Файл: Деревянное и каменное зодчество.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бирский медико-фармацевтический колледж

Реферат

На тему:

«Деревянное и каменное зодчество»

Выполнила: Мигранова Лилия Илдусовна

Группа 109мс Б

Проверил: Позолотин Игорь Владимирович

Г.Бирск

2022г.

Содержание:

Введение……………………………………………………………..……3-5

Заключение……………………………………….……………..…….…6

Список литературы……………………………………………………7

Введение

Древнерусское зодчество развивалось на протяжении X - начала XIII вв. В этот период можно проследить эволюцию стилей и признаков, он замечателен развитием параллельных форм архитектуры: деревянной и каменной, причем преобладало деревянное строительство.

Архитектура была связана с жизнью государства, и важнейшие этапы её развития в основном совпадают с периодизацией отечественной истории.

Исторически обусловленный рост городов Киевской Руси предопределил в X-XI вв. быстрое развитие зодчества, в первую очередь деревянного. Огромную роль в этот период играло оборонительное строительство, так как защита от внешних врагов и княжеские междоусобицы требовали создания защитных сооружений.

В области жилищного строительства на Руси издавна сложились два типа построек. Русские жилища северного типа были наземные, с деревянным полом, срубленными стенами, двускатной кровлей и большой печью, сложенной из камней. Южный тип жилища условно называют полуземлянкой. Пол таких домов несколько углублен по отношению к поверхности земли, стены - деревянные, часто присыпанные снаружи землей, печи - каменные или чаще глиняные.

В руках мастеров плотничьего искусства сосредотачивалось все строительство - военное, гражданское и культовое, что способствовало общности технических и художественных приемов, пониманию тесной связи зодчества с ландшафтом и важнейших законов архитектурного ансамбля.

Русское каменное зодчество было заимствовано нашими предками из Византии. Оттуда пришла и символика храма - звездного неба. Основой плана является крест - символ христианства, символ спасения. Здание храма строго ориентировано с запада на восток. Именно к востоку обращено главное святилище - алтарь.

Своды храма и его глава находятся на четырех столпах, символизирующие четыре Евангелия. Столпы членят внутреннее убранство на три нефа. Храм обычно имел три входа: западный, северный и южный.


Русские зодчие по-своему переосмысляли византийскую архитектурную систему крестово-купольного храма и создавали новые архитектурные формы шатрового, столпообразного храма.

Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан со строительством Ярослава Мудрого в стольном граде Киеве. В конце 30-х - начале 50-х гг. XI столетия по указанию великого князя киевского был возведен самый величественный и знаменитый из всех русских храмов - собор Святой Софии (что значит Премудрости Божьей). Впрочем, это и самый грандиозный из всех известных в наше время соборов византийской художественной традиции. Ярослав, посвящая храм Софии, как бы подчеркивал свое равенство с византийскими императорами.

Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм, окруженный с юга, запада и севера обходами - галереями.

Сочетание светского и духовного начал нашло отражение в художественных особенностях здания: бытовые сцены развлечений, изображенные на фресках башни, как бы противопоставлялись идеям смирения и отреченности от жизненных благ, групповые портреты княжеского семейства включались в церковные росписи; замкнутость церковного здания нарушалось открытыми арками галерей, вносившими в облик храма черты общедоступности.

Для архитектуры собора Святой Софии в Киеве характерны триумфальность и праздничность, связанные с утверждением авторитета князя и могущества молодого государства.

Начало строительства в 1045 году собора Софии в Новгороде, втором по значению городе Древнерусского государства, следует рассматривать как продолжение политики укрепления государственности и упрочения авторитета великого князя. Собор во многом подобен киевскому, однако он несколько проще и скромнее. Во внутреннем убранстве мозаика уступает место фреске, отсутствуют мрамор и шифер.

Византийская архитектурная традиция, воспринятая русскими мастерами, с наибольшей полнотой отразилась в киевском соборе Святой Софии. Однако чем дальше от Южной Руси - Киева, Чернигова, Переславля - строился храм, тем больше в нем черт оригинального русского зодчества, тем больше собственных находок привносили в строительную практику местные мастера. «Младшие сестры» Софии Киевской - София Новгородская и София Полоцкая - возводились по образцу «старшей сестры», но северные зодчие творчески преобразили его до неузнаваемости.



При всей своей индивидуальности Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке в то же время были родственными по композиции, строительной технике, деталям и архитектурному образцу. В этом выражается стилистическое единство зодчества Киевской Руси X - первой половины XI вв. Высокое художественное совершенство и своеобразие этих памятников ставят их в первом ряду шедевров мировой архитектуры.

Заключение

Таким образом, используя традиции византийской архитектуры, каменное русское зодчество в эпоху своего становления имело своеобразный характер и уже во второй половине XI века вырабатывало собственные традиции. Именно на них ориентировались ваятели следующих поколений.

Список литературы

1. «Жизнь Мухаммеда» /Под ред. Панова В.Ф. – М.: Просвещение, 1990

2. История государства и права зарубежных стран. /Под ред..Жидкова О.П. – М.: Норма, 1996

3.Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. Под ред. Г.Ф. Ким. Москва. Наука, 1985. – 113с.

4.Тайна беззакония. А. Мацейка. 1990. – 78с.

5.К.Маркс и Ф.Энгельс. О религии. 1955. – 236с.

6.Голубая бездна ан медной ладони. М.Родионов. 1988. – 118с.

7.Юридическая энциклопедия под ред. М.Ю.Тихомирова. М. 1997