Файл: IИнтернетзависимость и ее влияние на детей школьного возраста 1 Понятие интернетзависимости. 4.docx
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 «Зависимость от социальных сетей».
1.3 «Влияние зависимости от интернета на развитие школьников».
ГЛАВА II: «Изучение использования сети интернет детьми школьного возраста»
2.1. Интернет зависимость учащихся МБОУ СОШ №1 им.И.Ф. Вараввы
2.2. Рекомендации по профилактике интернет зависимости у школьников для родителей.
Содержание
Введение 2
ГЛАВА I:«Интернет-зависимость и ее влияние на детей школьного возраста» 1.1 «Понятие интернет-зависимости». 4
1.2 «Зависимость от социальных сетей». 5
1.3 «Влияние зависимости от интернета на развитие школьников». 7
ГЛАВА II: «Изучение использования сети интернет детьми школьного возраста» 8
2.1. Интернет зависимость учащихся МБОУ СОШ №1 им.И.Ф. Вараввы 8
2.2. Рекомендации по профилактике интернет зависимости у школьников для родителей. 9
Заключение 11
Список используемой литературы 13
Приложение 14
Введение
Интернет - это телекоммуникационная сеть, которая стала глобальной и является основой для Всемирной паутины, а в 2008 году пользователей Интернета было более 1,4 млрд. человек, то есть примерно четверть населения Земли. Интернет не бесплатен, но его неограниченная возможность обмена информацией привлекает всех, потому многие платят деньги за доступ в Интернет, через посредников: провайдеров. Интернет не имеет собственника и его вообще нельзя выключить, так как нет единого центра управления, потому это теперь относительно свободная сеть, в которой у многих есть свои интересы, но все они, в любом случае, основаны на обмене разного рода потоками информации в виде текста, аудио, видеоматериалов и т. д.
Больше не нужно ходить в кинотеатр, на концерт любимой группы, засиживаться в библиотеке, утруждать себя походами по магазинам, всю необходимую Вам информацию Вы можете получить, не отходя от экрана Вашего монитора.
В данной работе изучается проблема интернет-зависимости у школьников.
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений:
во-первых, по статистике: в мире интернет-зависимых в четыре раза больше, чем наркозависимых. В Европе, вслед за Азией и Америкой уже начали открывать соответствующие клиники. В России таких учреждений нет, да и пристрастие к Всемирной паутине зачастую не воспринимают как серьезную проблему;
во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику;
в-третьих, отсутствием глубоких исследований в этой области в силу относительной новизны феномена Интернет зависимости, который до настоящего времени в русскоязычной литературе практически не рассматривался.
Цель исследования: исследование проблемы интернет-зависимости, степени распространенности и особенностей этого явления.
В связи с этим можно поставить следующие задачи:
1. Изучить литературу и следования по вопросу интернет-зависимости у школьников;
2. Определить наиболее часто используемые интернет–ресурсы.
3. Выяснить наличие и степень распространения зависимости от Интернета учащихся школы.
4. Рассмотреть влияние Интернет-зависимости на личность подростка.
5. Разработать рекомендации для родителей по профилактике интернет-зависимости среди детей.
Методы исследования:
1. Изучение литературы по теме исследования.
2. Теоретический анализ психологических исследований, проведенных по данной проблеме.
Эмпирическая база: исследование проводилось на базе муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 станицы Староминской. В исследовании приняли участие 30 подростков, возраст 15-16 лет.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования, выводы и рекомендации могут быть использованы педагогическими работниками, оказывающими психолого-педагогическую помощь обучающимся зависимым от сети Интернет.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА I:«Интернет-зависимость и ее влияние на детей школьного возраста» 1.1 «Понятие интернет-зависимости».
Интернет - всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть.
Интернет зависимость — навязчивое желание подключиться к интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Интернет-зависимость является широко обсуждаемым вопросом, но не психическим расстройством по медицинским критериям.
Зависимость (наркотическая) в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в использовании привычного вещества, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. Рост толерантности означает привыкание ко всё большим и большим дозам.
Также зависимость (аддикция) в психологии определяется как навязчивая потребность, ощущаемая человеком, подвигающая к определённой деятельности. Этот термин употребляется не только для определения наркомании, но и применяется к другим областям, типа проблемы азартных игр, обжорства или гиперрелигиозности. Очевидно, его можно употреблять и при рассмотрении интернет-зависимости. Здесь характер зависимости иной, чем при
употреблении наркотиков или алкоголя, то есть физиологический компонент полностью отсутствует. А вот психологический проявляется очень ярко. Таким образом, можно определить интернет-зависимость как нехимическую зависимость — навязчивую потребность в использовании Интернета, сопровождающуюся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами.
Обратимся к истории. В 1957 году, после запуска Советским Союзом первого искусственного спутника Земли, Министерство обороны США посчитало, что на случай войны Америки нужна надёжная система передачи информации. Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США предложило разработать для этого компьютерную сеть. Разработка такое сети была поручена Калифорнийскому университету, Стэнфордскому исследовательскому центру, Университету Юты и Университету штата Калифорния. Все работы финансировались Министерством обороны США. Затем сеть ARPANET начала активно расти и развиваться, её начали использовать учёные из разных областей науки. Интернет состоит из многих тысяч корпоративных, научных, правительственных и домашних компьютерных сетей. Современный Интернет имеет много социальных и культурных граней. Он является универсальной глобальной информационной средой.[3]
С возрастанием популярности Интернета проявились и негативные аспекты его применения. В частности, некоторые люди настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день.
Основные типы интернет-зависимости таковы:
-
Навязчивый веб-серфинг (Информационная перегрузка) — бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации. -
Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети. -
Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети. -
Навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах. -
Пристрастие к просмотру фильмов через Интернет.
1.2 «Зависимость от социальных сетей».
Развивается данная зависимость не сразу. Это наркотики попробовал раз, два, три — и все, вещество стало незаменимым для обмена веществ. Зависимость от социальных сетей может формироваться месяцами, а иногда и годами. Вначале человек заходит раз в день в свой аккаунт, через неделю — несколько раз в день, глядишь, и через несколько месяцев он обновляет свою страничку по несколько раз в час в ущерб основной работе. И даже если сейчас время, затрачиваемое на активность вконтакте или одноклассниках незначительно, не факт, что в ближайшем будущем человек не станет зависимым.
Многие люди, чья работа непосредственно связана с компьютером, даже и не выходят на рабочем месте из своих профилей в соцсети (конечно, если руководство это допускает).
Только нужно ли нам просматривать 100 фотографий из жизни знакомого, которого уже лет 5 не видели и, имея его номер телефона, не созванивались? Может лучше это время посвятить изучению иностранного языка, общению с родителями, любимым человеком или детьми? Или банально выспаться (мы ведь так часто себе в этом отказываем, отдавая время социальным сетям). Социальные сети пожирают невероятно много времени, которое можно было бы направить в совершенно другое, полезно русло.
Даже есть шутка такая: «Жил себе спокойно, все успевал. Нет, ну надо же было в ВКонтакте зарегистрироваться»!
Как определить есть ли у тебя зависимость от социальных сетей? Ответ на этот вопрос будет положительным, если у тебя имеется как минимум половина из перечисленных признаков. Если несколько — тоже необходимо задуматься, стоит ли столько времени уделять соцсетям.
Признаки зависимости от социальных сетей:
-
навязчивое непреодолимое желание зайти на свою страничку в соцсети, просмотреть последние новости, полистать фотографии, проявить какую-то активность; -
жалобы членов семьи, сожителей, сотрудников на то, что человек слишком много времени проводит в социальных сетях;
значительные финансовые траты, ненужные покупки «через интернет»; -
невозможность заранее сказать, сколько времени данный человек уделит социальной сети, утрата временного контроля во время компьютерного сеанса; -
чувство раздражения, если в данный момент нет возможности зайти в свой профиль (отсутствует вай-фай в данной зоне, необходимо срочно выполнить какое-то задание); -
по мере прогрессирования зависимости могут возникать проблемы с учебой, в семье, на работе, когда зависимый человек перестает уделять им должное внимание, а все больше времени проводит онлайн; -
он может кушать перед монитором компьютера, уделять меньше времени сну, только бы не пропустить ничего нового.
Зависимость молодежи и подростков от социальных сетей выражена в большей степени, чем среди лиц среднего и пожилого возраста.
Во-первых, это связано с тем, что у большинства подростков еще нет такого груза ответственности, жизненного опыта, как у лиц более старшего возраста, им не нужно посвящать много времени семье, приготовлению пищи, финансовому обеспечению.
Во-вторых, социальные сети — популярное веяние, а потому многие юноши и девушки, чтобы не отстать от моды, быть в курсе всех новостей стараются проводить много времени в социальных сетях, которые, в свою очередь, их затягивают. Не зря же их называют «сетями».
Подростки и молодые люди, еще не сформировавшие свою индивидуальность, чрезмерно зависимы от мнения других людей. Они выкладывают свои фотографии, чтобы привлечь внимание, вызвать одобрение. Они привыкают жить «напоказ», а хорошего в этом не так уж и много.
Просто и безболезненно избавиться от данного пагубного пристрастия удается лишь немногим. Только тем, кто может похвастаться силой духа, тем, кто осознал, сколько своего бесценного времени он тратит впустую вместо того, чтобы посвятить это время близким людям, достижению своей мечты, самообразованию.
Но если вы твердо решили изменить свою жизнь, старайтесь заранее регламентировать время пребывания в социальной сети, не заходите на свою страничку «просто так». Напишите список дел, которые вы обязательно должны сделать. И только после того, как вы все сделаете в качестве «бонуса» можете зайти в любимую соцсеть.
Еще один действенный метод — общение с друзьями в реальном мире, а не виртуальном. Договоритесь о какой-то совместной экскурсии, вылазке на природу или просто посиделках в кафе (только таком, где нет бесплатной вай-фай сети). И постарайтесь это время посвятить именно отдыху, общению с друзьями, а в телефон ни одним глазком!
1.3 «Влияние зависимости от интернета на развитие школьников».
Психологи бьют тревогу и сравнивают феномен интернет-зависимости не иначе как с пристрастием к алкоголю и наркотикам. Поводы для беспокойства действительно имеются. Проводимые исследования на тему интернет-зависимости показывают, что при длительном и неконтролируемом нахождении в сети происходят изменения в состоянии сознания и в функционировании головного мозга. Постепенно это приводит к потере способности обучаться и глубоко мыслить.
Николас Карр, известный американский ученый-публицист, эксперт в области процессов управления и передачи информации, совместно с созданной им группой исследователей-психологов пришел к неутешительным выводам — быстрое и регулярное просматривание сайтов ведет к тому, что мозг человека утрачивает способность к углубленному аналитическому мышлению, превращая постоянных пользователей сети в импульсивных и не способных к интеллектуальной работе людей[].