Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 199
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В дальнейшей разработке проблемы личности под интерсубъектным углом зрения мы исходим из противопоставления закрыто-монологической и открыто-диалогической форм общения. Первая из них характеризуется применением ситуативно сообразных конвенциально-роле-вых «масок», тогда как для второй типична открытая фр-
Перспективы исследования смысловых образований. .. 307
кусировка партнеров, пересечение их деятельностей (Хараш, 1977 а, б) на личностно-осмысленном общем предмете, производственной задаче, социальной норме или ценности' личной проблеме. Предполагается, что открыто-диалогаческое .общение как раз и является одним из стимуляторов созревания смысловых образований и роста личности (Хараш, 1978), Эту гипотезу мы предполагаем проверять и конкретизировать, изучая функции открыто-диалогического общения в воспитательном процессе, а также смысловую структуру диалогического сообщения в связи с уровнем его воздейственности, взаимодействие коммуникатора и реципиента в процессе публичного выступления и тд. Особая роль отводится в нашем исследовании анализу процессов, протекающих в специально организованных группах открытого общения, воспроизводящих в своей структуре многообразную совокупность типичных межличностных взаимодействий-
Проверка принципов изучения личности, описанных в этой работе, ведется сейчас в целом ряде теоретических и экспериментальных исследований, которые должны в перспективе привести к созданию системы приемов воспитания и коррекции, построенной на принципе деятель-ностного опосредования. Такая система приемов могла бы быть названа смыслотехникой.
В заключение хочется отметить, что в этой статье лишь поставлены некоторые проблемы и выделены принципы, которые легли в основу программы, созданной группой по исследованию личности на факультете психологии МГУ, Мы надеемся, что кратко очерченные нами проблемы «большой» и «малош> динамики смысловых образований личности и методы, построенные по принципу деятельностного опосредования, выступят в роли ориентиров для будущих конкретных исследований по психологии личности.
-
Литература
■
Анциферова Л,И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности // Вопросы психологии. 1978, № L
Асмолов А Г. Деятельность и уровни установок // Вестник Моск.ун-та. Сер, 14, Психология. 1977, № 1.
308 Раздел IV. Деятельность* Познание. Личность
Асмолов А.Г Деятельность и установка, М,3 1979.
Асмолое AS., Петровский В А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности // Вопросы психологии. 1978. № 1.
Васина Е.3,г Насиновская КЕ. Роль идентификации в формировании альтруистических установок личности // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1977. № 4.
Бассин Ф/В. У пределов распознанного: к проблеме предре-чевой формы мышления // Бессознательное: природа, функции , методы исследования. Тбилиси, 1978. Т. 3,
Бернштейн НА, О построении движений, М, 1947*
Братусъ Б. С Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. М,, 1974.
Братусъ Б. С, Об одном механизме целеполагания // Вопросы психологии-1977 а, № 2.
Братусъ Б, С Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 1977 5.
Выготский Л. С. Избранные психологические произведения, М„ 1956.
Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности* NL, 1971-
Зейгарник БЖ Патопсихология, М., 1976,
Зейгарник Б, В, К вопросу о механизмах развития личности // Вестник Моск.ун-та. Сер. 14, Психология. 1979* № К
Зейгарник Б.В., Николаева В,В, Психологические проблемы в медицине//ВестникМосюун-та, Сер. 14, Психология, 1977. № 3.
Коченов ММ., Николаева В, В. Мотивация при шизофрении. М., 1978.
Леонтьев А А, Смысл как психологическое понятие // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком, М«, 1969,
Леонтьев АА, Психологический подход к анализу искусства // Эмоциональное воздействие массовой коммуникации: педагогические проблемы, М., 1978.
Леонтьев А.Н Деятельность. Сознание. Личность. М, 1975.
Леонтьев AM О личности. Из архива МП.Леонтьевой. (Рукопись).
Леонтьев АН, Запорожец А.В. Восстановление движений. М.* 1945.
ЛурияА.Р. Высшие корковые функции человека. М, 1969.
Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса // Вопросы философии. 1968, № 6.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, 630 с.
Маркс К., Энгельс Ф, Соч., т. 23, 908 с.
Моргун В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения // Вопросы психологии. 1976, № 6,
Перспективы исследования смысловых образованш .. 309
Петровский В, А, К психологии активности личности // Вопросы психологии. 1975. № 3,
Петровский В А. Активность субъекта в условиях риска: Ав-тореф. дис.... канд. психол, наук, М, 1977,
Ренъге В*Э. Влияние социального окружения при некоторых изменениях трудовой деятельности. Вестник Моск.ун-та. Сер. 14, Психология, 1978 а. № 1.
Ренъге В.Э. Тематический апперцептивный тест. Практикум для студентов факультета психологии. (Рукопись), 1978 &
Реньге A3, Роль личностного фактора в восстановлении трудовой деятельности больных шизофренией: Автореф. дис,... канд. психол, наук* М,? 1978 .
Соколова Е. Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии, Мм 1976.
Субботский Е.В> Психология отношений партнерства у дошкольников. М., 1976,
Субботский Е.В. Изучение у ребенка смысловых образований // Вестник Моск.ун-та. Сер, 14, Психология, 1977. № 1.
Субботский Е. В. О пристрастности «детского» суждения // Вопросы психологии. 1978. № 2,
Хараш АУ, К определению задач и методов социальной психологии в свете принципов деятельности // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии, М, 1977 а.
Хараш А>Х Межличностный контакт как исходное порштис устной пропаганды // Вопросы психологии, 1977 6. № 4,
Хараш АУ. Смысловая структура публичного выступления // Вопросы психологии, 1978. № 4.
Цееткова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М, 1972.
Цееткова Л. С (Ред.) Проблемы афазии и восстановительного обучения, М., 1975.
Цееткова Л. С, Глозман ЖЖ, Калита H.L, Цыганок АЛ. Социально-психологический аспект реабилитации больных с афазией // Проблемы изменения и восстановления психической деятельности. Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов, М, 1977.
Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1974. № 4.
Личность: психологическая стратегия
ВОСПИТАНИЯ*
Перестройка взломала лед молчания вокруг многих острейших проблем школы, положила начало важным переменам в области образования и воспитания, в сфере формирования личности- Вечные вопросы «что есть человек», «как рождается личность», «чему учить и для чего учить» перестают восприниматься как узкоспециальные, затрагивающие лишь философов и психологов- Они находятся в фокусе общественного внимания. Именно в ходе перестройки начал оформляться подлинный социальный заказ на исследование закономерностей психологии и социологии развития человека, на разработку психологической стратегии воспитания личности*
Этот трудный молодой возраст
При обсуждении проблемы, что же за молодежь нынче пошла, встает немало неясных вопросов. Один из них — установление возрастных границ молодежи* Человека какого возраста можно назвать молодым? Обычно приходится встречаться с самым пестрым набором мнений по этому поводу. Одни называют возраст 18 лет, другие тридцать три года, третьи доводят возрастную границу до 40—45 лет или же отвечают: человек молод до тех пор, пока душа молодая, А можно ли вообще установить возраст молодежи как некоторую раз и навсегда данную величину? Думается, что нет* Психологические исследования показали, что возраст «молодых» зависит от возраста тех людей, которые дают оценку. Так, десятилетних, двадцатилетних и семидесятилетних просили назвать своего рода «золотую середину», т.е. возраст человека, который еще не стар, но уже и не молод. Десяти-
* Впервые опубликована в сборнике «Новое педагогическое мышление», М,, 1988.
Личность: психологическая стра тегяя воспитания 311
летние сочли ни старым, ни молодым возраст 36; для двадцатилетних нейтральной точкой оказался возраст 42 года, а для семидесятилетних — 52 года.
В психологии наряду с календарным или паспортным возрастом различают социологический возраст личности. Он зависит от социально-исторического образа жизни, который присущ человеку. Для того, чтобы рельефнее выступила неразрывная связь социологического возраста со временем, назовем некоторые знакомые всем имена — Якир, Тухачевский, Уборевич, По календарному сроку они не перешагнули в годы гражданской войны и тридцатилетней черты. Но кто назовет их мальчиками? Они вели за собой в бой тысячи людей, умели самостоятельно принимать решения и несли ответственность как за их судьбы, так и за судьбу революции.
Увы. Иная ситуация, иной социологический возраст — черта молодежи восьмидесятых годов. Разве феномен социального инфантилизма не стал довольно характерной чертой социально-психологического облика подрастающих поколений отличительной особенностью социологического возраста современной молодежи?
В чем суть феномена социального инфантилизма? Его сердцевина — это бегство от выбора и возложение ответственности за принятие решения на плечи другого человека. Социальная роль «вечного ребенка» оберегает личность от ответственности. Об искусстве пользоваться своей социальной ролью «ребенка» уже пятилетними, шестилетними детьми красноречиво свидетельствуют порой их собственные высказывания: «Я же ребенок. Оставь это, пожалуйста, для меня». Так, от пяти до,., тяжело назвать конечную календарную ступень инфантильности, и шествуют по жизненному пути «вечные дети». Во избежание недоразумений следует сразу же заметить: социально инфантильный человек — это вовсе не обязательно человек социально не приспособленный. Советский социолог И.С.Кон справедливо отмечает; «Каждое поколение "стоит на плечах" предыдущего, хотя они не всегда это осознают. То, что кажется старшим юношеской инфантильностью, иногда свидетельствует как раз о высокой социальной
312_________Раздел IV. Деятельность. Познание. Личность
приспособленности. Десятилетия застоя настолько приучили многих представителей старшего поколения к тому, что одно нельзя, другое опасно, а третье вообще невозможно, что мы уже не хотим пробовать, и эту свою апатию передаем детям. Молодежь, формирующаяся сейчас, многие такие запреты игнорирует» (Кон, 1987, с,95™96).
Игнорирование запретов, воинствующий социально-психологический нигилизм — оборотная сторона социального инфантилизма, которая, на наш взгляд, дает о себе знать в росте различных неформальных молодежных объединений. В неформальные объединения школьники преимущественно втягиваются в возрасте 12—14 лет, И не случайно. Психологи называют этот период возрастом «бури и натиска». Здесь не просто красивый образ. В таком возрасте школьник начинает с особым упорством искать путь в жизни, свое «Я», При этом процесс формирования индивидуальности нередко состоит в поиске способов самоутверждения, подчиняющихся немудреному правилу: «Я шокировал всех, значит, я отличен от всех. Я отбросил предлагаемый вами идеал — значит, у меня есть свой». Следовательно, я личность!»
Личность же существует благодаря социальной группе, не в некоем пространстве, В знак протеста против духовных стандартов, против безразличия ближайшего окружения молодежь нередко объединяется в компании, которые обзаводятся своими ритуалами и обрядами, И вновь рассуждения не отличаются сложностью. «Мы против учителя — значит, должны взять то, против него выступает он. Аккуратность в одежде? Вот вам нарочито неопрятные куртки и вызывающие клетчатые брюки! Примерное поведение? Что же, получите публичную драку из-за прически или цвета шарфа». За появлением некоторых неформальных молодежных объединений нередко стоит гротескное восполнение дефицита духовности, например, в обличье такого модного танца, как «брейк».
Что такое «брейю»? По своей психологической сути это символ человека-робота. Против чего является протестом «брейк»? Против того же самого человека-робота, функционера, бюрократа, порой спрятанного под маской доб-
Личность: психологическая стра тегяя воспитания 313
родетели. «Стандарта брейкеров, доросший до жизненной позиции молодого человека, стал более откровенным. Он уже не прячется. Он кричит всем: «Смотритеэ я антистандарт!» — и упивается эйфорией. В шумном карнавале с «брейкерами», поклонниками «тяжелого металла» и грохочущие на мотоциклах по ночным улицам «рокеры», вычурно одетые и остриженные «панки», истово любящие спортивных кумиров «фанаты» и представители других неформальных групп.
Причина возникновения подобных группировок, чаще всего асоциального характера,— в присущей некоторой части молодежи все той же духовной инфантильности, неподготовленности и неумении ориентироваться в жизни, в сфере культуры, музыки, моды, спорта. Молодые люди иногда сами с гордостью величают себя трудными подростками. Встречаясь с ними на улицах или наблюдая за ними в таких фильмах, как «Плюмбум, или Опасная игра», «Легко ли быть молодым?», «Курьер», мы спрашиваем: «Откуда они пришли и куда идут? Кто способствовал их появлению?» Движимое беспокойством, общественное мнение, как правило, обращается прежде всего к школе.