Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 182
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Во-первых, в обычной жизненной ситуации стимул» как правило» воздействует на субъекта на фоне других, актуально присутствующих стимулов и событий. И именно этот контекст, как было проиллюстрировано на примере экспериментов Дж.Брунера определяет опознание, например, опознание знака 13 как букву В или цифру 13.
Во-вторых, в реальной обстановке запечатление актуального воздействия предваряется предвосхищением, опирающимся на те или иные уровни организации Образа мира, Это предвосхищение может строиться, как было показано в третьей главе, с опорой на вероятностную структуру прошлого опыта. Оно также может осуществляться, исходя из семантической категоризации предшествующих событий. Подчеркнем, что прогнозирование с опорой на семантическую категоризацию событий, особенно когда эти события приобретают личностный смысл, занимает в структуре Образа мира более высокий иерархический уровень, чем прогнозирование с опорой на физические параметры стимуляции, В этих случаях, как бы парадоксально это ни выглядело, процесс познания как
288_________Раздел IV. Деятельность. Познание. Личность
бы начинается с оценки общего смысла ситуации, которая предваряет переработку отдельных чувственных впечатлений, отражающих физические «объектные» характеристики ситуации. Так, например, рассказывают об одном гроссмейстере по шахматам, который, оказавшись в типичной ситуации эксперимента по изучению кратковременной памяти в ответ на вопросы о том, сколько фигур стояло на шахматной доске и как они стояли, с раздражением воскликнул: «Да не помню я как стояли фигуры и сколько их было. Но одно знаю точно, Белые начинают и дают мат б два хода». Знание, дающее возможность строить прогнозы даже в неопределенных ситуациях и относить эти ситуации к той или иной категории, предшествует актуальному воздействию, представляет собой один из глубинных уровней организации Образа мира, уровень «значений»- Но откуда возникают в Образе мира «значе-I ния*>> в контексте которых происходит преобразование чувственных впечатлений? Для вырванного из контекста деятельности человечества представления о процессе познания ответ на вопрос о природе значения — тайна за семью печатями. Сущность же возникновения значения следует искать в том, что в начале было дело. «г„. Природа значений не только не в теле знака, но и не в формальных знаковых операциях <„.>. Она — во всей совокупности человеческой практики которая в своих идеализированных формах входит в картину мира^ (Леонтьев А.Н^ 1983, с.261).
Значение — важная, но не единственная единица, характеризующая глубинные структуры Образа мира. Дело заключается в том, что если на относительно ранних этапах жизненного пути личности операциональные характеристики деятельности, связанные со значениями, определяют построение Образа мира, в частности — мотивы и цели конкретной деятельности определяют, HIG будет запомнено, то впоследствии взаимоотношения между личностью и деятельностью меняются; сама личность, ее мотивационно-смысловые ориентации на будущее становятся основой выбора мотивов и целей конкретной деятельности, в которой идет дальнейшей строительство
Образ мира и психология памяти 289
Образа мира. Применительно к памяти преобразование взаимоотношений между личностью и деятельностью проявляются в том, что не мотивы и цели непосредственно определяют функционирование памяти, а такие глубинные ядерные структуры личности, как смысловые образования {Асмолов, 1984) начинают руководить процессом запоминания через выбор мотивов и целей, превращаются в системообразующий фактор человеческой памяти. «.,. Мнемическая функция "одних и тех же" целей проявляется существенно по-разному в зависимости от того, в какие смысловые контексты эти цели включены. При этом влияние данных контекстов <„*> состоит не в том, что они дополняют или усиливают мнемический эффект, а в том, что они его изначально определяют. Сама цель обусловливает запоминание, поскольку в ней представлено поле мотивов и смыслов. Именно мотивационно-смысловая ориентация на будущее образует человеческую память, "обязывая" ее удерживать то, что было» для того, что будет [выделено мною. — АА,]» (Середа, 1984, сЛ39).
Перспективность понимания мотивацыонно-смысловых ориентации личности на будущее как ядерных структур Образа мира в целом и системообразующем факторе человеческой памяти в частности, состоит в том, что это направление разработки представлений об Образе мира позволяет наметить пути преодоления существующего в психологической науке разрыва между психологией познания и психологией личности.
Таким образом уже сегодня появляются основания на™ деяться* что постановка в центр психологии познания проблемы построения Образа мира дает возможность еще больше приблизиться к пониманию многомерных целостных проявлений психической реальности, раскрыть такие детерминанты человеческой памяти, как изменения мира в физическом, биологическом и социальном времени у и наконец, создать не разорванный на отдельные психические функции и процессы единый курс преподавания психологии.
10 А. А смолов
290 Раздел IK Деятельность. Познание. Личность
Литература
Адам В. Восприятие, сознание, память: Размышления биолога. М, 1983,
Асмолое AJ* Личность как предмет психологического исследования, М., 1984*
Асмолое АХ, Михалсвская М.Б. От психофизики «чистых» ощущений к психофизике «сенсорных задач* // Проблемы и методы психофизики / Под ред. АХАсмолова, М,Б.Михалеве-кой. М, 1974.
Берпштейн &А. О построении движений. М., 1947,
Величковский БМ* Образ мира как гетерархия систем отсчета //А.Н.Леонтьев и современная психология / Под ред. В.П.Зин-ченко, О.В.Овчинниковой, О.K/Гихомирова. М., 1983.
Годоваха ЕЖ, КроникАЛ Психологическое время личности. Киев, 1984.
Леонтьев АЖ Образ мира // Леонтьев А,Н.Избранные психологические произведения: В 2 т, М.? 1983* Т. 2.
Петухов В.В* Образ мира и исследования психологии мышления // Вестник Моек, ун-та. Сер, 14, Психология, 1984. № 4.
Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М,, 1973,
Середа LK. О значении научного вклада П.И.Зинченко в развитие психологии памяти // Вопросы психологии* 1984, № 6,
Смирнов СД Мир образов и образ мира // Вестник моек, унта. Сер, 14, Психология. 198L № 2.
Перспективы исследования смысловых образований личности*
Проблема личности по своей практической и теоретической значимости относится к одной из фундаментальных проблем в современной психологии*
В качестве отправной точки и базы для исследования природы личности нами приняты методологические принципы анализа личности, сформулированные в русле общепсихологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев). В одной из своих последних неопубликованных работ А,Н.Леонтьев дает следующую характеристику предмета психологии личности: «Личность ^ индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе , в которые индивид вовлекается, сущность личности в ^эфире" (Маркс) этих отношений <...>,
Иначе говоря: личность есть системное и поэтому "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирождеиными и приобретенными свойствами.
Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности — как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида.
С этой точки зрения проблема личности образует новое психологическое измерение;
* Написана в соавторстве с Б.С.Братусем, Б.В.Зейгарник, В.А.Петровским, Е.В.Субботским, А.У.Харашем, Л.С.Цветковой. Впервые опубликована в журнале «Вопросы психологии». 1979* № 4«
292 Разщел /К Деятельность* Познание. Личность
иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных свойств и состояний человека;
это исследование его места, позиции в системе, которая есть система общественных связей, общений (Verkehr), которые открываются ему;
это исследование того, что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретенное им: даже черты его темперамента — и уж, конечно, приобретенные знания, умения, навыки, мышление» {Леонтьев АЖ> рукопись).
Далее, двигаясь в своем анализе личности как особого «сверхчувственного^ качества, А.НЛеонтьев конкретизирует понимание этого качества в понятии личностного смысла, в представлении о развитии личности как становлении «связной системы личностных смыслов». Для обозначения специфической базовой единицы личности, «ядра» личности нами и вводится термин «смысловое образование* , центром которого является связная система личностных смыслов.
Чтобы объемнее представить характеристики смысловых образований, укажем вначале некоторые исторические истоки возникновения представлений об этой реальности^ приведем один из феноменов, иллюстрирующий проявления смысловых образований, а затем выделим некоторые их свойства и объективно фиксируемые показатели.
Впервые представление о той особой психической реальности, которая обозначается нами термином «смысловые образования», появляется в работах основоположников марксизма. Как известно, в работах К.Маркса развито представление о сознании как неоднородной реальности, включающей по крайней мере два уровня: уровень рационального, рефлексивного сознания и уровень практического, «дорефлексивного» сознания, которое непосредственно порождается потребностями субъекта, его материальным, и социальным бытием (см, Мамардашвили, 1968), Практическое сознание, в свою очередь, определяет рациональное сознание субъекта, «рационализируется^; так, буржуазный идеолог, который на уровне рациональ-
Перспективы исследования смысловых образований^ 293
ного сознания осознает мотивы своего поведения как стремление к познанию истины, на уровне «дорефлек-сивного» сознания классово обусловлен, зависим от своего социального положения.
Именно к этому последнему, дорефлексивному уровню и относит К,Маркс такие образования, как «объективные мыслительные формы» (например, веру в существование стоимости и цены труда, религиозные верования и т.п.), существование которых порождено объективным социальным бытием и не зависит от степени их рационального объяснения, В работах К, Маркса отчетливо проступают такие свойства подобных образований, как сверхчувственность, бытийная обусловленность, способность к «рационализации» и другие {Маркс, Энгельс\ т. 3, 23).