Файл: IИнтернетзависимость и ее влияние на детей школьного возраста 1 Понятие интернетзависимости. 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Говоря об интернет-зависимости нельзя не учесть то, что во времяпробывания в Сети человек находится за столом у компьютера, и поэтому напомним несколько фактов о влиянии компьютера на здоровье человека.

Влияние компьютера на здоровье человека характеризуется:

  • постоянным сидячим положением,

  • большим зрительным напряжением,

  • однообразными повторяющимися нагрузками на руки,

  • нервно-эмоциональным напряжением, связанным с влиянием компьютера на психику человека.

Опасность компьютера для здоровья проявляется в том, что воздействие перечисленных проблем на здоровье человека проявляется далеко не сразу, а лишь спустя какое-то время

Основные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека при работе за компьютером:

  • мерцание монитора (влияет на глаза),

  • электромагнитное излучение,

  • шум (раздражает),

  • воздействие на психику,

  • стесненная поза (действует на позвоночник),

  • микроклимат помещения (влажность, пыльность),

  • режим работы

Что касается продолжительности работы за компьютером, то время более 7-8 часов в день негативно сказывается на здоровье человека. Надо помнить, что проявляется это далеко не сразу. Есть специальные программы, регулирующие время пользователя, проведенное за компьютером и, соответственно, уменьшающие негативное влияние компьютера на здоровье человека.[8]

ГЛАВА II: «Изучение использования сети интернет детьми школьного возраста»

2.1. Интернет зависимость учащихся МБОУ СОШ №1 им.И.Ф. Вараввы


Вопрос интернет зависимости очень актуален на сегодняшний день. Нас заинтересовала проблема интернет зависимости учащихся МБОУ СОШ №1. Для ее диагностики мы использовали такой метод, как анкетирование. Материалы для анкетирования нами были подобраны при помощи интернета [ 1]. Все материалы отражены в приложении к работе (см. приложение 1 рис.1).

Исследование проводилось на базе 9 «а» класса. В нем приняли участие 30 человек. Всего 19 мальчиков и 11 девочек.

Часто пользуются сетью интернет 24 человека, редко 5, совсем не пользуется 1 (приложение 2). Социальные сети предпочитают другим ресурсам 10 подростков. На развлекательные и игровые сайты чаще других заходят 14 опрошенных обучающихся. 6 учеников посещают чаще других поисковые сайты
(приложение 3).

Таким образом можно сделать выводы, что больше половины обучающихся 9 «а» класса являются частыми пользователями сети интернет. 64 % опрошенных предпочитают посещение социальных сетей другим интернет ресурсам.

Вторая часть исследования была направлена на выявление признаков интернет зависимости. Опрос анкеты был построен на даче положительных либо отрицательных ответов на ситуации, связанные с пользованием интернетом. Ученики которые набрали менее 5 баллов не относятся к группе зависимых. Ученики, набравшие 5-7 баллов имеют средний уровень зависимости. И обучающиеся, которые набрали 8-10 баллов имеют высокую степень зависимости от интернета. Результаты исследования показаны на приложение 4).

Делая выводы по второй части исследования, можно подчеркнуть, сто большая часть опрошенных не имеют зависимости от интернета. Все же 24 % (5 человек) в подростковом возрасте уже имеют такую серьезную проблему, как интернет зависимость.

Этим обучающимся срочно необходима помощь по избавлению от зависимости от сети интернет. Так же необходима профилактическая работа и с группой учеников у которых выявлена средняя степень зависимости от интернета.[1]

2.2. Рекомендации по профилактике интернет зависимости у школьников для родителей.


Ребенок больше всего времени с гаджетом или у экрана компьютера проводит дома. Повлиять на использование интернета подростка могут больше всего его родители. Именно поэтому нами были разработаны рекомендации по профилактике интернет зависимости у детей для родителей (приложение 2).

Родителю, который заботится о будущем своего ребенка, в вопросе профилактики интернет зависимости от компьютерных игр поможет:

 Личный пример родителей, если вы разрешаете играть ребенку некоторое

время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше

времени.

 Список совместных дел, игр, развивающих уличных состязаний.

 Все должно быть спланировано, чтобы не оставалось свободной минуты.

 Использовать компьютер как награду, для эффективного воспитания, в

качестве поощрения.

 Важно четко контролировать те игры, в которые играет ребенок.

 Вы должны знать, что это за игра и отслеживать любые отклонения в

поведении ребенка после того, как он поиграл в игру. Могут наблюдаться

раздражительность, возбужденность, бессонница. Все это указывает на то,


что либо было превышено время игры, либо игра не подходит ребенку.

Отдавать предпочтение развивающим играм и сайтам.

Обсуждать с ребенком те игры, в которые ему было бы, по вашему мнению,

полезнее играть.

Лечение "красотой" реальности: познать мир, музеи,

театры, парки, путешествия, общение с интересными собеседниками.

Установка специальных сетевых фильтров и специализированного ПО,

позволяющего контролировать и лимитировать общение ребенка с

компьютером. [2]

Важно знать!!!

Резко отнимать или запрещать компьютерные игры ребенку, который уже втянулся - нельзя. Делать это стоит последовательно. Можно пройти различные тесты в интернете, чтобы оценить компьютерную зависимость вашего ребенка и вас самих. Психологи склонны утверждать, что любая компьютерная зависимость носит временный характер. Но стоит ли ждать этого "насыщения", особенно когда речь идет о детях. Не все игры плохо влияют на психику, некоторые способствуют развитию познавательных и моральных качеств. Тут решающее значение приобретает то, какие игры выбираются.[4]

Важное влияние на личность ребенка оказывает стиль воспитания, который преобладает в семье. В настоящее время ученые выделяют четыре типа семей, провоцирующих развитие зависимости у подростков:травмирующая семья, в которой ребенок отождествляется либо с агрессором, либо является жертвой, что сопровождается чувствами стыда и беспомощности, от которых он впоследствии избавляется с помощь какого-либо объекта зависимости, будь то алкоголь, наркотики или компьютер;

  • навязчивая семья, возлагающая собственные грандиозные ожидания на ребенка и, таким образом, формируя у него сильное эмоциональное напряжение, связанное со страхом не оправдать родительские ожидания;

  • лживая семья, в которой ребенок утрачивает чувство реальности и собственной личности, испытывает стыд, отчуждение и деперсонализацию;

  • непоследовательная семья, когда родительские правила различаются и меняются на ходу, создавая у ребенка сильный эмоциональный дискомфорт.

Исследования психологов показали, что в семьях подростков, страдающих компьютерной зависимостью, чаще используются негармоничные стили воспитания. В этих семьях преобладает хаотический уровень адаптации. Это означает, что члены семьи в проблемных или конфликтных ситуациях не способны конструктивно решать возникающие проблемы. Все члены семьи дистанцированы друг от друга. Так, например, у каждого из них свои интересы, которые не согласуются с интересами других членов семьи, поэтому им трудно принимать совместные решения. Кроме того, для них характерна не эффективная коммуникация, которая может проявляться в неадекватном взаимном восприятии членами семьи друг друга и собственной семьи в целом, в наличии множества "закрытых" для обсуждения тем и т.д.


Все это приводит к формированию коммуникативных и личностных проблем у ребенка, иллюзорное решение которых становится возможным, в частности, в условиях виртуальной реальности, т.е. повышает риск развития компьютерной зависимости.

Подводя итог, хочется рекомендовать родителям больше времени проводить рядом со своими детьми, чаше общаться, делится своими чувствами и эмоциями.[7]

Заключение


Несмотря на то, что интернет зависимость, как расстройство не включено в официальную классификацию заболеваний DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders – Справочник по диагностике и статистике психических расстройств), Всемирная организация здравоохранения причислила интернет-зависимость к категории патологических пристрастий. По мнению многих специалистов, «интернетомания» приводит почти к разрушению личности, и особенно это касается наших детей.

Признаки и симптомы психологической зависимости уже известны сегодня. Специалистам образовательной среды, а так же родителям необходимо вовремя их рассмотреть у подростков, тем самым попытаться предупредить развитие психологической зависимости и предложить способы по ее устранению. Существует множество тестов и опросников, с помощью которых можно диагностировать интернет-зависимость. Можно использовать диагностические материалы, приведенные в данной исследовательской работе.[6]

Но наибольшая ответственность в вопросе обеспечения безопасности детей в Интернете лежит на их родителях. Они должны быть информированы о том, какие опасности ожидают их детей в сети. Мы предложили практические рекомендации для родителей, которые помогут предупредить угрозы и сделать работу детей в Интернете полезной.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод, что средний пользователь в киберпространстве становится моложе с каждым годом. Растет число подростков, практически живущих второй жизнью в киберпространстве. Давно известно, что некоторые сетевые игры делают подростков более агрессивными, становятся причиной того, что тинейджеры все больше отрываются от реальной жизни и смотрят на мир все более пессимистично. Если пользование компьютером в школе и вне ее не будет организовано с учетом культуры и традиций общества, то среди молодежи начнут распространяться дурные привычки и поведенческие расстройства. Современная жизнь тяжела, и родители должны быть проинформированы о «заднем плане» многих сетевых операций, кажущихся безвредными на первый взгляд.


Можно сделать следующие выводы:

1. С помощью Интернета подростки удовлетворяют свои базовые потребности, а именно социальные потребности (общения, любви, признания) и потребности, связанные с развитием личности (познания, понимания, самореализации). Несмотря на все разнообразие активности пользователей Интернета, можно выделить три основных вида, осуществляемой ими деятельности: познавательную, игровую и коммуникативную.

2. Очевидно, что основной группой риска для развития рассматриваемой патологии в России являются подростки. Это связано со спецификой данного возраста. Психологически этот возраст чрезвычайно сложен и противоречив. Эпоха подростничества – возрастной этап, связанный с наиболее глубокими изменениями в мотивационно-потребностной сфере личности, когда особенно остро раскрывается стремление ребенка к оценке своих растущих возможностей, самооценке себя в обществе.

3. Такие особенности личности интернет-зависимых подростков как проблемы с общением, ощущение одиночества, низкая самооценка, склонность к избеганию проблем и ответственности, уход от себя настоящего в виртуальный мир, по всей видимости, способствуют как вовлечению в интернет-аддикцию, так и одновременно являются факторами риска социальной дезадаптации. Не маловажную роль в этом играет и внутрисемейный стиль воспитания. Следует не забывать, что за проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются другие аддикции, либо психические отклонения.[5]

4. Многими специалистами понимается вся проблема данного вопроса. Изучения ведутся, и уже разработаны профилактические программы.

Список используемой литературы


  1. Егорова Елена «Здоровая жизнь».- СПб.: Питер, 2007.-160с.

  2. Калягин В.А. Энциклопедия методов психолого- педагогической диагностики лиц с зависимостью: Пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов.- СПб КАРО 2004 г.

  3. Статьи газеты комсомольская правда «Мы за ЗОЖ».- М., 2008

  4. Миронова Л.Н. Исследование курения. Минск: "Высшая школа", 1999, 286 с.

  5. Шевченко М. Я рисую успех и здоровье. Арт-терапия для всех.- СПб.: Питер, 2007.-96 с.

  6. «Интернет зависимости в подростковом возрасте» Светлана Карпенко, 2015г.

  7. Александр Колбак «Что такое интернет зависимость у детей и подростков, как с ней бороться» 2017г.

  8. Аникеева В.А «ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА», 2011г.

  9. https://psyholic.ru/fobii-manii/zavisimost-ot-sotsialnyh-setej.html «Затянуло во всемирную паутину: как бороться с зависимостью от социальных сетей?» Тришкина Светлана Николаевна, 2015г.