Файл: Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, умк по предмету.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету». «Проектирование урока истории (обществознания) в условиях реализации ФГОС».

В современных условиях перед школой стоит задача подготовки специалиста, владеющего глубокими профессиональными знаниями, эрудированного, мобильного, конкурентоспособного. Направлением повышения качества обучения является совершенствование самостоятельной деятельности учащихся. Сегодня востребованными оказываются люди, способные активно откликаться на возникающие перед обществом проблемы, понимающие общую ситуацию, умеющие системно мыслить, анализировать, сравнивать, практически решать встающие перед ними жизненные проблемы. А это значит, выпускник должен уметь принимать самостоятельные решения.

Самостоятельный, коммуникабельный, предприимчивый, толерантный, ответственный, умеющий самостоятельно видеть и решать проблемы, эффективно работающий в команде, постоянно осваивающий новое, – вот те личностные качества, которыми должен обладать современный человек, чтобы реализовывать себя и быть успешным в современных условиях.

Исходя из этого целью современного педагога становится: создание средствами педагогической деятельности условий для проявления учеником в образовательном процессе самостоятельности, творчества, ответственности на основе освоения универсальных учебных действий. 

Исходя из цели определяются и задачи деятельности педагога:

- способствовать повышению личной уверенности учащихся, их самореализации и рефлексии;

- создать оптимальные педагогические условия для формирования универсальных учебных действий;

- развивать мотивацию к самостоятельному поиску необходимой информации;

- помогать ребенку раскрывать свой творческий потенциал и реализовывать его в жизнь;

- принимать участие в конкурсах, олимпиадах и проектах.

Новая схема взаимодействия современного урока такова: ученики - активные соучастники процесса приобретения знаний, а учитель — помощник, организатор и координатор процесса обучения. На уроке должна царить деловая обстановка, основанная на доброжелательности и доверии, сочетаемая с эмоциональным подъемом. От педагогического мастерства учителя зависит, насколько полно реализуется активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. А помогают активизации различные приемы и методы, которые реализуются на разных формах и этапах урока.


Приёмы активизации познавательных интересов очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе. Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий.

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и мета предметные – универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Основные требования к итоговым навыкам и умениям учеников по истории, а именно:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этно-национальной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего
, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
 Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать». Именно поэтому перед школой остро встала  проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).

В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:

- Личностный

- Регулятивный

- Познавательный

- Коммуникативный

Какие УУД можно формировать средствами предметов «история» и «обществознание»? Исходя из содержания каждого блока, можно сделать вывод о возможности формирования всех 4-х видов УУД.

Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, выработать свою жизненную позицию. В качестве примера может послужить следующее задание. Задание «Герои морали». Цель: развитие способности к анализу содержания моральных норм и необходимости их соблюдения; развитие морального сознания через поисковую работу и дискуссию. Возраст: 12–14 лет. Форма выполнения: индивидуальная работа с последующим совместным обсуждением в классе. Описание задания: задание носит творческий и поисковый характер. Ученикам предлагается найти в произведениях литературы, мультипликации и кино героя, поступок которого иллюстрирует одно из моральных правил и подготовить презентацию. При последующем обсуждении в классе необходимо в яркой форме и достаточно аргументированно доказать, что герой в своем поступке проявил одно или несколько моральных качеств.

На уроках истории часто можно использовать задания, направленные на формирование умения определять нравственные оценки исторических событий. Например, попробуй объяснить, какие поступки князей московской династии вызывают у тебя — человека XXI века — сочувствие, а какие — неприятие (тема «Междоусобная война в Московской Руси (1425—1453)») Задание сложно тем, что надо не только вычленить поступки, но еще и объяснить, почему тот или иной деятель поступал неправильно, в разрез с нравственными ценностями человека XXI века.
Похожие задания направлены на умение выявлять гуманистические нравственные ценности при оценке исторических явлений. Например, назови те порядки в жизни российских землевладельцев и земледельцев, которые тебе, человеку XXI века, кажутся справедливыми и те, которые ты считаешь несправедливыми. Объясни свой ответ.

Критериями сформированности личностных УУД следует считать:

1) структуру ценностного сознания;

2) уровень развития морального сознания;

3) присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;

4) полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Средством формирования регулятивных УУД служат технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

- «преднамеренные ошибки»;

- поиск информации в предложенных источниках, задания на аналогии, ребенку предлагаются две картинки, найти закономерности и ответить на вопрос;

 - диспут;

- взаимоконтроль;

- «ищу ошибки»

Учитель должен быть очень осторожен, если у школьника что-то не получается. Нужно помнить, что любое не корректно сказанное слово или фраза может иметь обратный от желаемой мотивации результат. Лучше использовать такие приемы:


1. Действие выполняется неуверенно - одобрение, поддержка

 2. Возникают трудности, остановка - замечания «Попробуй еще раз», «Выполняй дальше»

3. Действие выполняется ошибочно. Вопрос «Разве так?»

 4. Действие выполняется ошибочно повторно. Вопрос «Почему?» с просьбой объяснить причину действия

5. Неправильно выполняется все задание. Показ, демонстрация правильного выполнения действия, инструкция в действенном плане. 

Из опыта формирования регулятивных УУД на уроках истории. Пример приёма целеполагания. Постановка вопросов по теме и выход на задачи по теме «Природа и люди Древней Индии» в 5 классе. Задание: В названии темы выделите ключевые слова и составьте к ним вопросы. Модельный ответ: Какие животные водились в Древней Индии? Какие растения росли в Древней Индии? Чем занимались люди Древней Индии? Во что верили индийцы? Как добывали пищу? Где жили?

ПРИМЕР УЧЕБНОГО ЗАДАНИЯ: «ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ»

Группа – 4 человека (координатор группы + три участника)

ПЛАН РАБОТЫ В ГРУППЕ:

1. Распределить правовые ситуации-задачи между членами группы. координатор группы заносит информацию в лист продвижения

2. Каждый член группы решает собственную правовую ситуацию-задачу, для чего изучает соответствующий теоретический материал. Координатор составляет опорный план-конспект по содержанию учебного задания.

3. После решения правовых задач члены группы по очереди объясняют друг другу изученный материал, иллюстрируют его примерами из ситуации-задачи.

координатор контролирует правильность и точность ответов, опираясь на составленный опорный конспект

4. Группа презентует результат совместной работы другим учащимся

5. Координатор группы заносит оценку презентации группы, данную другими учащимися, в лист продвижения

6. Все учащиеся выполняют проверочную работупо изучаемой теме

работа выполняется индивидуально

Результат работы группы будет оцениваться следующим образом:

а. Качество презентации изученного материала (оценка работы группы)

б. Оценки за выполнение проверочной работы (оценка индивидуальной работы – отметка в журнал).

Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:

1) выбирать средства для организации своего поведения;

2) запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

3) планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;