Файл: Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, умк по предмету.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4) предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

5) начинать и заканчивать действие в нужный момент.

Познавательные универсальные учебные действия формируются через развитие познавательной активности и интереса. Познавательная активность – любознательность, любопытство, потребность в расширении кругозора, активность, направленная на познание себя и действительности.

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. Таким образом, развитие познавательной активности и интереса развивают у учащихся желание учиться и формируют важнейшие личностные качества. Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий можно использовать такие виды заданий:

  • составление схем-опор;

  • исследование;

  • работа со словарями;

  • решение филвордов, кроссвордов, ребусов, чайнвордов;

  • установи соответствие;

  • разгадай путаницу;

  • заполни пропуски в предложениях;

  • реши тест;

  • составление маршрутов походов, путешествий;

  • карточки-задания для работы с учебниками, атласами, картами, энциклопедиями;

  • развернутые письменные ответы на проблемные вопросы;

  • «Черный ящик» (по описанию определить, что в нем);

  • анаграммы;

  • определи объект под цифрами, звездочками (работа с картой);

  • исторические загадки;

  • работа с разными видами таблиц;

  • составление развернутого плана;

  • «Найди лишнее»

Прием «Рокировка» можно использовать для поиска и выделения необходимой информации. Последовательно раскрывая эти вопросы в таблице, можно получить достаточно логически связный и полный рассказ.

Тема : « Победа греков над персами в Марафонской битве»



Вопрос

Ответ

1

Что хотели персы?

Царь Персидской державы Дарий Первый задумал подчинить себе Грецию.


2

Где произошла Марафонская битва?


Битва между персами и афинским войском произошла на Марафонской равнине, в сорока километрах от Афин.


3

Когда произошло сражение?


Летом 490 г. до н.э. персы показались в Марафонской бухте.


4

Кто возглавил войско греков?


Афинское войско возглавил стратег Мальтиад

5

Как сражались греки?


Греки мужественно боролись с врагом.


6

Почему греки одержали победу над персами?


Афиняне не дали персам поработить родной город.




Приём: «Проблемы на карте». Цель: развитие умения искать информацию в тексте, включая прием постановки перед собой вопроса и поиска ответа на него. Форма выполнения: индивидуальная работа. Описание задания: учащимся предлагается карта с изображением страны и хаотично расположенными информационными точками (надписями, названиями, понятиями, изображениями). Учащимся необходимо самостоятельно сформулировать вопрос по каждой информационной точке и найти на него ответ в тексте учебника или дополнительного текста.
Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

1) произвольно и осознанно владеть общим приемом решения  проблемных ситуаций;

2) осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

3) ориентироваться на разнообразие  точек зрения и мнений;

4) учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, документов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

5) уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

6) уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

7) уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

8) уметь устанавливать причинно-следственные связи;

9) уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

10) уметь устанавливать аналогии;

11) осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины).
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;


• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Пример заданий по формированию коммуникативных ууд. Задание «Кто прав?» Цель: диагностика уровня сформированности коммуникативных действий, помогающих пониманию позиции собеседника (партнёра), и анализ оснований для того или иного мнения партнёров по общению (коммуникативная рефлексия). Форма выполнения задания: работа в парах и в группах. Описание задания: ученикам раздаются карточки с заданием и вопросами. Задание строится как столкновение двух (или более) разных точек зрения по одному вопросу (или несовпадающих оценок). Материал: карточки с текстом задания. Инструкция: учащимся предлагается прочитать текст небольшого рассказа и выработать общий ответ на вопросы.

Критерии оценивания: понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной; понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору; учёт разных мнений и умение обосновать собственное; учёт разных потребностей и интересов.

«Исторический “Снежный ком”».Описание:дополняя друг друга по предложению, дети должны составить логический рассказ по изученному материалу. Это может быть абсолютно любая тема («Средневековый город», «Религия Египта», «Олимпийские игры», «Реформы Петра Ι», «Куликовская битва» и т. д.). Приём универсален и позволяет охватить большую часть класса.

На различных этапах урока для формирования коммуникативных УУД использую следующие приемы технологии развития критического мышления:

Вызов

Осмысление

Рефлексия

Прием «Поясните цитату»

Прием «Как вы объясните народную мудрость»

Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»

Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»

Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных

Прием «Верите ли вы, что…»


Прием инсерт (пометки на полях)

Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)

Чтение со стопами

Прием «Сводная таблица»

Прием «Тонкие и толстые вопросы»

Прием «Зиг-заг»

Прием «Мое мнение»

Прием «Мозговой штурм»

Прием «Фишбоун»


Рефлексивный экран вопросов

Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме

Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение»)

Что нового вы узнали на уроке

«Телеграмма» (дети пишут фиктивную телеграмму из 11 слов кому-нибудь из знакомых)

Неоконченное предложение

Синквейн


Умение аргументировать свою точку зрения является важным коммуникативным УД. Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – П – позиция «Я считаю, что…». О – объяснение «Потому что …». П – пример «Я могу это доказать это на примере …».С – следствие (или суждение) «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя:

1) желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);

2) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);

3) умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.

Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Все выше перечисленное вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий. Стандарты второго поколения требуют перехода от репродуктивных способов и методов передачи знаний к конструкторским и исследовательским. Сформированные универсальные учебные действия являются также и залогом профилактики школьных трудностей.
Невозможно переоценить значение познавательных интересов для общего развития школьников и формирования его личности. Познавательная активность развивает познавательные силы, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует познавательные возможности учащихся; вооружает знаниями, умениями, навыками; содействует воспитанию нравственных, эстетических качеств учащихся. Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель.

Рене Декарт сказал: «Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять.» Наши дети имеют «хороший ум», задача современного учителя – найти применение этому уму.

Список использованных источников и литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – Москва : Просвещение, 2010.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.


3. Гурская, О. В. Дискуссия как форма организации учебного процесса и развития коммуникативных умений учащихся на уроках истории / О. В. Гурская // Знаменские чтения : материалы конференции Сургут, СурГПУ. – Сургут : СурГУ, 2008.

4. Загашев, И. О. Учим детей мыслить критически / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – Санкт-Петербург, 2003.

5. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке : пособие для учителя / С. И. Заир-Бек. – Москва, 2004.

6. Ляудис, В. Я. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / В. Я. Ляудис. – Москва, 1980.

7. Обухова, Т. Н. Дискуссионные формы урока при формировании коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) на уроках истории и обществознания [Электронный ресурс]. – URL: http://pedsovet-133.ucoz.ru/news/ (дата обращения: 12.11.2016).

8. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. – Москва, 2006.

9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А. Г. Асмолов и [др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. – Москва : Просвещение, 2011