Файл: "Семья, общество, Отечество в жизни человека" для подготовки к итоговому сочинению.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Аргументы на тему: "Семья, общество, Отечество в жизни человека" для подготовки к итоговому сочинению

Аргумент по роману И.А. Гончарова «Обломов» (любовь к людям, гуманизм, лишний человек в обществе)

Аргумент по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (двойственность натуры, одиночество)

Аргумент по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» (идеал семьи)

Аргумент по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» (связь времен, род, место человека в природе)

Аргумент по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (век нынешний и век минувший)

Аргумент по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» (отрицание истории, авторитетов, устоявшихся социальных норм)

Аргумент по рассказу А.П. Чехова «Ионыч» (влияние времени на человека)

Аргумент по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» (чувство прекрасного, патриотизм, положительные качества личности)

Аргумент по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» (отношение людей к переменам)

Аргумент по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (личность и общество)

Аргумент по повести Н.В. Гоголя «Шинель» (равнодушие общества к человеку)

Аргумент по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (человек и общество, причины конфликтов)

Аргумент по роману Ч.Т. Айтматова «И дольше века длится день» (связь времен, ответственность человечества перед потомками, опасность беспамятства, роль памяти)

Аргумент по книге О. Берггольц «Стихи о себе» (память о войне)

Аргумент по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (люди в эпоху перемен, уроки истории)

Аргумент по роману А.Н. Толстого «Пётр Первый» (время перемен)

Семья, род; семейные ценности и традиции

Человек и общество

Родина, государство, гражданская позиция человека

Аргументы на тему "Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека" для итогового сочинения

Аргумент по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» (любовь как путь самопознания, роль любви в жизни человека, влияние любви на характер человека)

Аргумент по повести Н.В. Гоголя «Шинель» (цель в жизни)

Аргумент по поэме Гомера «Илиада» (выбор жизненного пути)

Аргумент по повести Ф.М. Достоевского «Записки из Мёртвого дома» (свобода и ответственность, причины преступлений, жестокость)

Аргумент по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» (доброта, отношение к людям, отношение к любви)

Аргумент "Тема дружбы в лирике Пушкина"

Аргумент по роману И.А. Гончарова «Обломов» (гармония, душевное равновесие)

Аргумент по рассказу О. Генри «Мишурный блеск» (бесцельное существование, нравственные ценности, тщеславие)

Л.Н. Толстой (эгоизм)

Аргумент по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (борьба добра со злом)

Аргумент по рассказу И.А. Бунина «Слепой» (доброта, единение, жизненные ценности)

Аргумент по пьесе М. Горького «На дне» (мечта)

Аргумент по рассказу И.А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (человечность в трудные времена)

Внутренний мир человека и его личностные качества

Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом

Познание человеком самого себя

Свобода человека и ее ограничения

Аргументы на тему «Природа и культура в жизни человека» для итогового сочинения

Наука и человек

Искусство и человек














Аргументы к итоговому сочинению и сочинению ЕГЭ

Аргументы на тему: "Семья, общество, Отечество в жизни человека" для подготовки к итоговому сочинению



Аргумент по роману И.А. Гончарова «Обломов» (любовь к людям, гуманизм, лишний человек в обществе)


Обломов – главный герой одноименного романа И.А. Гончарова – человек, который не смог найти свое место в обществе. С одной стороны, Обломов - отрицательный тип, лишённый всякого духа инициативы, неспособный к какой-либо активности. Его окружают люди с разными взглядами, однако он не поддерживает ни одну точно зрения. Его не устраивает действительность, он не готов к ней приспосабливаться, однако менять эту действительность он тоже не хочет.

С другой стороны, автор показывает его как героя, признающего высшей ценностью человеческую жизнь. И. Гончаров, описывая персонажа, вкладывает в его уста следующие слова: «Человека, человека давайте мне!…любите его». Описывая разговор Обломова с Пенкиным, писатель подчёркивает, что глаза Ильи Ильича стали «пылающими», когда он объяснял литератору своё морально-эстетическое верование, когда говорил о назначении искусства будить любовь к человеку. Обломов возражал против грубого смеха злости, он требовал гуманности и сочувствия к герою «невидимых слёз» автора.

К сожалению, любовь к людям не помогла Обломову найти свое место в мире, поскольку любовь его пассивна. Герой, несмотря на свое гуманное отношение к людям, все же порождение крепостнической системы, и потому обречен быть лишним человеком.

Аргумент по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (двойственность натуры, одиночество)



В центре романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» – Родион Раскольников – один из самых сложных и противоречивых персонажей русской литературы. Даже в «говорящей фамилии» героя содержится намек на некий «раскол», противоречивость и раздвоенность в характере персонажа — между чувствами и умом, между отзывчивой натурой и отвлеченно теоретизирующим разумом. Так, по мнению Разумихина, друга главного героя, Родион «угрюм, мрачен, надменен и горд; <...> мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда <...> просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются. <...> Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то».

Другой персонаж романа, Порфирий Петрович, характеризует Раскольникова как «человека удрученного, но гордого, властного и нетерпеливого, в особенности нетерпеливого». Вместе с тем он видит в натуре у него необыкновенную силу и прямоту: «Статья ваша нелепа и фантастична, но в ней мелькает такая искренность, в ней гордость юная и неподкупная, в ней смелость отчаяния». «Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять и с улыбкой смотреть на мучителей, — если только веру иль Бога найдет».

В этих характеристиках явственно прослеживаются романтические мотивы, идущие от Лермонтова и Байрона: безмерная гордость, ощущение безысходного вселенского одиночества и «мировой скорби» («Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть», — проговаривается неожиданно Раскольников перед Порфирием). Об этом нам свидетельствует и преклонение Раскольникова перед личностью Наполеона, бывшего вместе с Байроном идеальным героем и недосягаемым кумиром русского романтизма. В характере Раскольникова действительно сказывается некая надменность, происходящая от ощущения своей исключительности, что и заставляет одних инстинктивно ненавидеть его (как толпа всегда ненавидит подобных гордых отшельников, которые только гордятся этой ненавистью, — вспомним ненависть к Раскольникову Лужина, приставов, мещанина или товарищей каторжников), а других — относиться к нему с безотчетным признанием его превосходства (подобно Разумихину, Соне или Заметову). Однако и признание превосходства одними, и ненависть других только усугубляют одиночество героя, не позволяют ему найти свое место в обществе.


Аргумент по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» (идеал семьи)


Одной из важнейших форм единения людей Л.Н. Толстой считает семью. Большинство Ростовых – в известной мере единый собирательный образ подлинной семьи. Ростовы помогают друг другу, поддерживают в трудные минуты, переживают радости и горести вместе.

Мнимой семьей являются Курагины, хотя князь Василий хлопочет о своих детях, устраивает им карьеру или брак в соответствии со светскими представлениями об успехе, а они по-своему солидарны между собой: история с попыткой соблазнения и похищения Наташи Ростовой уже женатым Анатолем не обошлась без участия Элен. «О, подлая, бессердечная порода!» – восклицает Пьер при виде «робкой и подлой улыбки» Анатоля, которого он просил уехать, предложив денег на дорогу. Курагинская «порода» – совсем не то же, что семья, это Пьер слишком хорошо знает. Женатого на Элен Пьера Платон Каратаев прежде всего выспрашивает о родителях – то, что у Пьера нет матери, особенно его огорчает, – а услышав, что у него и «деток» нет, вновь огорчившись, прибегает к чисто народному утешению: «Что ж, люди молодые, еще даст Бог, будут. Только бы в совете жить...». «Совета» как раз нет и в помине. В художественном мире Толстого у таких законченных эгоистов, как Элен или Анатоль, не может и не должно быть детей. А после Андрея Болконского остается сын, хотя его молодая жена умерла при родах и надежда на второй брак обернулась личной катастрофой.

Разомкнутый прямо в жизнь сюжет «Войны и мира» заканчивается мечтами юного Николеньки о будущем, достоинство которого меряется высокими критериями прошлого – авторитетом умершего от раны отца: «Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен...»

Аргумент по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» (роль личности в истории)

О том, какую роль может сыграть личность в истории, пишет Л.Н. Толстой в романе «Война и мир». Изображая Отечественную войну 1812 года и, в частности, действия Кутузова, автор отмечает, что главную роль в такой сложный для страны период играет народ. Однако человек, понимающий народ, защищающий его интересы, способен если не повлиять на ход истории, то стать тем, кто может с достоинством принять свой жребий, исполнить свое предназначение, долг. Постигая волю Провидения, Кутузов подчинил ей всю свою личную волю. Он являл собой «необычайный в истории пример» самоотверженности и осознавал грандиозность происходящих событий, их влияние на будущее всего народа.


Деятельность Кутузова была направлена к одной и той же цели, цели достойной и совпадающей с волею всего народа. И эта цель была полностью достигнута. «Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти». После этого вся деятельность Кутузова заключалась «только в том, чтобы властью, хитростью, просьбами удерживать свои войска от бесполезных наступлений, маневров и столкновений с гибнущим врагом», «не останавливать этого гибельного для французов движения (как хотели в Петербурге и в армии русские генералы), а содействовать ему и облегчать движение своих войск». Своим русским существом Кутузов знал и чувствовал то же, что чувствовал и каждый русский солдат: французы побеждены, враги бегут, и надо выпроводить их за пределы отечества. И «вместе с тем он чувствовал, заодно с солдатами, всю тяжесть этого, неслыханного по быстроте и времени года, похода».

Аргумент по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» (связь времен, род, место человека в природе)


Центральными в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» являются темы связи человека с миром, с Вселенной, с родом. Так, в сцене сенокоса в одиннадцатой главе (одном из смысловых центров повести) В.Г. Распутин подчеркивает, что главное для людей не сама работа, а благостное ощущение жизни, удовольствие от единства друг с другом, с природой. «Они там живут только для работы, а вы здесь вроде как наоборот, вроде как работаете для жизни» - говорит Андрей, внук Дарии Пинигиной, отмечая отличие жизни материнцев от суетной деятельности строителей ГЭС, пришедших, чтобы «разрушить» старый уклад жизни. Работа для любимых персонажей писателя не самоцель, а участие в продолжении семейного рода и — шире — всего человеческого племени. Вот почему не умел беречься, а работал на износ отец Дарьи, завещавший то же самое дочери. Вот почему и сама Дарья, ощущая за собой строй поколений предков, «строй, которому нет конца», не может смириться, что их могилы уйдут под воду — и она окажется одна: порвется цепь времен.