Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 262
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По ту сторону сознания. „ 417
олицетворяющий сознание с верхушкой айсберга, в процессе психической регуляции деятельности, — это не только красивая метафора. Он наглядно отражает реальное соотношение осознаваемого и неосознаваемого уровней психики в регуляции деятельности, в жизни человека. Вот поэтому исследования познания, личности, динамики межличностных отношений, оставляющие за бортом неосознаваемый уровень регуляции деятельности, являются по меньшей мере однобокими. :
В свою очередь, только выявив функциональное значение бессознательного и установки в процессе регуляции деятельности, мы сможем глубже проникнуть в природу этих проявлений психической реальности. Именно анализируя бессознательное и его функцию в деятельности человека, мы приходим к позитивной характеристике бессознательного как уровня психического отражения, в кото* ром субъект и мир представлены как одно неразделимое целое. Установка же выступает как форма выражения в деятельности человека того или иного содержания — личностного смысла или значения, которое может быть как осознанным, так и неосознанным. Функция установки в регуляции деятельности — это обеспечение целенаправленного и устойчивого характера протекания деятельности личности.
Анализ бессознательного с позиций теории деятельности позволяет, во-первых, наметить те проблемы и направления, в русле которых изучались явления выделенных нами классов (проблема передачи и усвоения опыта; проблема детерминации деятельности; проблемы произвольной регуляции высших форм поведения и автоматизации различных видов внешней и внутренней деятельности; проблема поиска диапазона чувствительности), во-вторых, вычленить в пестром потоке этих явлений четыре качественно различных класса (надындивидуальные надсознательные явления, неосознаваемые мотивы и смысловые установки личности, неосознаваемые механизмы регуляции способов деятельности, неосознаваемые резервы органов чувств) и обозначить генезис и функцию явлений разных классов в деятельности субъекта. Необходимость содержательной характеристики
14 Ар Ашолов
418 Раздел К Как нерациональным объять рациональное
бессознательного как формы психического отражения, в которой субъект и мир представляют одно неразрывное целое, а также подобной классификации неосознаваемых явлений состоит в том, что нередко встречающееся противопоставление всех трех разнородных явлений уживается с
полной утратой их специфики, что существенно затрудняет продвижение на нелегком пути их изучения. Между тем лишь выявление общих черт и специфики этих «утаенных* планов сознания (Л.С.Выготский) позволит найти адекватные методы их исследования, раскрыть их функцию в регуляции деятельности и тем самым не только дополнить, но и изменить существующую картину представлений о деятельности, сознании и личности в культурно-исторической неклассической психологии.
Литература
Аетономоеа Я. С О некоторых философско-методологических проблемах психологической концепции Жака Лакана // Бессознательное: природа, функции, методы исследования, Т. I, Тбилиси, «Мецниереба*, 1978.
Асмодов А Г. Деятельность и установка, М, 1979,
AcMQAoeAS. Основные принципы психологического анализа и теории деятельности // Вопросы психологии, 1982. № 2,
Асмодов АТ„ О предмете психологии личности // Вопросы психологии. 1983. № 3.
Бассын Ф.В. Проблема «бессознательного», М.> 1968.
Бассин Ф.В. У пределов распознанного: к проблеме предре-чевой формы мышления // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т. Ш, Тбилиси, «Мецниереба», 1978.
Бассин Ф.В. О современном кризисе психоанализа // Шер* ток Л. Непознанное в психике человека, М> 1981
Бассина Е*3Ч Насиноеская Е.Е. Роль идентификации в формировании альтруистических установок личности // Вестник Моек, ун-та. Сер. 14, Психология, 1977, № 4,
Бернштейн НА. Очерки по физиологии движений и физиологии активности, М.3 1966.
Вернадский В.И. Размышления натуралиста, Мм 1977.
Выготский Л С Избранные психологические произведения,
J 1956.
Выготский ДС, Лурия АР. Этюды по истории поведения, M-JL, 1930.
По ту сторону сознания. ,. 419
Гершуни ГЖ О количественном изучении пределов действия неощущаемых звуковых раздражителей, Т. 2. Проблемы физиологической акустики. 1950,
Запорожец ЛЖ Развитие произвольных движений, М., 1960,
Зинченко В. 17. Непроизвольное запоминание, М, 196L
Зынченко В.П„ Деятельность и установка: нужна ли парадигма? // Бессознательное: природа, функции, методы исследования, Т. I. Тбилиси, 1978,
Леви-Брюяъ Л. Первобытное мышление, М, 1930.
Леклер Ж. Бессознательное: иная логика // Бессознательное: природа, функцииs методы исследования. Т, III. Тбилиси, 1978.
Леонтьев АЖ Избранные психологические произволения: в 2-х т. М., 1983,
Леонтьев AM*, Запорожец АЖ Восстановление движений, М., 1945,
Лососий И.О., РадловЭ.Л, (ред.)- Бессознательное. Новые идеи в философии. 1914, № 5.
Маркс K.t Энгельс Ф. Соч., т, 23,
Михалееская М.Б. Экспериментальное исследование эффектов установки в русле теории деятельности // А,Н.Леонтьев и современная психология, М., 1983.
Найссер У. Познание и реальность, М., 1981.
Налимов В.В. Непрерывность против дискретности в языке и мышлении // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т. Ш. Тбилиси, 1978,
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка, М.—Л., 1932.
Рубинштейн С.Л* Принципы и пути развития психологии, М., 1959.
Субботский Е.В+ Изучение у ребенка смысловых образований // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1977. № L
Узнадзе ДМ. Психологические исследования, М, 1966,
Фрейд 3. Я и Оно, М., 1924.
Фрейд 3. О «диком» психоанализе // Фрейд 3. Методика и техника психоанализа. М., 1923.
Шерозия А.Е* Сознание, бессознательное психическое и система фундаментальных отношений личности: предпосылки общей теории // Бессознательное; природа, функции, методы исследования, Т. III. Тбилиси, 1978,
Ярошевский М.Г. Надсознательное в научном творчестве и генезис психоанализа Фрейда // Бессознательное: природа, функции» методы исследования* Т, IIL Тбилиси, 1978,
A Comprehensive Dictionary of Psychological and Psychoanalytical Terms / H.B.English, A.Ch.English (Eds,), Longmann, 1958.
Выготский, Гамлет, Спиноза и
НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ*
I
Сегодня, глядя в зал, я невольно вспоминаю строки Бориса Леонидовича Пастернака:
Гул затих, Я вышел на подмостки, Прислонясь к дверному косяку. Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку.
Это стихотворение называется «Гамлет» Я начал с этого не случайно, так как нахожу, что чрезвычайно важно понять, с кем идентифицируется тот или иной гений, когда идет по своему жизненному пути.
Для Л.С.Выготского в его развитии — можно об этом много спорить и говорить — всегда были две центральные фигуры. Это фигура Гамлета, к которой он в своем творчестве возвращался много раз, и фигура Бенедикта Спинозы, который перевернул мышление, складывавшееся многие столетия. По сути дела, любовь к Гамлету и Спинозе во многом определила сам стиль мышления Л.С.Выготского, в котором не только настоящее, но и будущее психологии. Что же случилось на этом веку?
Если бы мы провели простой эксперимент, спросив во многих школах России, по каким направлениям они развиваются, то услышали бы имена, прежде всего, Л.С, Выготского, Д.Б.Эльконина, В, В Давыдова. А последние десять лет (иногда можно говорить круглыми катего-риями) стали десятилетием либеральной доктрины вариативного образования в школе. Доктрины, которая пол-ностью вырастает из исследований Л. С, Вы готского конца двадцатых годов. Именно культурно-историческая не-
Выступление на Первых чтениях им. Л. С, Вы готе ко го в Российском государственном гуманитарном университете в 2000 г
Выготский, Гамлет, Спиноза и неклассическая психология 421
классическая психология определила логику развития либерального вариативного образования России, Именно культурно-историческая психология произвела, как сейчас предпочитают говорить, серьезнейшую модернизацию в современном мире образования: в России, Голландии, Финляндии, Бразилии, США, Иными словами, произошла смена парадигм в области образования. Почему? Ответ на этот вопрос мы находим в нескольких работах, которые в свое время прошли почти незамеченными, но сейчас все более выделяются, помогая анализу творчества Льва Семеновича Выготского, Это работы одного из последователей и учеников Выготского — Д,Б.Эльконина.
В двух своих коротких заметках, одна из которых называется «Выготский сегодня», а вторая — «Об истоках неклассической психологии», Д.Б.Эльконин указывает, что культурно-историческая психология Выготского выступает как неклассическая психология.
Что же такое неклассическая психология Выготского? Иными словами, что стоит за неклассической психологией? Несколько вещей. Неклассическая психология — это изменение стиля мышления, которое принесли Спиноза, Выготский, Бор и те исследователи, которые ушли от жестко детерминистической картины мира к миру неопределенности. Неклассическая психология, благодаря Выготскому и другим мыслителям,-вступила в поединок с ыделом рациональности, который столь четко был проанализирован и изучен в исследованиях М.К.Мамардапь вили.
И вот сегодня мы имеем еще одну работу, в которой удивительно ярко говорится о величии Выготского и сопоставлении стилей мышления, идущих от Выготского, Работа называется «Торжество несхожести: Пиаже и Выготский» — это пленарный доклад Джерома Брунера в Женеве, посвященный им Выготскому и Пиаже. В этой работе Брунер повторяет вслед за Бором формулу о том, что противоположность великой истины также может быть истиной, и только противоположность мелкой истины — ложна. Выготский и Пиаже — это два разных стиля мыш-
422 Раздел К Как нерациональным объять рациональное