ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Обучение с пеленок»
Гаврилова А. С,
Шанина С. А.
Ращупкина С. Ю.
Логопедические игры
Москва 2010
Предисловие
Открывая любую книгу, в том числе и эту, каждый задает себе вопросы: что это за книга? Чем она полезна? Кто ее будет читать? Хочется сказать, что в первую очередь эта книга будет полезна родителям маленьких детей, ведь в ней можно найти разнообразные игры, которые помогут развить речь малыша.
К сожалению, в наш век высоких технологий, снижается уровень культуры и развития связной речи детей. Это связано с тем, что все больше в нашу жизнь вХодят компьютеризация и Интернет, вследствие чего люди, а особенно дети дошкольного возраста и школьники теряют интерес к чтению. Дети развиваются больше физически, чем психически. При этом с каждым годом растет объем знаний, который дети должны не просто запомнить, но и понять. В настоящее время создаются новые обучающие программы и методики, которые помогают подготовить ребенка к школе.
Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, взрослым нужно позаботиться о своевременном и полноценном развитии у них речи, как основного средства общения и способа познания. Часто взрослые плохо представляют себе, что такое речь и на что нужно обращать внимание в обучении ребенка. Что же нужно делать, чтобы речь малыша развивалась правильно? На этот вопрос ищут ответы психологи, педагоги, дефектологи, лингвисты и пр.
Из этой книги вы узнаете не только о том, как развить речь ребенка, но и о причинах появления нарушений речи, узнаете о процессе формирования детской речи, а так же сможете подготовить ребенка к успешному обучению в школе. Проводить занятия с ребенком лучше всего в игровой форме, ведь игра занимает главное место в жизни дошкольника. Именно игра делает обучение интересным и занимательным, а значит, и успешным. Для взрослого же игра является отличным средством всестороннего развития и воспитания ребенка.
Глава 1. Что должны знать родители о речи
Возрастные периоды развития детей
В зависимости от возрастных особенностей физического и психического развития ребенка специалисты выделили периоды развития ребенка. Конечно же, между отдельными периодами нельзя провести какой-то определенной и четкой границы, но выделять их просто необходимо, так как каждому из них соответствует свой уровень развития организма, наличие ведущей деятельности.
Ученые выделяют следующие периоды развития:
-
период новорожденности — от момента рождения до 4 недель; -
грудной (младший ясельный) период — от 4 недель до 1 года: -
старший ясельный период — от 1 до 3 лет; -
дошкольный период — от 3 до 7 лет; -
младший школьный возраст — от 7 до 10—11 лет;
6)средний школьный возраст (подростковый период, период полового созревания) — от 11 до 15 лет;
7)старший школьный возраст (юношеский период) — от 15 до 18 лет.
Каждому периоду соответствуют свои особенности и степень приспособленности организма к условиям окружающей среды, от которых зависят уход, питание, обучение и воспитание ребенка.
Этапы формирования правильного звукопроизношения у детей
Процесс становления речи довольно сложный и длительный, в ходе него ребенок учится не только понимать обращенную к нему речь, но и самостоятельно воспроизводить необходимые звуки, объединять их в слоги и слова, добиваясь при этом того, чтобы его речь понимали окружающие.
В осуществление процесса становления речи включены центральная нервная система, а также слуховые и речевые органы. Помимо этого на процесс становления речи оказывают влияние различные наследственные факторы, условия жизни, воспитание и обучение ребенка. Однако далеко не всегда правильное произношение самостоятельно формируется у ребенка, а в таком случае ему просто необходима помощь логопеда.
Чаще всего у детей встречаются следующие нарушения произношения:
-
пропуски, т. е. ребенок просто не произносит трудный звук; -
и
Для обозначения неправильного произношения звуков были приняты специальные термины, которые образованы от названий соответствующих букв греческого алфавита с добавлением суффикса — изм: сигматизм — нарушения произношения свистящих и шипящих звуков, ламбдацизм — звуков [л-ль], ротацизм - звуков [р-рь], каппацизм — [к-кь], гаммацизм - [г-гь], хитизм - [х-хь], йотацизм— . [j].
скажения — ребенок произносит звук, но несколько искажает его;
3)замены и смешения — ребенок не различает похожие звуки и меняет их местами.
Как правило, подобные нарушения наблюдаются не со всеми звуками, а только с теми, произнесение которых требует достаточного развития мышц языка, его подъема и скоординированности движений всех речевых органов. Это шипящие звуки [ш], [ж], [ч], [щ]; свистящие звуки [с], [з] и их мягкие варианты, [ц]; сонорные звуки [л], [р] и их мягкие варианты. Значительно реже встречаются нарушения произношения звуков [к], [г], [х], [т], [д] и их мягких вариантов, [j]. Искажаясь, звуки могут произноситься сХодно в близких фонетических группах: глухих и звонких (например, [с-з], [ш-ж]), твердых и мягких (например, [с-сь], [л-ль]), но могут наблюдаться и изолированные нарушения, особенно твердых или мягких звуков.
Существуют следующие этапы формирования звукопроизношения.
Подготовительный этап
Этот этап направлен на формирование у ребенка интереса к предстоящим занятиям, выработку необходимых точных и скоординированных движений его речевых органов с помощью артикуляционных и дыхательных упражнений, развитие навыков звукового анализа и контроля своего произношения, тренировку произвольного внимания и памяти.
Этап формирования начальных навыков правильного произношения
Этот этап включает в себя постановку правильных звуков, их автоматизацию, т. е. закрепление правильного произношения в слогах, словах, предложениях, дифференциацию сходных по звучанию звуков, т. е. умение различать похожие звуки, отбирать их во время произнесения и не смешивать.
Постановка отдельного звука осуществляется с помощью необходимых способов и приемов. После того, как ребенок научиться произносить этот звук, можно переходить к процессу автоматизации, который заключается в том, что ребенок произносит доступный ему звук в специально подобранных слогах, словах, предложениях.
Необходимо помнить и о том, что автоматизация уже поставленных звуков должна проводиться при соблюдении определенных правил.
В том случае, если ребенок уже умеет произносить отдельный звук, но не употребляет его в своей речи, коррекционную работу можно начинать, минуя этап постановки, т. е. переХодить к этапу автоматизации и дифференциации.
Правила автоматизации звуков
1.Последовательность автоматизации звуков должна определяться особенностями развития ребенка и темпами усвоения нового материала. Логопеды советуют автоматизировать поставленные звуки в обратных слогах, так как ребенку довольно легко в медленном темпе поставить свои органы речи в нужное для произнесения согласного звука положение или же быстро изменить их положение для произнесения последующего гласного.
2. Начинать постановку звуков лучше всего со свистящих: [с-сь], [з-зь], [ц], при этом можно также вести работу и над заднеязычными [к-г-х] и сонорными [л-ль], [р-рь].
Следует помнить о том, что нельзя одновременно вести работу по постановке свистящих и шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], так как многие дети с нарушениями звукопроизношения смешивают эти звуки между собой или взаимозаменяют.
-
Нужный звук произносится длительно, причем в обратных слогах нужно протянуть и предшествующую ему гласную. -
При автоматизации поставленного звука в словах и предложениях не следует обращать пристального внимания на неправильное произношение других звуков. Например, произнося слово ШАР для закрепления звука [ш], нельзя попутно поправлять звук [р]. Если то же слово встречается при закреплении звука [р], не поправляется произношение звука [ш]. Ведь на начальном этапе обучения ребенку очень трудно следить за правильным произношением нескольких звуков одновременно. -
В том случае, если автоматизируемый звук находится в середине слова, то слоги, стоящие перед ним следует произносить отдельно. Такое произношение помогает ребенку сосредоточить свое внимание на автоматизируемом звуке. -
При автоматизации парных звонких согласных звуков не следует использовать слова, в которых они оглушаются, например, низкий [ниский], ложка [лошка], гладкий [глаткий], глаз [глас] и т. д. -
При автоматизации парных глухих согласных звуков исключаются слова, в которых они озвончаются, т. е. превращаются в парный звонкий согласный. Например, просьба [прозьба], сделать [зделать], вокзал [вагзал]. -
Для того, чтобы не было различий между произнесением слов с автоматизируемым звуком и разговорной речью, безударная гласная [о] произносится в словах, как [а]. Например, корова [карова], очки [ачки], лето [лета].
Этап формирования коммуникативных навыков
Этот этап необходим для того, чтобы у ребенка выработался навык выбора и употребления поставленного звука в различных ситуациях. На этом этапе можно использовать различные тексты, стихотворения, диалоги, упражнения и речевые игры.
Умственное и речевое развитие ребенка
Нарушения развития речи
На умственное и речевое развитие ребенка влияют самые разнообразные факторы, которые зависят от экономических условий, культуры, традиций того или иного общества, уровня медицинского обслуживания.
Однако главным все же является то, что в основе большинства нарушений лежит неправильное развитие нервной системы или ее отдельных анализаторов. Все факторы, влияющие на развитие ребенка, можно условно разделить на внешние и внутренние. Внутренние причины — это, прежде всего, врожденные нарушения, которые обусловлены различными хромосомными и генетическими аномалиями.
Хромосомные аномалии
Подобные аномалии связаны с изменением числа хромосом или их структуры. В результате таких нарушений могут развиться как различные психические заболевания или синдромы, так и аномалии в виде микроцефалии, нарушения слуха, зрения, интеллекта, деформации конечностей, строения черепа.
Генетические аномалии
Этот вид аномалий связан с тем, что в организме ребенка наХодятся так называемые «опасные» гены, которые вызывают нарушения интеллекта, слуха, болезни нервной системы и т.д.
Однако, кроме того, гены передают по наследству и особые интеллектуальные способности (музыкальные, математические, художественные, литературные).
Внешние факторы, как правило, связаны с неблагоприятным влиянием окружающей среды. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными. Так, к врожденным факторам можно отнести физические (радиация, излучение, зашумленность, вибрация), механические (травмы, сдавливания, температурные перепады), химические (принятие лекарств, курение, алкоголизм, наркомания, длительное контактирование с химическими веществами), биологические (болезни матери, вирусные и паразитарные инфекции, резус-несовместимость матери и плода, многочисленные аборты, недостаточное возрастное развитие и неполноценное питание матери).
Приобретенные нарушения в свою очередь можно разделить на родовые, т. е. появившиеся во время родов (механическая травма или асфиксия), и послеродовые, а именно: травмы, инфекционные заболевания, отравления и интоксикации.