdf. Дмитриев Ю. А. Законодательные органы России от Новгородского Веча до Федерального Собрания (сложный путь от патриархальной традиции к цивилизации) / Ю. А. Дмитриев, Е. Ю. Черкашин. М., 1994. Залесны Я. Взаимодействие органов федеральной власти и органов власти субъектов Российской Федерации в реализации законодательной инициативы / Я. Залесны // Актуальные вопросы конституционно-правового регулирования модернизации Российского общества (к 20-ти летию Конституции РФ) : сб. Всероссийской научно-практической конференции. Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. 2013. Земляк К. М. Законодательная власть как вид государственной власти / К. М. Земляк // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2016. №3. с.44-48. Ильина О. Ю. Отражение принципа единства системы государственной власти Российской Федерации в структуре законодательной власти республики Саха (Якутия) / О. Ю. Ильина // Вестник СВФУ. 2016. № 4 (04). С. 42-49. Истиховская М. Д. Законодательные органы субъектов Российской Федерации в системе разделения властей (на примере Республики Коми) // Общество и право. 2009. №2 (24). Карасев А. Т. Теоретический контекст историко-юридического исследования источников права / А. Т. Карасев, А. В. Савоськин // Вестник ЮУрГУ. 2006. №13. с.242-246. Кириченко П. Н. Представительный характер Совета Федерации Федерального Собрания РФ : дисс. канд. юр. наук : 12.00.02 / Кириченко Павел Николаевич ; М., 2005. С.19 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учеб. – М., 2006. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России, М., 1996. Козырев М. С. Президент и Законодательная власть РФ / М. С. Козырев // Лекция учебной дисциплины «Современная организация государственных учреждений России» М., 2015. Конституция Российской Федерации: энциклопедический словарь-справочник / В. А. Туманов, В. Е. Чиркин, Ю. А. Юдин. М.: Большая Российская Энциклопедия. 1997. Конюхова (Умнова) И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. – М., 1998. Котелевская И. В. Современный парламент / И. В. Котелевская // Государство и право. 1997. №3. Лазарев В. В. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / В.В. Лазарев, Б.С. Эбзеев. М., 2001. Мурычев К. В. Понятие системы законодательных (представительных) органов в Российской Федерации и место этой системы в структуре разделения властей / К. В. Мурычев // Современное право. 2008. №6 (1). Мурычев К. В. Система представительных органов власти в Российской Федерации. – М., 2011. Мусаева Р. М. Законодательная власть в субъектах Российской Федерации: теоретико-правовые вопросы : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01. - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве / Мусаева Раисат Мусаевна ; Махачкала, 2006. 200 c. Нарутто С. В., Таева Н. Е., Шугрина Е. С. Конституционное право России : учебник. – М., 2013. Прудентов Р. В. Методы регулирования протестных отношений: тенденции развития в последние годы / Р. В. Прудентов // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 10. Чиркин В. Е. Основы конституционного права : учебное пособие. М. : Манускрипт. 2010. Чиркин В. Е. Президент и исполнительная власть в системе разделения властей: реалии современной России. История становления и современное состояние исполнительной власти в России / под ред. Хаманевой Н. Ю. М., 2003. Чиркин В. Е. Законодательная власть. М., 2008. С. 165. Чиркин В. Е. —Основы конституционного права, М., 1996, Баглай М.В. — Конституционное право Российской Федерации, М., 1997. Шохин А. —Взаимодействие власти в законодательном процессе, М., 1997.