Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 185
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Невербальная коммуникация и восстановительное..._______373
Mack, Heilman, 1986), что нарушения речи и нарушения опознания пантомимы представляют собой различные феномены, хотя и могут коррелировать друг с другом.
Не укладывающиеся в представления о речевой природе невербальной коммуникации факты могут быть рассмотрены в контексте деятельности подхода к анализу общения. С позиций этого подхода в принципе не может существовать прямой связи между нарушениями речи и невербального общения, так как с помощью последнего в поведении человека выражаются его смысловые установки: через речь же передаются прежде всего значения (А, Н, Леонтьев, А. В Запорожец). Весьма показателен в этом плане приводимый Т.Шибутани факт, что гораздо легче установить личные взаимоотношения с больными, страдающими афазией, чем с теми, кто страдает болезнью Паркинсона: у последних нарушается именно позно-то-ническая и мимическая невербальная коммуникация, выражающая личностно-смысловые отношения человека и обеспечивающая понимание мотивов и намерений личности; «Одним из симптомов болезни Паркинсона является масковидное лицо, у больных отсутствует способность к голосовым модуляциям во время речи. Поскольку, однако, познавательные процессы не затронуты, больные могут разговаривать и легко вступать в коммуникации. Но госпитальный персонал часто сообщает о чувстве неуверенности: хотя сообщения могут быть понятными, нет способа проверить индивидуальные предпочтения собеседника. Эти больные могут быть противопоставлены тем, кто страдает афазией <„.Х Оказывается, легче установить личные взаимоотношения с теми, для кого символическая коммуникация затруднена или вовсе невозможна, чем с тем, кто страдает болезнью Паркинсона, Важность этих утонченных жестов проявляется также и в том, что люди предпочитают избрать для обсуждения темы, которой они стыдятся, темноту, и не хотят решить важные вопросы при недостаточном освещении» (Шыбутани, 1972, с,138— 139), Этот пример дает возможность предположить, что невербальная коммуникация при дефектах речи в ряде случаев может выполнять компенсаторную функцию и тем
374 Раздел IV. Деятельность. Познание* Личность
самым служить опорой при восстановлении способности к общению. В связи с этим уместно вспомнить мысль А.РЛурия о необходимости разработки приемов овладения подтекстом, который и передает смысл. «„.Анализ способов передачи смысловой организации сообщения значительно больше, чем в лингвистике, разработан в теории художественного действия и особенно — теории режиссуры <_>. Процесс овладения приемами выражения подтекста (или смысла), разработанный <К.С.Станиславским и М.О.Кнебель> и начинающийся с работы на чисто семантическом уровне (вживание в характер действующего лицау в возможные формы eFo действий в конкретных ситуациях) и лишь значительно позже переходящий к речевому тексту (который таким образом обогащается смысловым содержанием), представляет собой важнейший и далеко еще недостаточно осмысленный опыт» (Лу-рия, 1975, С-ЗО),
Задача изучения этого опыта, парадоксальной логаки движения восстановительного воспитания по формуле «от подтекста — к тексту» может быть в значительной степени решена при использовании невербальной коммуникации в процессе восстановления общения. Богатейшая смыслотехникаг накопленная в разных культурах* в частности, техника внеязыковой культуры дзэн, техника умения управлять сознанием без обращения к языковым средствам ждут своего понимания в культурно-историческом контексте разрабатываемой прикладной психологии восстановительного воспитания. Культурно-историческая психология заставляет по иному взглянуть на подобного рода техники, «Мастера, владеющие на основе дзэн искусством фехтования, самозабвенно демонстрируя свое мастерство, не могут объяснить, как они достигают этого совершенства. Однако сама реальность, известные шедев-рыэ созданные мастерами Японии с опорой на идеи дзэн? показали, что главное — в той побудительной силе, которая концентрирует человеческую энергию на каком-то орудии деятельности — клинке, скребке, молотке* кисти Лтд.» {Протыкав, Ладанов, 1983, с, 150). Корни использования смыслотехнических приемов воспитания личное-
Невербальная коммуникация и восстановительное. .«_______375
та, однако, следует искать не столько в мистической побудительной внутренней энергии, сколько в кисти, жесте, позе, мимике, через овладение которыми человек овладевает самим собой. Именно в них как в психологических орудиях и знаках культуры корень формирования высших психических функций и самостроительства личности.
Тщательный анализ в русле культурно-исторической психологии приемов и техник невербальной коммуникации, являющейся зримым языком передачи личностных смыслов, открывает широкие возможности как для понимания мира индивидуальности личности в целом у так и для построения смыслотехники — прикладной психологии восстановительного воспитания личности.
Литература ■ '_ ■
Анциферова ЛИ. Проблема психотонической активности и научное наследие Анри Валлона // Психол. журн. 1981. X 2. № 1.
Асмолов AS. Деятельность и установка, М., 1979.
Асмолов AS. Психология личности, М.т 1990*
Асмолов А.Г., Братусь £,С, Зейгарник Б.В. и др, О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопр. психол. 1979. № 4.
Асмолов AS., Маргшова Т.Ю* Роль смены социальной позиции в перестройке мотивационно-смысловой сферы у онкологических больных, // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова, 1985. Вып. 12.
■
Бонвыллчан Дж., Нельсон К.Э., Чароу ВЛ* Язык и языковые способности у глухих детей и детей с нормальным слухом // Психолингвистика / Под общ. ред. А,МШахнаровича. М, 1984, Болконский С. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста (по Дельсарту). СПб., 1913,
Выготский Л. С Собр. соч.: В б т. Т. 2. М., 1982. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М, I960, Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 2, М., 1986.
Козлов Л,К. Изображение и образ. М., 1980* Лабу некая В, А, Невербальное поведение. Ростов, 1986, Леонтьев АЖ Психологическое исследование движений после ранения руки // Психология. Движение и деятельность: Ученые записки МГУ. Вып. 90. М., 1945, С91—100.
376 Раздел /К Деятельность. Познание. Личность
Леонтьев А.Н., Запорооюец AM. Восстановление движения* М., 1945.
ЛурияА.Р. Основные проблемы нсйролингвистики. М.? 1975.
Пропните В А., Ладанов ИД. Японцы. Этнографические очерки, М., 1983.
Разлогов К.Э. Искусство экрана: проблемы выразительности, Мм 1982,
Селезнева Т.Ф. Киномысль 1920-х годов. Л., 1972,
Цееткова Л.С* Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М,, 1972,
Цееткова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность, М, 1985*
Фейгенберг Е.И., Асмолое AS. Некоторые аспекты исследования невербальной коммуникации; за порогом рациональности // Психол. журн, 1989. N66.
Шибутани Т. Социальная психология. М., 1972.
Roihi LJ.t Mack L.t Heilman K.M. Pantomime agnosia // J. of Neurology, Neurosurgery, and Psychiatry. 1986. Vol. 49.
Varney KR, Pantomime recognition defect in aphasia: Implications for the concept of asymbolia // Brain Language. 1982. VoK 15,
За порогом рацж лингвоцентризм и пар, невербальной к0ммун1
Возрастание интереса представителей самых разных направлений психологии, поведенческих и социальных наук к изучению проблемы коммуникации в целом, невербальной коммуникации в частности обусловлено несколькими причинами. Первая из них состоит в том, что сфера общения занимает все больше места в жизни общества. Эта ситуация и определяет вторую часть — прагматическую причину роста интереса к проблеме коммуникации, приводящую к появлению практических руководств по эффективному использованию знания, навыков и приемов невербального общения в межличностных отношениях. Историческим предшественником появления подобного рода руководств является старое учение о распознавании характера человека по его внешнему облику — физиогномика. Вышедшее в России в 1886 г. сочинение П.Манте-гаццы «Физиономия и выражение чувств» (Мантегацца, 1886) во многом похоже на современные руководства по невербальной коммуникации, если сравнить поставленные задачи. Так, авторы предисловия Н.Грот и Е.Вербицкий пишут: «Оно может быть полезно и назидательно в особенности для педагогов, стремящихся серьезно поставить дело воспитания юношестваэ для живописцев, ваятелей и вообще художников, изучающих и изображающих человеческие типы, и, наконец, для актеров, стремящихся воплотить в живые образцы бессмертные типы драматического искусства» (Мантегацца, 1886, с,XII), Мантегац-ца описывает азбуку мимики, пытается раскрыть зависимость мимики от этнинической принадлежности человека
Написана в соавторстве с Е.И.Фейгенберп Впервые опубликована в «Психологическом журнале». 1989, Т. 10. № 6.
378 Раздел IK Деятельность. Познание, Личность
и его профессии, выделяет антропологические признаки распознаваний кнтеллектуальных и нравственных особенностей личности. Незаслуженно забытым практическим руководством, по своей разработанности вполне способным выдержать конкуренцию с некоторыми пособиями 80-х годов, посвященными языку тела — body language, является сочинение СВолконского «Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста (по Дельсар-ту)» (Болконский^ 1913). Интересны авторские представления о семиотике жестового общения. «Семиотика <«,> имеет своим предметом изучение тех внешних признаков, которыми выражается внутреннее состояние человека <„>. Семиотика говорит нам: такому-то знаку соответствует такая-то страсть (у него брови сдвинуты, значит, он страдает). Эстетика говорит нам: такой-то страсти соответствует такой-то знак (он страдает, значит, надо сдвинуть брови)» (Волконский, 1913, с,68).
Прототипом языка жестового общения, конструируемого Волконским, выступает нотная запись, а не тот юти иной алфавит письменной речи. При анализе подобного рода руководства по невербальной коммуникации не только убеждаешься в справедливости истины, что новое — это хорошо забытое старое, ко и начинаешь проникаться ощущением, что старое порой чем-то богаче и точнее нового. Так, Волконский более осторожно подходил к обсуждению аналогий между алфавитами «языка тела» и «языка речи», чем автор вышедшего в 1987 п практического руководства но невербальной коммуникации «Языка тела» Г.Вейнрайт (Wainwright, 1987), Руководства по невербальной коммуникации, изданные в конце XX в., отличаются от руководств, изданных в конце XIX в., тем, что их адресат существенно расширяется, так как в большинстве профессий успех все больше зависит от степени владения навыками межличностного общения в разных социальных группах*
Следующая причина возрастания интереса к проблемам невербальной коммуникации далеко не всегда осознается, поскольку связана исключительно с невербальными формами общения. Современный человек живет в мире
За порогом рациональности. .. 379
слов, в лингвистическом мире, а древнее высказывание «вначале было слово» во многом определяет логику исследований в поведенческих и социальных науках. Так, в своем исследовании «Роботы, человек и психика: психология в современном мире» Л. фон Берталанфи пишет: «„.Объективный мир <„*> от тривиального окружения до книг, автомобилей, городов и бомб, является не чем иным, как материализацией символической деятельности» (Von Bertalanffy, 1967, с.22).
Положение о языке как основе мира культуры^ о том, что языка без голоса не бывает г формулирует известный лингаягст Э.Бенвенист: «...Способность к символизации у 'человека достигает своего наивысшего выражения в языке, который является символическим по преимуществу; все другие системы коммуникации — графические, жес-товые, визуальные и т,д, производив! от языка и предполагают его существование* (Бенеенист, 1974, с, 80). Подобная позиция может быть охарактеризована как лингвоцентризм — изучение любых видов коммуникации по образу и подобию языка человеческой речи. Такого рода позиция и связанная с ней точка зрения о превращении мира человека в мир лингвистических символов, а самого человека — в «языковую личность» {Караулов, 1987) приводят к появлению и распространению построений, способных разрушить монополию рациональности и лингва-центризма в понимании человеческой природы. В частности, по мнению В,В,Налимова {Налимов, 1979), попытками протеста против чисто логического рационального осмысления мира являются стремление утвердить внеязыковую культуру философии дзэн-буддизма и использование современных технических средств при построении некоторых форм внеязыковой коммуникации, В дзэн-буддизме разработаны разные приемы, с помощью которых удается освободить сознание от «словесно-логических ловушек», помочь пережить внеязыковое восприятие мира. По сути, чем же целям, открывающим новые возможности межличностного общения, служит так называемое синтетическое кино, скорее выражающее мя-ровосприятие, чем объясняющее его средствами языка (см.