Файл: В. В. Новикова если во взаимоотношениях личности объекта и субъекта социализации последним выступает конкретный человек, речь должна идти о воспитании, если же социальный институт, то о социализации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Центральное понятие педагогической науки «воспитание» имеет целый веер терминов, обозначающих явления, лежащие рядом или тесно связанные с воспитанием. Среди таких понятий можно выделить понятия социализации, развития и формирования. Соотношение этих понятий – вопрос принципиальный, поскольку различные отрасли человекознания включают в них собственный смысл, часто упрощая понимание явления.

Воспитание и социализация личности. Р.М. Шамионов, разработавший модель институциональной детерминации социализации, определяет ее следующим образом: «Социализация личности – сложный многоуровневый и многофункциональный процесс и результат вхождения человека в социальную среду, усвоения, использования и последующей трансляции социальной информации в виде установок, ценностей, социальных ролей, свойств личности, моделей поведения, реализующийся на основе смены детерминант и их отношений».

Далее автор отмечает, что «в дефинициях социализация – воспитание возможно как тождество, так и различие. С одной стороны, воспитание может определяться с точки зрения разных смыслов (например, «в широком и узком»), и с этих позиций переменной выступает воспитание; с другой стороны, имеется попытка фиксирования понятия «воспитания», в этом случае иногда воспитание выступает как часть социализации».

В психологическом словаре воспитание (в широком смысле) определяется как «процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов».

То есть, в этом случае происходит слияние анализируемых понятий (понятие «воспитание» трактуется через понятие «социализация»).

Существует и другие точки зрения. Так, по мнению В.В. Новикова «если во взаимоотношениях личности – объекта и субъекта социализации последним выступает конкретный человек, – речь должна идти о воспитании, если же социальный институт, – то о социализации».


Особого внимания для понимания соотношения данных понятий в педагогической науке заслуживает позиция А.В. Мудрика, который отмечает, что «воспитание как относительно социально контролируемая социализация отличается от стихийной и относительно направляемой социализации тем, что в его основе лежит социальное действие». Иначе говоря, социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов общественного бытия (по сути, весьма противоречивых), так и под влиянием социально контролируемых в процессе воспитания условий. То есть, воспитание, является частью социализации личности и осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности воспитуемых. Кроме того, А.В. Мудрик отмечает, что «социализация в целом – процесс непрерывный, так как человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание – процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, т. е. ограничено местом и временем».

Воспитание и развитие личности. Свою позицию относительно соотношения воспитания и развития предлагает В.Д. Щадриков. «Развитие и воспитание воздействуют на один и тот же предмет (индивида) с одной и той же целью – полной реализации себя в обществе, однако развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание – к тому, чего у него нет, но что дано в общественной морали, в нравственных нормах и нравственных качествах людей. Образно говоря, воспитание должно привести к тому, что сильный не будет обижать слабого, а умный не будет использовать свой ум во вред другим. Воспитание как бы обрамляет развитие, придает качествам индивида нравственный вектор. Одинаково опасно как отождествлять развитие и воспитание, так и противопоставлять их. Онтологию развития должна разрабатывать психология, онтологию воспитания – этика, а способы реализации – педагогика, опирающаяся на сущностную картину качеств индивида и нравственные нормы, формируемые психологией и философией. В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность онтогенеза личности (развитие индивида и индивидуальности в единстве развития природных качеств и присвоения качеств общественной морали)».