Файл: Эссе Владимир (Святой) креститель земли русской. Выполнил студент Агафонов А. А., группа зП15С04, форма обучения очнозаочная Вступление.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эссе: Владимир (Святой) – креститель земли русской.
Выполнил студент: Агафонов А.А., группа з-П15/С-04, форма обучения очно-заочная
Вступление:
Князь Владимир I Святославович (Святой), в былинах отождествляющийся с Владимиром Красное Солнышко, прославлен в лике святых как равноапостальный. Период княжения с 969 по 1015 гг. Период правления Владимира Святославовича является важным для истории Древнерусского государства, так как содержит значимые внутренние и внешние политические события, а именно «языческая реформа» 980 г. и «Крещение Руси» 988 г. Для того, чтобы понять цели и последствия языческой реформы, а также причины Крещения Руси и выбора православного христианства, необходимо рассмотреть данные события более детально.
Языческая реформа
Одним из важных событий правления князя Владимира Святославовича стала «языческая реформа», которую он предпринял около 980 г. сразу же после захвата Киевского престола. Первая попытка государственной власти вмешаться в мировоззрение и духовный мир общества. Целью данной реформы: во-первых, являлась необходимость подчеркнуть суверенность и независимость Руси от христианской Византии, во-вторых, укрепление положения великого князя, как главного военачальника державы, в-третьих, необходимость упорядочения мифологического хаоса, царившего в сознании восточнославянских племен. Так же Владимир, относившийся строго к наемникам, отодвигал на задний план наемных дружинников-варягов (часть из которых была христианами), а после наступления мира, выгнал их из Руси, за множественные бесчинства.
Пантеон богов Владимира
Богам Владимира, идолы которых были установлены на капище в Киеве около 980 г., посвящено огромное количество противоречивой литературы. Так, исходя из Повести временных лет, пантеон состоял из шести богов. Во главе находился Перун (бог войны, грома и молнии, так же являлся покровителем княжеской власти), Хорс (бог солнца, небесный Конь), Дажьбог (один из самых почитаемых восточно-славянских богов, бог плодородия и солнечного света), Стрибог (бог ветра и воздушных стихий), Семарьгл (бог – сеятель семян, хранитель посевов и сельского хозяйства), и единственная богиня в пантеоне Макошь (богиня
плодородия и плодовитости, мать судьбы (пряха) и урожая, покровительница домашнего очага). Данные боги были популярны среди населения южной части Руси, а князь был заинтересован в поддержке Киева, поэтому выбор был сделан именно на них. Стоит обратить внимание на то, что идолы были установлены рядом с княжеским дворцовым комплексом, в самом центре киевской крепости, это позволяло расширить круг, участвовавших в жертвоприношениях, так как горожане могли приводить всю свою семью, члены которой так же принимали участие в жертвоприношениях и пирах. Судя по договорам с греками, на Руси существовало два культа: культ Перуна и Культ Волоса (Велеса). Волос был почитаем практически всеми восточными славянами, однако после проведения реформы, Перун возглавил пантеон из шести богов, а Волос в него не попал. Связано это с внутриполитическими задачами Владимира, а именно с желанием отдалить и уменьшить влияние волхвов на общественные настроения на Руси, которые мешали князю при построении централизованного государства.
Последствия языческой реформы
Основной сутью языческой реформы являлось предание иерархической структуры религиозным верованиям восточных славян. Так как необходимое Владимиру народное единство не могло быть построено на полнейшем хаосе в вопросе вероисповедания.
Пантеон Владимира не получил всенародной поддержки и восьмилетнее поклонение Перуну, закончилось тем, что разочаровавшийся в язычестве Владимир, приказал выкинуть весь пантеон в Днепр.
Однако несмотря на то, что языческая реформа не удалась, она привела к резкому сокращению языческих богов и изменению мировоззрения, которое не менялось веками, и подготовило Русь к следующему шагу – принятию христианства.
Крещение Руси
Крещение Руси в 988 г. стало важнейшим событием для становления и развития государства, так как благодаря этому Древнерусское государство выходило на новый уровень развития и встало в один ряд с европейскими государствами.
Крещение Руси было обусловлено комплексом факторов и причин, а именно: 1) необходимостью объединить и покорить восточнославянские племена (которые, несмотря на проведенную в 980 г. языческую реформу, продолжали поклоняться разным богам) на основе общей монотеистической религии; 2) необходимостью усиления княжеской власти, убеждение в ее божественное происхождение; 3) стремлением сблизить Русь с Западной Европой, а так же приобщению к общеевропейским политическим реалиям, культурным и духовным ценностям; 4) необходимостью оправдания социального неравенства.
Стоит отметить, что Владимир не сразу решился на принятие христианства, он уделил много времени изучению мировых религий (католичество, православие, иудаизм, мусульманство). Согласно Повести Временных Лет, к князю прибыло посольство с миссионерами из разных конфессий, но по разным причинам они были отосланы, только проповедь представителя православной византийской церкви была благоприятно воспринята. Так же существуют записи о том, что Владимир отправил своих послов в разные страны, которые вернувшись, в один голос заявили князю что не видели ничего более впечатляющего чем Византийское православие. Именно так летопись передает их мнение: «В храме Греков мы не знали, стояли ли мы на земле или на небе. Истинно там с человеками Бог. И как всякий человек, вкусив сладкого, не захочет горького, так и мы, узнав веру Греков, не желаем больше служить богам своим». Согласно летописи, именно после этого Русь выбирает православие, в 988 г. по приказу Владимира жители Киева были крещены в Днепре.
Почему же в действительности выбор Владимира был сделан именно в пользу православия? Скорее всего выбор имел геополитические причины, так как крупнейший и сильнейший сосед Руси, Византийская Империя, была центром православной ветки христианства и преемницей Римской Империи. Так же стоит выделить тот факт, что православная церковь подчиняется светской власти, где князь является главой религиозного культа. Сам Владимир, согласно Повести Временных Лет, вместе со своей дружиной прошел обряд крещения в 988 г., после чего женился на Анне, сестре византийских императоров Василия II и Константина VIII.
Заключение:
И языческая реформа и последующее Крещение Руси, было направлено на объединение Руси и защиты ее границ, имело огромное историческое, культурное и духовное значение. Так Русь получила весомый толчок в развитии грамотности и культуры, взятой у Византии за образец (принята новая система летоисчисления, появился римский счет, 2 славянские азбуки – кириллица и глаголица Кирилла и Мефодия, послужившие развитию русской письменности). Принятие христианства привело к налаживанию отношений с различными цивилизованными государствами, налаживанию торговых отношений с европейскими странами, что сделало Киевскую Русь значимым игроком на мировой арене, а князь вошел в историю как «Владимир Креститель».
Список используемой литературы:
1. Кузнецов, И.Н. История : учебник для бакалавров / И.Н. Кузнецов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - С.38-67.
2. История: для бакалавров: учебник / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. - 3-е изд, перераб. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2014.- С.119-143;543-567
3. Рыбаков, С.В. История России с древнейших времен до конца XVII века : курс лекций / С.В. Рыбаков. - 4-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2017. – С. 38-67.
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Владимир_Святославич
Задание к семинару №1
Найти и записать определения понятий:
Поляне - название восточнославянского племенного объединения, в эпоху расселения восточных славян поселившегося по среднему течению Днепра, на его правом берегу. На земле полян появился Киев — столица Киевской Руси (с 882 года) и, возможно, предшествовавшего ей княжества. Поляне, территория которых стала ядром Киевской Руси, перестали упоминаться летописью по племенному имени (в 944 году).
Древляне - восточнославянское племя, обитавшее в Полесье на границе современных Украины и Белоруссии (главным образом в Житомирской и на западе Киевской нынешних областей). Предполагают, что с востока их земли ограничивал Днепр, а с севера река Припять, за которой жили дреговичи. И. П. Русанова предполагала, что древлянам принадлежал правый берег Припяти, за которым начинались исконные земли летописных дреговичей.
Словене (ильменские словене) - восточнославянское племя, проживавшее во второй половине 1-го тысячелетия н. э. в бассейне озера Ильмень и в верхнем течении реки Молога.
Голядь - балтоязычное племя, обитавшее, согласно древнерусским письменным источникам XI-XII веков, в верховьях реки Протвы (на территории современных Московской, Смоленской и Калужской областей), между землями вятичей и кривичей. Археологически соотносятся мощинской культуре. Название племени (этноним) идентично галиндам.
Племя - может обозначать форму как этнической, так и политической организации. Племя не обязательно обладает территорией проживания и его претензии на какую-либо территорию не обязательно признаны другими группами. Племя можно считать группой. Так же, как и у понятия народ, существуют два основных определения, что такое племя. По одному из них племя определяется общими чертами, свойственными всем членам племени и объективно отличаемыми: язык, религия, происхождение, обычаи и традиции.
Племенной союз - это слияние двух или более племен, которое имело стратегический и политический характер. Объединение людей в племенные союзы ознаменовало одну из стадий разложения первобытного общества и становления государственности. Восточнославянские племена. Как известно, расселение восточнославянских племен на обширной территории от озёра Ильмень до степей Причерноморья в середине первого тысячелетия до нашей эры.
Протогосударство («вождество») – это обычно группа общинных поселений, административно подчиненных центральному поселку городского типа, где находится резиденция вождя и его окружения. Военная функция вождя выходит на первый план. С момента возникновения первичных протогосударств, которые возникали одновременно в наиболее благоприятных для жизнедеятельности общества регионах, появляется ожесточенное соперничество между ними. В этих условиях войны оказываются главным средством решения споров и реализации преимущества, т.к. образование военно-организационных структур способствует ускоренному формированию протогосударств. Власть в протогосударстве, как и в общине, была выборной, т.к. иных форм ее замещения общество еще не знало. Но достигший власти вождь не спешил с ней расстаться, стараясь ее укрепить, добиться ее легитимизации, в чем заинтересован и коллектив, объединенный в рамках протогосударства. Оформление пожизненной, а затем и наследственной власти вождя происходило с помощью института сакрализации. Сакрализация вождя была важнейшим условием институционализации его власти, легитимизации его Божественного права на власть. Постепенно власть становилась пожизненным правом, а выборы лидера – редким явлением. Наследственный характер власти в семье вождя (выбор мог идти разве что между различными ее представителями) сыграла громадную роль в стабилизации гос. структуры. На этом заканчивается формирование протогосударственных обществ со всеми созданными институтами с функциями. При этом, формирование протогосударств происходило в период, когда общество не знало классового деления.
Вече - народное собрание в древней и средневековой Руси - и во всех народах славянского происхождения, до образования государственной власти раннефеодального общества - для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни