Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Бирский медико-фармацевтический колледж
Реферат
На тему:
«Деревянное и каменное зодчество»
Выполнила: Мигранова Лилия Илдусовна
Группа 109мс Б
Проверил: Позолотин Игорь Владимирович
Г.Бирск
2022г.
Содержание:
Введение……………………………………………………………..……3-5
Заключение……………………………………….……………..…….…6
Список литературы……………………………………………………7
Введение
Древнерусское зодчество развивалось на протяжении X - начала XIII вв. В этот период можно проследить эволюцию стилей и признаков, он замечателен развитием параллельных форм архитектуры: деревянной и каменной, причем преобладало деревянное строительство.
Архитектура была связана с жизнью государства, и важнейшие этапы её развития в основном совпадают с периодизацией отечественной истории.
Исторически обусловленный рост городов Киевской Руси предопределил в X-XI вв. быстрое развитие зодчества, в первую очередь деревянного. Огромную роль в этот период играло оборонительное строительство, так как защита от внешних врагов и княжеские междоусобицы требовали создания защитных сооружений.
В области жилищного строительства на Руси издавна сложились два типа построек. Русские жилища северного типа были наземные, с деревянным полом, срубленными стенами, двускатной кровлей и большой печью, сложенной из камней. Южный тип жилища условно называют полуземлянкой. Пол таких домов несколько углублен по отношению к поверхности земли, стены - деревянные, часто присыпанные снаружи землей, печи - каменные или чаще глиняные.
В руках мастеров плотничьего искусства сосредотачивалось все строительство - военное, гражданское и культовое, что способствовало общности технических и художественных приемов, пониманию тесной связи зодчества с ландшафтом и важнейших законов архитектурного ансамбля.
Русское каменное зодчество было заимствовано нашими предками из Византии. Оттуда пришла и символика храма - звездного неба. Основой плана является крест - символ христианства, символ спасения. Здание храма строго ориентировано с запада на восток. Именно к востоку обращено главное святилище - алтарь.
Своды храма и его глава находятся на четырех столпах, символизирующие четыре Евангелия. Столпы членят внутреннее убранство на три нефа. Храм обычно имел три входа: западный, северный и южный.
Русские зодчие по-своему переосмысляли византийскую архитектурную систему крестово-купольного храма и создавали новые архитектурные формы шатрового, столпообразного храма.
Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан со строительством Ярослава Мудрого в стольном граде Киеве. В конце 30-х - начале 50-х гг. XI столетия по указанию великого князя киевского был возведен самый величественный и знаменитый из всех русских храмов - собор Святой Софии (что значит Премудрости Божьей). Впрочем, это и самый грандиозный из всех известных в наше время соборов византийской художественной традиции. Ярослав, посвящая храм Софии, как бы подчеркивал свое равенство с византийскими императорами.
Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм, окруженный с юга, запада и севера обходами - галереями.
Сочетание светского и духовного начал нашло отражение в художественных особенностях здания: бытовые сцены развлечений, изображенные на фресках башни, как бы противопоставлялись идеям смирения и отреченности от жизненных благ, групповые портреты княжеского семейства включались в церковные росписи; замкнутость церковного здания нарушалось открытыми арками галерей, вносившими в облик храма черты общедоступности.
Для архитектуры собора Святой Софии в Киеве характерны триумфальность и праздничность, связанные с утверждением авторитета князя и могущества молодого государства.
Начало строительства в 1045 году собора Софии в Новгороде, втором по значению городе Древнерусского государства, следует рассматривать как продолжение политики укрепления государственности и упрочения авторитета великого князя. Собор во многом подобен киевскому, однако он несколько проще и скромнее. Во внутреннем убранстве мозаика уступает место фреске, отсутствуют мрамор и шифер.
Византийская архитектурная традиция, воспринятая русскими мастерами, с наибольшей полнотой отразилась в киевском соборе Святой Софии. Однако чем дальше от Южной Руси - Киева, Чернигова, Переславля - строился храм, тем больше в нем черт оригинального русского зодчества, тем больше собственных находок привносили в строительную практику местные мастера. «Младшие сестры» Софии Киевской - София Новгородская и София Полоцкая - возводились по образцу «старшей сестры», но северные зодчие творчески преобразили его до неузнаваемости.
При всей своей индивидуальности Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке в то же время были родственными по композиции, строительной технике, деталям и архитектурному образцу. В этом выражается стилистическое единство зодчества Киевской Руси X - первой половины XI вв. Высокое художественное совершенство и своеобразие этих памятников ставят их в первом ряду шедевров мировой архитектуры.
Заключение
Таким образом, используя традиции византийской архитектуры, каменное русское зодчество в эпоху своего становления имело своеобразный характер и уже во второй половине XI века вырабатывало собственные традиции. Именно на них ориентировались ваятели следующих поколений.
Список литературы
1. «Жизнь Мухаммеда» /Под ред. Панова В.Ф. – М.: Просвещение, 1990
2. История государства и права зарубежных стран. /Под ред..Жидкова О.П. – М.: Норма, 1996
3.Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. Под ред. Г.Ф. Ким. Москва. Наука, 1985. – 113с.
4.Тайна беззакония. А. Мацейка. 1990. – 78с.
5.К.Маркс и Ф.Энгельс. О религии. 1955. – 236с.
6.Голубая бездна ан медной ладони. М.Родионов. 1988. – 118с.
7.Юридическая энциклопедия под ред. М.Ю.Тихомирова. М. 1997