Файл: Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, умк по предмету.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4) предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
5) начинать и заканчивать действие в нужный момент.
Познавательные универсальные учебные действия формируются через развитие познавательной активности и интереса. Познавательная активность – любознательность, любопытство, потребность в расширении кругозора, активность, направленная на познание себя и действительности.
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. Таким образом, развитие познавательной активности и интереса развивают у учащихся желание учиться и формируют важнейшие личностные качества. Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий можно использовать такие виды заданий:
-
составление схем-опор; -
исследование; -
работа со словарями; -
решение филвордов, кроссвордов, ребусов, чайнвордов; -
установи соответствие; -
разгадай путаницу; -
заполни пропуски в предложениях; -
реши тест; -
составление маршрутов походов, путешествий; -
карточки-задания для работы с учебниками, атласами, картами, энциклопедиями; -
развернутые письменные ответы на проблемные вопросы; -
«Черный ящик» (по описанию определить, что в нем); -
анаграммы; -
определи объект под цифрами, звездочками (работа с картой); -
исторические загадки; -
работа с разными видами таблиц; -
составление развернутого плана; -
«Найди лишнее»
Прием «Рокировка» можно использовать для поиска и выделения необходимой информации. Последовательно раскрывая эти вопросы в таблице, можно получить достаточно логически связный и полный рассказ.
Тема : « Победа греков над персами в Марафонской битве»
№ | Вопрос | Ответ |
1 | Что хотели персы? | Царь Персидской державы Дарий Первый задумал подчинить себе Грецию. |
2 | Где произошла Марафонская битва? | Битва между персами и афинским войском произошла на Марафонской равнине, в сорока километрах от Афин. |
3 | Когда произошло сражение? | Летом 490 г. до н.э. персы показались в Марафонской бухте. |
4 | Кто возглавил войско греков? | Афинское войско возглавил стратег Мальтиад |
5 | Как сражались греки? | Греки мужественно боролись с врагом. |
6 | Почему греки одержали победу над персами? | Афиняне не дали персам поработить родной город. |
Приём: «Проблемы на карте». Цель: развитие умения искать информацию в тексте, включая прием постановки перед собой вопроса и поиска ответа на него. Форма выполнения: индивидуальная работа. Описание задания: учащимся предлагается карта с изображением страны и хаотично расположенными информационными точками (надписями, названиями, понятиями, изображениями). Учащимся необходимо самостоятельно сформулировать вопрос по каждой информационной точке и найти на него ответ в тексте учебника или дополнительного текста.
Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
1) произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций;
2) осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
3) ориентироваться на разнообразие точек зрения и мнений;
4) учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, документов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
5) уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
6) уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
7) уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
8) уметь устанавливать причинно-следственные связи;
9) уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
10) уметь устанавливать аналогии;
11) осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины).
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Пример заданий по формированию коммуникативных ууд. Задание «Кто прав?» Цель: диагностика уровня сформированности коммуникативных действий, помогающих пониманию позиции собеседника (партнёра), и анализ оснований для того или иного мнения партнёров по общению (коммуникативная рефлексия). Форма выполнения задания: работа в парах и в группах. Описание задания: ученикам раздаются карточки с заданием и вопросами. Задание строится как столкновение двух (или более) разных точек зрения по одному вопросу (или несовпадающих оценок). Материал: карточки с текстом задания. Инструкция: учащимся предлагается прочитать текст небольшого рассказа и выработать общий ответ на вопросы.
Критерии оценивания: понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной; понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору; учёт разных мнений и умение обосновать собственное; учёт разных потребностей и интересов.
«Исторический “Снежный ком”».Описание:дополняя друг друга по предложению, дети должны составить логический рассказ по изученному материалу. Это может быть абсолютно любая тема («Средневековый город», «Религия Египта», «Олимпийские игры», «Реформы Петра Ι», «Куликовская битва» и т. д.). Приём универсален и позволяет охватить большую часть класса.
На различных этапах урока для формирования коммуникативных УУД использую следующие приемы технологии развития критического мышления:
Вызов | Осмысление | Рефлексия |
Прием «Поясните цитату» Прием «Как вы объясните народную мудрость» Прием «Вы согласны с этим высказыванием?» Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф» Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных Прием «Верите ли вы, что…» | Прием инсерт (пометки на полях) Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация) Чтение со стопами Прием «Сводная таблица» Прием «Тонкие и толстые вопросы» Прием «Зиг-заг» Прием «Мое мнение» Прием «Мозговой штурм» Прием «Фишбоун» | Рефлексивный экран вопросов Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение») Что нового вы узнали на уроке «Телеграмма» (дети пишут фиктивную телеграмму из 11 слов кому-нибудь из знакомых) Неоконченное предложение Синквейн |
Умение аргументировать свою точку зрения является важным коммуникативным УД. Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – П – позиция «Я считаю, что…». О – объяснение «Потому что …». П – пример «Я могу это доказать это на примере …».С – следствие (или суждение) «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя:
1) желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
2) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);
3) умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.
Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Все выше перечисленное вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий. Стандарты второго поколения требуют перехода от репродуктивных способов и методов передачи знаний к конструкторским и исследовательским. Сформированные универсальные учебные действия являются также и залогом профилактики школьных трудностей.
Невозможно переоценить значение познавательных интересов для общего развития школьников и формирования его личности. Познавательная активность развивает познавательные силы, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует познавательные возможности учащихся; вооружает знаниями, умениями, навыками; содействует воспитанию нравственных, эстетических качеств учащихся. Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель.
Рене Декарт сказал: «Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять.» Наши дети имеют «хороший ум», задача современного учителя – найти применение этому уму.
Список использованных источников и литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – Москва : Просвещение, 2010.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.
3. Гурская, О. В. Дискуссия как форма организации учебного процесса и развития коммуникативных умений учащихся на уроках истории / О. В. Гурская // Знаменские чтения : материалы конференции Сургут, СурГПУ. – Сургут : СурГУ, 2008.
4. Загашев, И. О. Учим детей мыслить критически / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – Санкт-Петербург, 2003.
5. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке : пособие для учителя / С. И. Заир-Бек. – Москва, 2004.
6. Ляудис, В. Я. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / В. Я. Ляудис. – Москва, 1980.
7. Обухова, Т. Н. Дискуссионные формы урока при формировании коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) на уроках истории и обществознания [Электронный ресурс]. – URL: http://pedsovet-133.ucoz.ru/news/ (дата обращения: 12.11.2016).
8. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. – Москва, 2006.
9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А. Г. Асмолов и [др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. – Москва : Просвещение, 2011