Файл: Роль институтов социализации в развитии личности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тема: Роль институтов социализации в развитии личности
Семья

Кто изучал:

По мнению С. А. Амбаловой, семья посредством общения, особой атмосферы заботы о её членах, ежедневной полезной деятельности создает возможности для формирования у подростка морально-нравственных ценностей и идеалов, жизненных установок, социальной зрелости.

Изучением и анализом зависимости процесса социализации и успешного преодоления индивидом подросткового кризиса от отношений внутри семьи, сложившегося типа детско-родительских отношений занимались И. С. Кон, Т. И. Дымнова, А. Г. Харчев. А. В. Мудрик, всесторонне изучая процесс социализации, среди микро-факторов, влияющих на социализацию подростка, выделяет семью как институт первичного социального становления личности индивида в подростковом возрасте, считая приоритетным влияние на подростка воспитательного воздействия родителей.

Много зарубежных исследований посвящено изучению влияния семьи на социализацию подростка. Дж. Колеман, Т. Парсонс в своих работах подчеркивают неразрывность процессов семейного воспитания и социализации подростка. Э. Дюркгейм, М. Мид, изучая процесс социализации подрастающего поколения, выделяют авторитет и власть родителей в качестве наиболее мощного фактора воздействия на формирование у подростка правил и моделей поведения в социуме. У. Бронфенбреннер, Н. Таллмен, исследуя влияние процессов, происходящих в социуме, на семейную социализацию подростка, пришли к выводу, что они оказывают непосредственное воздействие на формирование ценностных ориентаций подростка и образцов его поведения в обществе. Изучением социализирующих функций семьи занимался Д. Попеное.

Задачи социализации на каждом возрастном этапе:

  1. Формирование нравственных ценностей (честность, правдивость, обязательность, ис­кренность, надежность, доброжелательность, порядочность, от­ветственность, справедливость, терпимость и т.д.);

  2. Воспитание патриотизма, любви к Родине;

  3. Приобщение к здоровому образу жизни;

  4. Развитие умственных способностей;

  5. Привитие трудолюбия, организованности, самодисциплины, ответственности;

  6. Привитие навыков и умения использовать обстоятельства для достижения своих целей.


Условия эффективной социализации на каждом возрастном уровне:

- принимать активное участие в жизни семьи;

- находить время, чтобы поговорить с подростком;

  • интересоваться проблемами подростка и оказывать помощь в их решении;

  • не «давить» на подростка, предоставляя возможность самому принимать решения;

  • уважать право подростка на собственное мнение;

  • относиться как к равноправному партнеру, который пока обладает меньшим жизненным опытом.

Образовательная организация (учреждение)

Кто изучал?

Воспитание рассматривается как специально организованное межличностное взаимодействие взрослого и ребенка между собой. Это взаимодействие обрело статус самостоятельного научного концепта – «педагогическое общение», которое изучали отдельные исследователи и целые научные коллективы (Н.А. Березовин, А.С. Золотнякова, В.А. Кан- Калик, М.С. Каган, А.А. Леонтьев, Б.Т. Ломов, А.В. Мудрик и др.). Исследователи природы общения единодушны в том, что оно есть взаимодействие людей, в котором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, навыками, умениями, а также результатами деятельности.

Задачи социализации на каждом возрастном этапе:

- Построение собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям;

- семья и школа должны совместно воспитывать и обучать школьников, готовить их к жизни и общественному труду, организовывать деятельность детей и мотивировать ее, формировать нравственные качества и развивать моральное сознание детей, направлять поведение, помогать в принятии решений и нравственного выбора;

- повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса, что обеспечивает возможности свободного и гармоничного развития ребенка в условиях развивающей среды учреждения на всех этапах его личностного становления.

Условия эффективной социализации на каждом возрастном уровне:

– Ссознание взрослыми своей роли в детском объединении;


– ориентация на субъект-субъектные отношения;

– формирование установки на положительные, нравственные взаимоотношения друг с другом;

– учет психологических особенностей детей различного возраста при построении взаимоотношений с растущей личностью;

– интеграция взаимных усилий взрослого и ребенка в создании благоприятной атмосферы в объединении;

– использование различных ситуаций совместной деятельности и поиск необходимого сочетания деловых и личностных взаимоотношений для обогащения личного практического опыта общения и отношений с людьми разного возраста.

Общество

Кто изучал:

С именем другого французского социолога Г. Тарда связывают истоки психологического подхо- да к объяснению социализации.

Ч. Кули анализирует такие свойства индивида как застенчивость, подавленность, считает их пре- пятствием, часто встречающимся и мешающим лю- дям удовлетворять свои потребности в процессе взаимодействия с другими.

Многие идеи Ч. Кули послужили плодотворной почвой для дальнейшего исследования механизмов социализации. Одним из тех, кто преуспел на этом поприще, был американский психолог Джордж Гер- берт Мид, создавший собственную оригинальную концепцию.

Серьезный вклад в развитие марксисткой кон- цепции социализации внес И.С. Кон. В 60-е годы ХХ века им была опубликована работа «Социология личности», в которой он писал: «Процесс социали- зации, т.е. усвоения индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность, не сводим к непосредственному взаимодействию ин- дивидов»

Задачи социализации на каждом возрастном этапе:

- Возможность принятия роли другого, копирование его, особенно взрослых, родителей. Это стадия имитации, индивиды, проходя ее, еще не обладают собственным «Я»;

- понимание поведения как исполнение определенных ролей: врача, мамы, космонавта и т.д. В процессе игры, воспроизводя роли, дети начинают понимать смысл, который придают этим действиям другие люди;

- индивид, усваивая социокультурные нормы и ценности данного общества, берет их в качестве регулятора самооценки и в конечном итоге посредством этого обретает самоидентичность. Общество - это другие люди, и индивид оценивает окружающий мир с позиций норм и ценностей других, т.е. общества. Социализация способствует включению индивидов в мир окружающих людей.


Проще говоря, главная задача социализации в обществе - дать ребенку принять на себя социальные роли. Позже, общество, как и другие социальные институты, формирует нормы поведения в социуме, законы взаимодействий между людьми и т.д.

Условия эффективной социализации на каждом возрастном уровне:

  • Воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни;

  • вызывать личную заинтересованность ребенка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности;

  • предлагать ребенку активное действие, связанное с планированием деятельности, обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, с самоконтролем и оценкой;

  • предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.

Государство

Кто изучал:

В контексте исследования проблематики правовой социализации начинает формироваться концепция когнитивного развития, сторонники которой (Д. Луин-Тапп, Э. Кон, С. Вайт) признавали когнитивный дифференциал правового мышления доминирующим фактором эволюции индивида как субъекта права. Её развитие шло в контексте методологического противостояния теории социального обучения, которая активно использовалась исследователями (например, криминологами Р. Эйкерсом и Р. Берджесом) в шестидесятые годы при определении внешних детерминант модели правового поведения человека.

Задачи социализации на каждом возрастном этапе:

  • Относительно направляемая социализация, осуществляемая государством, будучи адресованной большим группам населения, создает определенные условия конкретным людям для выбора жизненного пути, для их развития и самореализации конкретным людям для выбора жизненного пути, для их развития и самореализации;

  • осуществляет более или менее эффективную социально контролируемую социализацию своих граждан, создавая для этого как организации, имеющие своими функциями воспитание определенных возрастных групп, так и создавая условия, которые вынуждают организации, в чьи непосредственные функции это не входит, в той или иной мере заниматься воспитанием. Для этого оно вырабатывает определенную политику в сфере воспитания и формирует государственную систему воспитания;

  • государство совершенствует воспитание, добиваясь того, чтобы оно эффективно формировало человека, соответствующего социальному заказу, определяемому общественным и государственным строем.


Условия эффективной социализации на каждом возрастном уровне:

  • Необходимые и достаточно благоприятные условия для развития и духовно-ценностной ориентации подрастающих поколений в соответствии с позитивными интересами человека и запросами общества;

  • определенные средства, выделяемые и привлекаемые государством для успешного функционирования системы воспитания. Эти средства подразделяются: на материальные (инфраструктура, оборудование, учебные пособия и т. п.), финансовые (бюджетные, внебюджетные, частные инвестиции), личностные ресурсы его субъектов;

  • определенные ценности, культивируемые государственной системой воспитания, которые адекватны типу социально-политической, экономической и идеологической систем общества;

  • органы управления воспитанием, благодаря которым государственная система воспитания функционирует и развивается.