Файл: Неолитическая революция, определение сущности понятия и процесса, ее значение и последствия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Неолитическая революция, определение сущности понятия и процесса, ее значение и последствия.

Неолит – это новый каменный век. Его хронологические рамки – VII-IV тыс. до н.э. Неолитическая революция — переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве, трактуется учёными как переход от присваивающей к производящей экономике. Ученые не пришли к единому мнению о причинах перехода к производящему хозяйству.

Причины:

1. Истощение запасов дичи и полезных растений с совершенствованием способов охоты и ростом численности населения.

2. Повышение технического уровня орудий труда и развитие знаний.

3. Наличие благоприятных природных условий, способствующих развитию земледелия и скотоводства.

Сущность заключалась в том, что с целью удовлетворения своих потребностей человек от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животных и растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство пищи: созданию новых растительных и животных форм и замещению ими природных, естественных форм. Среди основных последствий неолитической революции - не только дальнейший рост численности и плотности населения, но накопление и развитие культурных традиций (вследствие наличия большого количества свободного времени для занятия художественным творчеством), формирование нового образа жизни, появление возможности содержать лиц, не занятых непосредственно в процессе производства. Таким образом, "неолитическая революция" - кардинальный рубеж в истории человечества, выведший на авансцену истории в 9-3 тыс. до н.э. общества земледельцев-скотоводов (раннеземледельческие общества или культуры), явившиеся, в свою очередь, исходным пластом цивилизации. Общественные и природные факторы по-разному проявлялись в различных уголках земного шара. Отсюда значительное различие в характере раннеземледельческих культур и в созданных ими культурных комплексах.


  1. Специфика древневосточных государств.

Самые первые государства на земле появляются в долинах крупных рек Нила, Тигра, Евфрата. Здесь складывается особая форма социально-политического устройства – деспотия, где правитель равен богу и существует четкая субординация. В III тыс. до н.э. начинают складываться рабовладельческие отношения, появляется патриархальное рабство,характерное для государств Древнего Востока. Конец II тыс. до н.э. стал сложным периодом в истории древних государств. Орудия труда, оружие изготавливалось преимущественно из бронзы, начинается железный век. В долине Нила в результате слияния номов(земли нескольких территориальных общин, административным, религиозным, культурным центром которых являлся город) возникли два царства – Нижний и Верхний Египет, В XXX в. до н.э. их объединил в одно государство фараон Мина, основавший первую династию египетских фараонов. Столицей государства стал город Мемфис, находившийся на границе Нижнего и Верхнего Египта.


В первой половине III тыс. до н.э. Египет – это крупное централизованное государство, проводящее активную внешнюю политику. Его влияние распространяется на области Синайского полуострова, южную Палестину, а также долину Нила южнее первого порога. В это время в Египте складывается централизованная деспотическая монархия. Фараон обладает неограниченной властью, ему принадлежит весь земельный фонд страны, большие ресурсы рабочей силы. На рубеже III-II тыс. до н.э. в Египте к власти приходит XII династия, основанная АменемхетомI (первая половина XX в. до н.э) При нем и его преемниках наступает расцвет страны.

В XII в. до н.э. Египет вновь оказался в очень сложном положении. В результате в XI в. до н.э. единое государство распадается на два царства – Нижний Египет и Верхний Египет. С этого времени единое самостоятельное египетское государство прекращает свое существование. В отличие от Египта в Месопотамии не сложилось государство, а было объединение городов – государст в государство Шумер со столицей Урук. Во 2 тыс-тии здесь выделяется 2 государства Вавилон и Ассилия. Царь Вавилона Хаммурапи подчиняет Ассирию и создает мощное гос-во.

  1. Афинский и Спартанский полисы.

На протяжении всего своего существования Древняя Греция не знала единой централизованной власти, хотя попытки установить ее были. Относительно устойчивые и крупные объединения полисов возникли во время войн с Персией. Их возглавили два самых могущественных полиса — Афины и Спарта, образовавших два центра древнегреческой цивилизации, причем каждый из них развивался особым путем. История Афин — это прежде всего история становления и победы античной демократии, в то время как Спарту принято считать милитаристским, даже «полицейским», крайне консервативным государством. Соперничество этих двух полисов привело к многолетним гражданским войнам.

Афины были главным городом Аттики — области, расположенной на юге Балканского полуострова. Население Аттики постепенно объединялось вокруг Афин. Эта область была богата полезными ископаемыми (глиной, мрамором, серебром), но земледелием можно было заниматься лишь в небольших и немногочисленных долинах.

Главными источниками силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Крупный портовый город с удобной гаванью (она называлась Пирей) быстро превратился в экономический, торговый и культурный центр. Афиняне, создав самый мощный в Элладе флот, активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам. В Афинах процветали науки и искусства, огромные средства затрачивались на градостроительство. В V в. до н.э. стал воздвигаться Акрополь — вершина древнегреческой архитектуры, центром которого был знаменитый храм Парфенон, посвященный Афине, покровительнице города. С Афинами связан расцвет древнегреческого театра. В Афины стекались знаменитые скульпторы, писатели. Философы Платон и Аристотель создали там свои школы.



Политическая жизнь полиса развивалась по пути демократизации, через острую борьбу с родовой знатью. Первым шагом к созданию афинской демократии были реформы Солона, избранного в 594 г. до н.э. архонтом (высший орган управления в Афинах). Сам великий законодатель заявлял, что цель его реформ — примирение враждующих группировок, сложившихся среди свободного населения. Прежде всего он запретил долговое рабство для афинян и объявил прежние задолженности бедняков недействительными, вернув им, таким образом, статус полноправных граждан. Солон укрепил частную собственность, разрешив покупать, продавать и дробить земельные участки. Политические права граждан зависели не от родовитости, а от имущественного положения. Самые бедные могли только избирать членов народного собрания, но не быть избранными. На зажиточных людей, обладавших полным объемом прав, были возложены довольно тяжелые, требующие больших расходов обязанности: они должны были строить суда, устраивать общественные праздники и зрелища. При Солоне возросла роль народного собрания.

Окончательно афинская демократия сложилась к середине V в. до н.э., когда выдающиеся политические деятели Эфиальп и Перикл усовершенствовали законы Солона, усилив позиции демоса: теперь все граждане полиса приобрели право избираться на высшие должности (кроме должности военачальника), «у нас каждый человек в отдельности может проявлять себя самодовлеющей личностью в самых разнообразных сторонах жизни» (из речи Перикла об Афинах, произнесенной в 431 г. до н.э.).

Народное собрание стало верховным органом власти и получило самые широкие полномочия: принимало законы, решало вопросы о войне и мире, заключало и расторгало договоры с другими полисами, избирало должностных лиц и проверяло их работу. На собраниях, а их проводили 40 раз в год, все вопросы тщательно обсуждались, и каждый имел право высказать свою точку зрения. Не менее важным было и то, что все должностные лица избирались голосованием или по жребию и были подотчетны и сменяемы. Как мы видим, многие принципы демократии, разработанные 25 веков назад, продолжают действовать и в наше время, превратились в своего рода вечные нормы жизни общества, которое заслуживает названия гражданского.

Спарта располагалась на юге Пелопоннесского полуострова, в плодородной долине реки Эврот. Спартанское государство образовалось приблизительно к IХ в. до н.э. и сначала состояло из пяти поселений греков-дорийцев. Дальнейшая жизнь полиса протекала в непрерывных войнах с соседними общинами. Спартанцы захватили их земли, скот, а население превратили в рабов-илотов. Кроме илотов, на спартанцев работали также периэки, живущие в округе, которые были лично свободны, но платили дань. По преданию, вся жизнь в Спарте строилась на основе древнейших законов, введенных легендарным царем Ликургом.


Сами спартанцы (полноправные жители Спарты) были только воинами. Никто из них не занимался производительным трудом: поля спартанцев возделывали илоты. Вести торговлю могли только периэки, для спартанцев это занятие было запрещено, как и ремесло. В результате Спарта оставалась земледельческим полисом с замкнутой экономикой, в котором не могли развиться денежные отношения.

В Спарте сохранялись элементы жизни архаической родовой общины. Не допускалась частная собственность на землю. Земля была распределена на равные участки, которые считались собственностью общины и не подлежали продаже. Рабы-илоты, как предполагают историки, тоже принадлежали государству, а не отдельным гражданам Спарты.

Кроме того, в полисе господствовал принцип уравнительности, что было предметом гордости спартанцев, назвавших себя «общиной равных». «Какой смысл стремиться к богатству там, где своими установлениями о равных взносах на обед, об одинаковом для всех образе жизни законодатель пресек всякую охоту к деньгам ради приятной жизни» (греческий историк Ксенофонт о Спарте, 430-й — 353 гг. до н.э.).

Спартанцы обитали в одинаковых скромных жилищах, носили одинаковую простую одежду, лишенную украшений, золотые и серебряные монеты были изъяты из обращения. Вместо них имели хождение железные бруски. Легендарный царь Ликург ввел совместные трапезы, для устройства которых каждый должен был вносить свою долю (продуктами и деньгами). Младенцев с физическими недостатками уничтожали. Мальчики с 7 до 20 лет получали довольно жесткое общественное воспитание. Достигнув совершеннолетия, они зачислялись в состав войска и служили до старости. Суровая, строжайшая жизнь Спарты напоминала казарму. И это естественно: все преследовало одну цель — сделать из спартанцев мужественных и выносливых воинов.

Целям военизированного государства соответствовал и государственный строй Спарты. Во главе стояли два царя, выполнявшие обязанности военачальников, судей и жрецов, а также совет старейшин, состоявший из представителей знатных родов в возрасте не моложе 60 лет, и эфоры, своего рода контролирующий орган. В отличие от старейшин царей не избирали. Это было наследственное звание. Цари имели большие привилегии, но не могли принимать решения без одобрения совета старейшин, который, в свою очередь, должен был опираться на мнение народного собрания. Но элементы демократии не получили развития в Спарте: народное собрание, хотя и считалось формально высшим органом, не имело большого влияния на политическую жизнь. В отличие от Афин, на собраниях спартанцы не выступали с речами, не доказывали свою точку зрения, а криками выражали свое одобрение и неодобрение решения. Строй Спарты можно назвать олигархическим. Неизменность строя и архаичность обычаев поддерживались за счет строгой изоляции от других государств.
Историк Ксенофонт писал о том, что спартанцам нельзя было ездить за границу, чтобы граждане не заражались от чужеземцев легкомыслием.

  1. Периодизация истории Древнего Рима.

Историю Древнего Рима принято делить на три крупных периода:

Царский период (с основания Рима в 753 г. до н.э до изгнания последнего царя в 510 г. до н.э.). Этот период характеризуется объединением италийских племен и формированием римской полисной общины.

Период Римской республики (с конца VI в. до н.э. по 30-е гг. I в. до н.э.). Он включает:

– историю ранней республики (V в. до н.э. – нач. III в. до н.э.), которая характеризуется формированием римского рабовладельческого общества, острой борьбой патрициев и плебеев, а также завоеванием Италии;

– время расцвета республики (III в. до н.э. – 30-е гг. II в. до н.э.), отмеченное стабилизацией общественного и государственного строя, большими завоеваниями римлян, приведшими к созданию мировой державы;

– время кризиса республики (30-е гг. II в. до н.э. – 30г. I в. до н.э.), ставшее эпохой гражданских войн и антиримских восстаний.

Период Империи (с 30-х годов I в. до н.э. до крушения Рима в 476 г. н.э.). Историю этого периода следует подразделить, в свою очередь, на:

– раннюю империю или принципат (I–II в. н.э.), переходное время от республиканской к имперской форме правления (династии Юлиев-Клавдиев, Флавиев, первых Антонинов);

– кризис рабовладельческого римского государства (III в. н.э.), проявившийся в социальной и политической нестабильности общества и государства;

– позднюю римскую империю или доминат (IV–V вв. н.э.), время утвердившейся императорской власти на фоне растущих внутренних противоречий и внешней угрозы. Завершением его стало падение Западной римской империи.

  1. Империя Карла Великого.

Карл Великий (742 - 814), король франков между 768 г. и 814 г. н. э., и император Священной Римской Империи с 800 г. до своей смерти. Известен как один из величайших правителей Средневековья. Карл Великий основал Священную Римскую Империю, и его правление сильно повлияло на попытки Европы создать уникальную цивилизацию, отличную от Римской или других древних империй. Карл Великий незаконнорожденный сын Пипина короткого и Бертрады.

В 751 году Пипин сверг последнего короля Меровингов и был объявлен королем франков, могущественного германского племени, жившего в регионе, известном сегодня как Франция.