Файл: Дискуссия о культуре речи.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дискуссия о культуре речи.
Мы сохраним тебя , русская речь,

Великое русское слово .

А.Ахматова

Цель:

-обратить внимание на нравственную позицию гражданина России, на моральную ответственность за последствия использования жаргонов, сленгов;

-формировать у учащихся представление о роли русского языка в жизни человека, о гуманистической сущности языка.

-обобщить и систематизировать материал по указанной теме .

Ход дискуссии:

Психолог:Культура чувств, культура общения, культура речи – из всего складывается общий облик культурного человека.( Цитата напечатана и расположена на доске ,ведущий указывает на высказывание:французский философ Вольтер говорил: “Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена”. Порой мы забываем, что язык – это наша культура, история, богатство.Слушая, как сегодня разговаривают не только на улицах, но и с экранов телевизоров политики, актёры, журналисты, понимаешь, что русский язык сейчас как никогда находится в большой опасности. Косноязычие и сквернословие культивируются из уст людей, которые должны нести культуру в массы.

Психолог:Сегодня здесь собрались те, кто считает, что наш язык меняется и не в лучшую сторону. Что сделать, как себя вести в подобной ситуации?

Слушайте. Думайте. Вам, вступающим в новую жизнь, продолжать традиции и решать ,какими они будут?

В дискуссии –конкурсе принимают участие команды учащихся 9-11классов.

Психолог:Мы нынче, как бы, все глупеем,

Все стали, как бы, забывать,

Что, как бы, даже не умеем

Без «как бы» пару слов связать.
Добро бы было, как бы, в дело,

Пусть даже, как бы, наугад.

А то ведь, как бы, неумело

И чаще, как бы, невпопад.

- Скажите, о чём вы задумываетесь , слушая такую речь?

( речь идёт о словах-паразитах в речи)

Психолог:Да, Все мы часто, к сожалению, слышим такие выражения и слова, как: так сказать, ну, в общем, это, это самое, короче говоря, вот, как бы, как его, типа и т.д. Это и есть слова-паразиты, которые загрязняют нашу речь. О человеке, их употребляющем, хочется сказать: «Сказал так много, но ничего не сказал».

Психолог:
Позвольте же начать нашу дискуссию о современной культуре речи.Команды прошу получить первое зпдание.

Задание № 1.1) Запишите как можно больше синонимов к следующим словам-паразитам ( в течение 1 мин): типа , как бы, это самое, собственно, так сказать, понимаешь, перфектно , да не вопрос, без проблем , по ходу ,тема .

Команды сдают выполненное задание и получают жетоны с колич. баллов ( от 11-ти)

-Можно ли избежать употребления этих слов в вашей речи?(ответы детей)

Психолог::«Хеллоу, пипл! Я Бил , и в эфире программа “Шоу- Ньюс” – шоу самых прогрессивных новостей и фенек из мира музыки и кино. Сегодня в “Шоу- Ньюс” мы перетрем о ...

Приходилось слышать ? подобными словами начинаются выпуски многих теле - и радиопрограмм .

Психолог:Большинству молодых людей, опрошенных на улице, либо нравится, либо не очень нравится такая форма изложения. Почему же сленг так привлекает?

( за ответы получают жетоны )

Психолог:Что же такое сленг? (за ответы получают жетоны)

(То же, что и жаргон, - это буквально испорченный язык.)

-Скажите, с какой целью современная молодёжь использует в своей речи сленг? ( за ответы получают жетоны )

(Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди сверстников.)

Задание № 2 «Домашнее задание».(Учащиеся проводили опрос в школе и в соцсетях «Нужен ли вам сленг? Как часто вы его используете в речи ? Почему мы его употребляем ?»)

Ребята озвучивают результаты исследования , делают выводы (баллы начисляются исходя из активности команды и глубины исследования от 10б. )

Ведущий1 : Давайте с вами представим, что с помощью машины времени из прошлого к нам попал человек, который не может понять речь современного человека. Он составил небольшой список непонятных слов. Поможем ему?

Задание 3: Замените сленг на синонимичное нормативное выражение

(в течение 1 мин)

Я торчу от этой песни – она мне нравится.


Ловлю кайф – получаю удовольствие.

Понтово - получаю удовольствие.

Прикол - шутка.

Отпад – замечательно.

Тащиться – быть в восторге.

Выделываться – вести себя вызывающе.

(за ответы получают жетоны с указанием баллов от 6б. )

Ведущий 1: Вот видите всё у вас получилось .Надеемся, что подобный «словесный мусор» не слишком засоряет вашу речь. Болезнь сленга – это всё-таки болезнь детская, а значит должна проходить быстро, если, конечно, человек стремится стать не только взрослым, но и культурным.

Психолог:А когда вы станете взрослыми, будете использовать в своей речи сленг? (ответы ребят не оцениваются)
Психолог:читает стихотворение Анны Ахматовой «Мужество» Слайд №1 Портрет А.А.Ахматовой , звучит “Ожидание” Ф. Шуберта)
Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.

Слайд . Портрет И.С.Тургенева
Ведущий:Рассказывают, что в годы Великой Отечественной войны к коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешения открыть музей Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку.

И вот музей открыт.(Слайды: портреты И.С.Тургенева и его рукописи ) .

Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось все больше и больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, тверже становилась походка, выше поднята голова.

Немцев заинтересовало, что же вселяет в людей уверенность? Комендант решил посмотреть сам. Вошел в музей и все понял. Первое, что видел каждый, были слова: (Слайды : текст стихотворения в прозе «Русский язык»)

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не бал дан великому народу!


Пауза.

-Скажите, может ли народ стать великим, разговаривая на сленге? Почему? (ответы детей , дискуссия)

А могут ли произведения, написанные на сленге , стать великими? Почему? (ответы детей)

  1. Считаете ли Вы, что наш язык меняется не в лучшую сторону?

  2. Важен ли для Вас русский язык?

  3. Что необходимо сделать для того, чтобы сохранить русский язык?

Психолог:Ребята, давайте послушаем произведения русских классиков , поучимся у них .

Конкурс №4 : «Домашнее задание» . Литературные композиции.

Учащиеся 9 класса Козлова Анастасия и Горпениченко Влад читают стихи А.С.Пушкина - «Письмо Татьяны к Онегину » и « Письмо Онегина к Татьяне» ;

Учащийся 11 класса Лютый Евгений читает стихотворение С.А.Есенина «Письмо к матери» .(сопровождение-музыкальный видеоролик с портретами поэта и его матери)

Психолог:Заключительное слово :

Размышляя сегодня над вопросами, мы пришли к выводу, что русский язык, развиваясь, должен оставаться литературным. Нет ни одного языка столь же богатого , эмоционального, умеющего живописать окружающее. Вы,конечно же обратили внимание на множество плакатов с цитатами о нашем языке и читали высказывания лингвистов ,писателей , деятелей культуры . Сколько в них любви , восхищения , благоговения перед русским языком ! Сегодня мы обеспокоены тем, что в речи появляются слова “паразиты”, которые калечат язык .Некоторые же порой гордятся тем, что могут “круто” разговаривать , не понимая всего ужаса происходящего .

Психолог:Живя в великой стране, богатой своими культурными традициями , нужно стремиться к сохранению нашего главного достояния - русского языка! Хочется сказать спасибо всем, кто ответил на наши вопросы и пожелать оставаться такими же неуспокоенными, быть активными участниками - борцами за чистоту языка.

Итоги и награждение.