Файл: Лекция философия в ее историческом развитии тема философия древнего мира мифологическое мировоззрение как предпосылка философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 305

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Что такое философия техники? На этот вопрос можно ответить двояким образом: во-первых, определив, что особенного изучает философия техники по сравнению с другими дисциплинами, изучающими технику, и, во-вторых, рассмотрев, что представляет собой сама техника.

Что такое техника? Техника в ХХ столетии становится предметом изучения самых различных дисциплин: как технических, так естественных и общественных, как общих, так и частных. 

Количество специальных технических дисциплин возрастает в наше время с поразительной быстротой, поскольку не только различные отрасли техники, но и разные аспекты этих отраслей становятся предметом их исследования. Все возрастающая специализация в технике стимулирует противоположный процесс развития общетехнических дисциплин. Однако все они – и частные, и общие – концентрируют свое внимание на отдельных видах, или на отдельных аспектах, определенных «срезах» техники. Техника в целом не является предметом исследования технических дисциплин. Многие естественные науки в связи с усилением их влияния на природу (в том числе в глобальном масштабе) вынуждены принимать во внимание технику и даже делают ее предметом специального исследования, конечно, со своей особой естественно-научной (например физической) точки зрения. Кроме того, без технических устройств невозможно проведение современных естественно-научных экспериментов. В силу проникновения техники практически во все сферы жизни современного общества многие общественные науки, прежде всего социология и психология, обращаются к специальному анализу технического развития. Историческое развитие техники традиционно является предметом изучения истории техники как особой гуманитарной дисциплины. Как правило, однако, историко-технические исследования специализированы по отдельным отраслям или стадиям развития и не захватывают в поле своего анализа вопросы о тенденциях и перспективах развития современной техники. 

Таким образом, философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, не только ее собственное развитие, но и место в общественном развитии в целом, а также, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу. Однако если предметом философии техники является техника, то возникает сразу же законный вопрос: что же такое сама техника? 

Каждый здравомыслящий человек укажет на те технические устройства и орудия, которые окружают нас в повседневной жизни – дома или на работе. Специалисты назовут конкретные примеры такого рода устройств из изучаемых или создаваемых ими видов техники. Но все это – лишь предметы технической деятельности человека, материальные результаты его технических усилий и размышлений. За всем этим лежит обширная сфера технических знаний и основанных на этих знаниях действий. Поэтому Фред Бон придает понятию «техника» предельно широкое значение: «Всякая деятельность и прежде всего всякая профессиональная деятельность которая, нуждается в технических правилах»
[1]. Он различает несколько способов действия, придавая особое значение целенаправленной деятельности, в которой успех достигается указанием в предшествующем рассуждении руководящего средства. Это фактически задает границы между «техникой» и «не-техникой», поскольку к сфере техники может быть отнесен именно этот способ действия. 

Технические знания воплощаются не только через техническую деятельность в разного рода технических устройствах, но и в статьях, книгах, учебниках и т. д., поскольку без налаженного механизма продуцирования, накопления и передачи знаний никакое техническое развитие в нашем современном обществе было бы невозможно.

Техника относится к сфере материальной культуры. Это – обстановка нашей домашней и общественной жизни, средства общения, защиты и нападения, все орудия действия на самых различных поприщах. Однако, как хорошо известно, материальная культура связана с духовной культурой самыми неразрывными узами. Например, археологи именно по остаткам материальной культуры стремятся подробно восстановить культуру древних народов. В этом смысле философия техники является в значительной своей части археологией технических знаний, если она обращена в прошлое (особенно а древнем мире и в Средние века, где письменная традиция в технике еще не была достаточно развита), и методологией технических знаний, если она обращена в настоящее и будущее.

Итак, техника должна быть понята:

-            как совокупность технических устройств, артефактов – от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем; 

-            как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств – от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;

-            как совокупность технических знаний – от специализированных рецептурнотехнических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.

Сегодня к сфере техники относится не только использование, но и само производство научно-технических знаний. Кроме того, сам процесс применения научных знаний в инженерной практике не является таким простым, как это часто думали, и связан не только с приложением уже имеющихся, но и с получением новых знаний. 


Таким образом, современная техника, и прежде всего техническое знание, неразрывно связаны с развитием науки: технические новшества базируются на развитии научно-теоретических знаний. Техника, в свою очередь, ставит перед наукой новые задачи. Уровень развития современного общества определяет развитие науки и техники. Наука и техника являются показателями развития и роста производительных сил в обществе. 

Современный этап научно-технического прогресса с функциональнопроизводственной точки зрения можно охарактеризовать следующим образом: наука превращается в ведущую сферу развития общественного производства; происходит качественное преобразование всех элементов производительных сил – производителя, орудия, предмета труда; возрастает интенсификация производства в плане использования новых, более эффективных видов сырья и его обработки, снижения трудоёмкости за счёт автоматизации и компьютеризации, повышения роли информатизации через развитие средств коммуникации и др.

Современная научно-техническая деятельность рождает потребность в высоком общеобразовательном уровне, в высоком уровне специального образования, в необходимости координации научных усилий на международной арене. Автоматизация и кибернетизация высвобождают и время работников, и саму рабочую силу. Появляется новый вид производства – индустрия досуга. Современный этап научнотехнического прогресса означает создание нового научно-технического базиса производства, новых технологий производства, но в то же время главной системой производства остаётся система человек – техника – окружающая среда.

Длительное время техника и научно-технический прогресс являлись и считались несомненными достижениями человеческого разума. Такая высокая оценка этих социальных явлений как бы отталкивала философию от проблем техники и прогресса, поскольку бесспорное благо не должно порождать философских вопросов. Но в художественном восприятии уже тогда появляются моменты тревоги и опасения, тем самым интуиция оказалась впереди рационального осмысления. Какие социальные проблемы, связанные с техникой и прогрессом, породили философское осмысление этих явлений? Идея бесконечного прогресса в развитии человека и цивилизаций натолкнулась на реальные проблемы существования человека, связанные с исчерпанием ресурсов, влиянием побочных продуктов прогресса на экологию Земли, угрозой необратимых изменений биологической природы человека и многим другим.


В контексте сложнейших и зачастую противоречивых социальных процессов традиционное понимание науки и техники как безусловного блага для человечества нуждается в осмыслении. Известный исследователь в области философии техники доктор философии Ф. Рапп (ФРГ) предлагает выделить следующие основные направления в исследовании философии техники: 

-       исследования в области истории техники и её отношения к культуре;

-       социологическое рассмотрение всеобщего характера современной техники и труда;

-       экзистенциальный (выражающий уникальность человеческого бытия) подход к анализу труда, деятельности, социальной и политической активности;

-       исследование дихотомии органического мира и технического мира с позиций эпистемологии (теории научного познания);

-       проблемы управления в будущем индустриальном обществе и проблемы соотношения техники и общечеловеческих ценностей.

Можно сказать, что философские вопросы затрагивают самый широкий спектр бытия техники, концентрируясь в основном на двух направлениях: техника и практическая деятельность человека; социальные проблемы техники и научнотехнического прогресса.

 

БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

 

Рассматривая развитие человеческой цивилизации, большинство современных обществоведов выделяют три основные ступени: 

1)  аграрные, или традиционные, общества;

2)  индустриальные общества;

3)  постиндустриальное общество, или «третья волна».

Сущностью этого последнего этапа является преодоление массового производства и потребления и замена их, с одной стороны, индивидуализированным производством, с другой – потреблением, являющимся продолжением производственного процесса, переход от рыночных принципов к постэкономическим ценностям и активному социальному регулированию, замена прежних методов организации труда и максимальное использование творческого потенциала работников, а также формирование нового типа семьи и новых форм социального партнёрства, повышение роли знания и изменения системы образования, национальные, этнические и иные проблемы. В этом обществе основой прогресса становится не производство материальных благ, а создание и потребление информации и знаний. Информация – это не только основной фактор развития общества, но и решающее условие прогресса человека, новых горизонтов его совершенствования.


Термин «информационное общество» появился в 60-е годы ХХ века, когда в развитых странах произошёл реальный сдвиг экономики в сторону производства информации и услуг. 

В современном обществе повсеместно внедряются науко- и информационноёмкие технологии, происходит постоянная редукция энергетических, сырьевых, транспортных и других затрат. В современном обществе пересматривается отношение к природе и всей окружающей среде как к условию развития производства. Происходит бурный рост индустрии знаний, в которую перемещается всё больше и больше людей и ресурсов. Сегодня в развитых странах система образования превращается в ведущую отрасль человеческой деятельности. Сфера образования, область научных исследований, технических разработок, сфера телекоммуникаций и компьютерной деятельности, средства массовой информации, книгопечатание и библиотеки – в этих отраслях деятельности, в этой индустрии знания в современных условиях производится более половины национального продукта высокоразвитых стран.

Функционирование знания в современном обществе имеет ещё один важный аспект. Информация как вид знания необходима современному человеку не только для того, чтобы создавать материальные и культурные блага, но и для того, чтобы формировать у граждан определённую экономическую, социальную и политическую позиции. Без развитого самостоятельного мышления, без умения анализировать информацию из названных выше областей не может быть сформирована личность в современном обществе. Свободное демократическое общество строится на свободном доступе к информации, способности к её переработке. Социальные знания и политическая информация нужны всем людям, если они хотят жить в свободном обществе. Для того, чтобы выполнять гражданский долг в современном обществе, также необходимо иметь информацию и владеть способами пользования информацией.

Огромная роль информации и рост знаний дали толчок к представлению современного общества как общества, в основе развития которого находится развитие информации и знания, а не труд и капитал, как утверждается в формационном подходе. Западный философ и социолог Е. Масуда полагает, что классы и слои в социальной структуре современного общества заменят социально недифференцированные «информационные сообщества». В перспективе рисуется проект глобальной электронной цивилизации на базе синтеза телевидения, компьютерной службы и энергетики, полагает другой социолог Дж. Пелтон. Компьютерная революция приводит к постепенной замене традиционной печати электронными книгами. Социальные и политические изменения в современных информационных обществах предлагается рассматривать как следствие развития новых технологий, которые изменяют также способы социальной коммуникации.