Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 211
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мы участвовали в проигрывании учебного варианты «ТИГРЫ». Участниками игры были студенты 4 курса транспортного факультета Института управления им. С.Орджоникидзе. В каждое проигрывание входили: I) вводная лекция и инструктаж; 2) игра — 1 день; 3) обсуждение результатов игры и занятия по методам планирования и маршрутизации; 4) игра — 2 день; 5) обсуждение результатов игры второго дня; 6) общее обсуждение*
334
Раздел IV. Деятельность. Познание. Личность
--------------телефонные звонки по согласованию маршрутов
_________изменение (или дополнение) клиентами маршрутов водителя
Рисунок 1,
Эксперимент строится следующим образом:
1. До игры проводилось предварительное обследование игроков^ исполняющих роли водителей: с помощью «традиционных» психологических методик (беседы, ТАТ, модифицированный тест Мак-Кленанда). Следует особо отметить, что интерпретация данных, полученных после тестирования, осуществлялась на основе общепсихологической теории деятельности. В результате выделялись некоторые характеристики мотивационно-потребностной сферы испытуемых и общая структура целеобразования, Специальное внимание обращалось на выявление системы установок, которые предопределяют профессиональную деятельность испытуемых. Мы выделили три возможных варианта таких систем: 1) когда трудовая деятельность задает эту систему и сообщает смысл другим деятельнос-тям; 2) когда трудовая деятельность занимает подчиненное положение и служит средством для достижения других мотивов личности; 3) когда трудовая деятельность лежит в стороне от основного мотивационного ядра личности.
2. Во время игры велось наблюдение, материалы которого вместе с конкретными показателями, зафиксированными в игровой документации, позволяли полностью восстановить поведение каждого «водителя».
Динамика установок личности в ситуация деловой игры 335
Программа наблюдения была построена следующим образом. До игры экономист и психолог провели тщательный контент-анализ «ТИГРЫ», Основной целью этого анализа было выделение важнейших этапов деятельности «водителя» в игре, Среди этих этапов — получение водителем путевого листа, прибытие под погрузку или под разгрузку, происшествия в пути, возвращение на автокомбинат. Затем внутри каждого этапа были выделены узловые моменты, в которых могли возникнуть ситуации повышенной неопределенности, требующие принятия решения, выбора из нескольких альтернатив, разрешения конфликта между игроками. На этапе погрузки, например, такими узловыми моментами являются определение времени погрузки
, выбор загружаемого в автомобиль типа мебели, решение об изменении маршрута, выбор клиента и тд. Все узловые моменты с возможными наборами решений были выписаны в специальную таблицу. Пять таблиц такого рода были розданы пяти наблюдателям, ответственным за наблюдение на Есаждом из выделенных этапов. Это было легко сделать» так как каждый из наблюдателей одновременно выполняя функции инструктора при каждой из пяти игровых групп. Таблица, в которой было указано: о) за чем наблюдать; 6) что наблюдать — то есть какие могут возникнуть альтернативы поведения в калодом узловом моменте — стала своеобразной инструкцией для наших наблюдателей. Естественно, игрокам эти таблицы не показывались, а все записи наблюдателями производились по возможности незаметно, в блокноты. Кроме того, мы старались фиксировать не только то, что делали игроки (предметное содержание игры), но и то, как они это делали (стилевые особенности их поведения).
Обработка результатов наблюдения осуществлялась следующим образом. Наборы решений каждого игрока на каждом этапе выстраивались в определенную стратегию, благодаря которой оказалось возможным приписать значение, отражающее установку личности к труду, его профессиональной деятельностью. Учитывались и стилевые особенности его поведения. Все это позволило получить
336 Раздел IK Деятельность. Познание. Личность
типичную дяя каждого игрока структуру деятельности, особенности ее протекания. В результате такой обработки мы смогли сопоставить данные игры и данные тестирования.
После игры во время обсуждения проводилось анкетирование, которое должно было помочь интерпретировать материал, полученный во время наблюдения. Анкета помогала нам выявить: 1) отношение игроков к игре; 2) общественное мнение относительно системы установок, в которую включена профессионально-трудовая деятельность исполняемых «водителей», «диспетчеров* и т,д,; 3) общественное мнение относительно совпадения этих характеристик у «водителей» и исполняющих их студентов.
Следует отметить, что во время инструктирования участникам игры задавалась установка на «исполнение самих себя» в игре. Мы советовали им не выдумывать что-то о исполняемой ими роли, не вспоминать, как себя ведут по их мнению действительные водители, диспетчеры и др., а представить себе, что они попали в предлагаемую нами ситуацию и попробовать в этой ситуации действовать. Во время игры эта установка подкреплялась и со стороны «вводных», «Вводные» представляли собой различные имеющие нерабочий характер задания, которые имел каждый «водитель*> на день. Нами специально подбирались личностно-значимые для данного «водителя» задания, которые имели провоцирующий характер (например, ему предлагалось заехать в определенное время за билетами в его любимый театр, или купить сестре ко дню рождения подарок, или вечером до окончания рабочего дня успеть на тренировку и т.д.)- Место жительства «водителей» отмечалось на игровой карте и соответствовало их реальному месту жительства в Москве.
Произведенное исследование позволило в первом приближении ответить на вопрос о соответствии поведения игрока в игре действительным установкам его личности > а также выявить некоторые причины, обусловливающие возникающее несоответствие.
Мы смогли показать, что поведение игроков в ситуации данной деловой игры, их выборы, общая стратегия поведения отражали действительную направленность их
Динамика установок личности в ситуации деловой игры 337
личности, их отношение к профессиональной деятельности. Удалось показать и соответствие структур целеобразо-вания и особенностей динамики деятельности, как они выявляются в предварительном исследовании pi в игре. В некоторых случаях игра лучше выявила эти структуры, чем психологические тесты.
Обработка результатов позволила выявить и фактор, определяющий, насколько поведение участников деловой игры соответствует действительным установкам личности. Этот фактор — характер доминирующей мотивации в отношении игры. Если она вызывает познавательную установку на анализ деловой игры* то прямое соответствие отсутствует. Данная установка может находить свое выражение, например, в стремлении проверить возможности игры в плане допускаемых ее комбинаций, исследовать саму игру, ставить себя в рискованные ситуации ит,п, В этих случаях поведение оказывается детерминированным собственной игрой, а не присущими данной личности установками к труду. Этот момент необходимо учитывать при интерпретации результатов игры, в частности, при решении вопросов об адекватности данного конкретного поведения действительности.
Проведенный анализ позволяет предположить, что одним из путей исследования смысловых установок личности являются методы, позволяющие осуществить специальную реорганизацию деятельности общения.
Для такой реорганизации прежде всего необходимо создание жизненно важной ситуации, которая могла бы мотивировать субъекта, актуализировать его смысловые установки, В деловой игре — это соответствующие игровые предлагаемые обстоятельства, В ситуации деловой игры реализуется принцип нарушения, сбоя по-старому организованной деятельности. Такими препятствиями для осуществления деятельности являются неопределенность, новизна ситуаций, отсутствие реальных жизненных последствий производимых действий^ неутилитарный характер этих ситуаций, само принятие роли, корректирующие реакции
участников группы на поведение друг друга, обсуждения в ходе игры и после игры и т.д.
338 Раздел Ж Деятельность* Познание. Личность
Все это «затрудняете осуществление деятельности, концентрирует внимание на ее средствах, ведет к их осознанию, что является первой ступенью их изменения. Так ставится «запруда» для организованной по-старому деятельности.
По-новому организованная деятельность формируется в ситуации где минимизирована внешняя детерминация со стороны объективных обстоятельств, где отсутствуют реальные последствия для их участников. Это способствует проявлению смысловых установок личности участников деловой игры. Так* экспериментальное исследование позволило показать, что поведение игроков в ситуации деловой игры, их выборы, общая стратегия поведения отражали смысловые установки их личности, их отношение к профессионально-трудовой деятельности. Также удалось показать соответствие структур целеобразования и особенностей динамики деятельности. Проявление смысловых установок в данных ситуациях общения — необходимое условие изменения их организации и свойств. Но какова направленность происходящего изменения?
Наше знакомство с деловыми играми на практике и по соответствующей литературе позволяет предположить, что деловая игра направлена на формирование социально-ролевого поведения• К сожалению, включение только двух игровых дней в одно проигрывание данной деловой игры не позволяет достаточно обоснованно сделать выводы о характере изменения поведения игроков от первого дня игры к последнему. Социально-ролевое поведение является содержанием целого класса игр, Именно поэтому проблему обучения социально-ролевому поведению необходимо решать в рамках деловых Hip. Деловые игры учат «играть» и в реальной жизни.
Проблема формирования в деловой игре социально-ролевого поведения выступает как перспектива исследования личностного уровня организации деятельности. Овладение социальной ролью в игре обладает большим преимуществом по сравнению с реальной жизнью.
По происхождению, на наш взгляд, можно выделить два типа ролей. А) Роли, возникающие в результате пас-
Динамика установок личности в ситуации деловой игры 339
сивного приспособления к условиям социальной ситуации. Эти роли более зависимы от условий социальной ситуации> обладают большей прочностью и, как правило, неосознаваемы.