Файл: Законодательная власть понятие, функции и система.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Законодательная власть: понятие, функции и система

Введение


Актуальность темы исследования состоит в том, что процесс преобразования российского общества, ставит перед государством сложные правовые, политические, экономические, социальные задачи, которые требуют своего решения. Одна из таких задач – это совершенствование системы законодательной власти, повышения эффективности ее функционирования. В любом современном демократическом государстве законодательная власть является важнейшим элементом государственного аппарата. Демократизм государственного управления связан с невозможностью узурпации власти, ее сосредоточения в руках одного государственного органа, это обеспечивается разделением властей в государстве и «системой сдержек и противовесов». Большую актуальность имеет изучение системы и функций законодательной власти, так как это позволяет установить баланс между тремя ветвями власти – законодательной, исполнительной и судебной, и обеспечить эффективное и демократическое ее функционирование. Необходимо учитывать, что основная и главная задача законодательной власти – принятие законов, регулирующих отношения в обществе и государстве, отсюда следует необычайная важность этой ветви власти в общей системе государственного управления. Реализация законодательной властью своей правотворческой функции формирует систему ценностей, создает объективные условия для выполнения важных задач, стоящих перед обществом и государством. Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе конституционных норм, положений законодательства РФ, научной литературы, исследовать и изучить законодательную власть. Данная цель достигается путем решения следующих задач: дать определение законодательной власти и изучить ее основные признаки, определить место законодательной власти в системе разделения властей, изучить основные функции законодательной власти и исследовать систему законодательной власти в Российской Федерации. Объектом исследования в курсовой работе является законодательная власть, а предметом исследования выступают – основные термины, определения, понятия, нормы законодательства, регулирующие положение, функции законодательной власти. Изученность темы исследования. Законодательная власть является объектом изучения многих ученых юристов и правоведов в области юриспруденции, теории права, конституционного права и других отраслей. Она освещается и изучается в трудах, монографиях и диссертациях многих авторов, однако на сегодняшний день не достаточно хорошо изучена. Идут дискуссии, и отсутствует единое мнение по вопросу верховенства (или равного положения) законодательной власти в системе разделения властей, наличия (или отсутствия) системы законодательной власти, места законодательной власти в системе разделения властей. Тема законодательной власти изучалась и изучается такими авторами как С. А. Авакьян, А. А. Безуглов, Р. С. Болдырев, А. А. Вихарев, И. В. Гранкин, Ю. А. Дмитриев, Г. Еллинек, Д. А. Керимов, П. Н. Кириченко, Д. А. Ковачев, Н. М. Коркунов, О. Е. Кутафин, Л. В. Лазарев, А. В. Малько, Т. И. Новицкая, М. Н. Марченко, Б. Н.Топорнин, В. Е. Чиркин, Б. Н.Чичерин, B. C. Шевцов, Л. М. Энтин и многими другими. Настоящая работа имеет структуру и состоит из введения, основной части из четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

Определение понятия «законодательная власть» и ее основные признаки


Становление теории разделения властей связано с именем Джона Локка, который определял законодательную власть (legislature), как высшую власть в государстве. Согласно его учения установление законодательной власти является естественным законом общества, которому должна подчиняться и сама законодательная власть. Задачей законодательной власти является «сохранение общества и каждого его члена». Любой указ, исходящий от кого бы то ни было должен получить санкцию законодательного органа, только после этого он приобретает силу закона. Согласно учению Дж. Локка, «выше согласия общества» нет ничего, получив согласие общества, закон становится воплощением и гарантией свободы. Основываясь на доверии и согласии подданных, законодательная власть избирается народом и ответственна перед ним, она не является деспотичной и абсолютной. Полномочия законодательной власти имеют пределы, установленные обществом и в интересах общества, нарушать которые она не может. К полномочиям законодательной власти, по мнению Дж. Локка относятся: беречь жизнь и достояние народа, сохранять собственность граждан, издавать законы. Эти полномочия законодательная власть не может передать ни в чьи руки. Прерогативой законодательной власти, согласно учению английского философа, является право указывать «как должна быть употреблена сила государства для сохранения его членов».[]
В современной юридической литературе понятие «законодательная власть» используется в широком и узком понимании. В широком понимании законодательная власть – это власть народа, которая основывается на конституционных положениях и реализуется им непосредственно (путем референдума) либо через уполномоченных лиц, входящих в коллегиальные органы, осуществляющих законотворческие, учредительные, представительные, контрольные и иные функции. В узком понимании законодательная власть – это непосредственная деятельность органов законодательной власти по изданию законов и контролю за их исполнением.[]
Неразрывно связаны друг с другом термины «законодательная власть» и «представительная власть». Взаимосвязь этих понятий установилась еще в XVII – XIX в.в., когда был разработан принцип разделения властей. Он охарактеризовал связь «народного представительства с законодательной властью, а закона с народным волеизъявлением».[] Однако изучаемые термины не являются тождественными и равнозначными и не могут подменять друг друга. Термин «представительная власть» не может быть применен к категории «законодательная власть» без связи с органами, реализующими эту законодательную власть. Ведь законодательные полномочия могут осуществляться не только представительными учреждениями, но и другими государственными органами,[] а представительные учреждения не всегда наделяются полномочиями законодательной власти.[] Если в литературе встречается термин «представительная власть», а в скобках указывается «законодательная», то имеет место уточнение, что речь идет о представительном учреждении, наделенном полномочиями издавать законы, а именно, о парламенте страны.

В научной литературе по юриспруденции указываются основные признаки законодательной власти, к которым относятся:
Законодательная власть – это разновидность государственной власти, наделенная исключительным правом законотворчества в порядке, который устанавливается конституцией страны;[]
Законодательная власть делегируется народом страны и осуществляется коллегиальным органом - парламентом страны,
Законодательная власть может быть осуществлена непосредственным волеизъявлением народа на народном референдуме;
Главным выражением законодательной власти (и ее основной функцией) является принятие государственных законов;
Законодательная власть выступает гарантом правового государства, и олицетворяет его демократические начала;[]
Если государственная власть в стране осуществляется на основе принципа разделения властей, то законодательная власть является первой среди иных видов власти,[] поскольку принимает государственные акты (законы), на основе которых действуют другие виды власти, то есть формирует законодательную основу для деятельности других ветвей власти;
Законодательная власть – это система государственных органов, обладающих полномочиями принимать законы;
Законодательная власть, являясь самостоятельной ветвью власти, тесно взаимодействует с другими ветвями власти (исполнительной и судебной), обеспечивая тем самым принцип разделения властей; взаимодействие трех ветвей власти состоит не только в том, что исполнительная и судебная власть действуют на основе норм права, принимаемых законодателем, но так же и в том, что законодательная власть вырабатывает эти нормы не в отрыве, а в тесной связи с исполнительной властью, на базе ее проектов и предложений;
В Российской Федерации принцип разделения властей закрепляется в основном законе государства – в Конституции Российской Федерации (ст

Место законодательной власти в системе разделения властей


Анализируя место законодательной власти в системе разделения властей, нужно сказать, что в научной литературе существуют разные мнения по этому вопросу.
Одни ученые признают, что законодательная власть занимает ведущее (определяющее) положение среди других ветвей власти. В обоснование этой позиции авторы приводят следующие доводы: 1) парламент, осуществляющий законодательную власть, получает легитимацию путем всеобщего, всенародного волеизъявления, является органом народного представительства;[] 2) законодательная власть устанавливает правила поведения и принимает законы, касающиеся деятельности двух других ветвей власти – исполнительной и судебной; 3) обладает правом формировать органы, относящиеся к другим ветвям власти; 4) обладает правом контроля над органами исполнительной власти.[]

Другие исследователи утверждают, что в системе разделения властей все три ветви власти являются самостоятельными и равными. Обосновывая свою позицию, они утверждают, что разделение властей предполагает наличие самостоятельных, не подчиненных никаким другим властям ветвей власти.[] «При практической реализации принципа разделения властей, представительные органы верховенства не имеют»,[] это связано с действием принципа «сдержек и противовесов», который имеет целью сдерживать государственную власть от узурпации, сосредоточении в одних руках и злоупотреблений.[]
Несмотря на множество современных исследований законодательной ветви власти, определение понятию «ветвь власти» не дается, да и термин это не является юридическим. Однако качественные признаки ветви власти в литературе можно встретить.[] К таким признакам исследователи в области права относят:
Ветвь власти – это особая разновидность государственной власти в конкретном государстве;
При осуществлении своих функций ветвь власти обладает самостоятельностью, автономией, независимостью;
Ветвь власти обладает определенными организационными формами, своими органами, правовыми институтами, которые определяют реализацию этого вида государственной власти;
Ветви власти присущи определенные функции, которые она выполняет, эти функции не могут выполняться другими ветвями власти.[]
Как было сказано выше, все три ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная) являются самостоятельными, находясь при этом в постоянном взаимодействии и в некоторых случаях во взаимозависимости. Что касается Президента Российской Федерации, то он не входит ни в одну из ветвей власти, а обеспечивает их согласованное функционирование и взаимодействие (ст.80 Конституции РФ).
Взаимодействие законодательной и исполнительной власти в системе разделения властей. Органы и полномочия исполнительной власти определяются Конституцией РФ и законодательством РФ. В своем построении система исполнительной власти основана на иерархии, имеет исполнительную вертикаль, основанную на подчинении нижестоящих исполнительных органов вышестоящим исполнительным органам. Система законодательной власти, в отличие от системы исполнительной власти, не имеет строгой иерархии, она опирается на положения законодательства и подчиняется закону

Основные функции законодательной власти


Функции законодательной власти – это ее основные, объективно необходимые направления деятельности, посредством которых она (законодательная власть) решает стоящие перед ней задачи. Они обусловлены закономерностями развития общества на данном историческом этапе, особенностью политико-правового режима, актуальными целями и задачами общества.
Рассмотрим функции, присущие законодательной власти подробнее.
Основной функцией законодательной власти является законодательная функция (законотворчество, принятие законов), суть которой состоит в издании законодательным органом нормативных актов, наделенных высшей юридической (после Конституции РФ) силой. Данная функция носит исключительный и универсальный характер.
Второй функцией законодательной власти является представительская функция. Осуществляя эту функцию через представительный орган – парламент страны, она выражает интересы народа. Народ делегирует право парламенту представлять общенациональные интересы, в котором отражается соответствие «между социальной, профессиональной, демографической, этнической структурами общества и депутатским корпусом законодательного органа».[]
Качество представительности позволяет охарактеризовать учреждение, осуществляющее законодательные функции, как орган народного представительства и зависит от следующих факторов:
- порядок формирования представительных органов, который должен быть таким, чтобы обеспечить различные интересы граждан и общества, это достигается через выборность, она определяет особое место представительных органов власти среди других учреждений и их связь с народом;
- коллегиальность по составу и порядку выработке и принятия решений, состав коллегиального законодательного органа должен быть «микромоделью общества» и представлять интересы граждан всех социальных слов и групп – национальных, политических, профессиональных; порядок выработки и принятия решений должен учитывать интересы всех указанных групп лиц. Некоторые исследователи отмечают, что не следует допускать расширительного толкования народного представительства и распространять отдельные качества, свойственные представительным учреждениям на индивидуальный орган власти, к которому относится Президент РФ. Хоть он и выбирается путем всенародного голосования гражданами страны, но природа его такова, что он не обладает всеми свойствами, присущими народному представительству, например – коллегиальности в порядке выработки и принятия решений.