Файл: Лекция философия в ее историческом развитии тема философия древнего мира мифологическое мировоззрение как предпосылка философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 301

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Данте Алигьери (1265 – 1321 гг.).

Христианскую догматику Данте принимает как неизменную, но при этом он дает новое изложение отношения божественного и человеческого. Он не противопоставляет эти начала, а видит их во взаимном единстве. Бога нельзя противопоставлять творческим силам человека. Человек детерминирован (обусловлен), с одной стороны, природой, с другой – Богом. К божеству, таким образом, ведут два пути: философское поучение, то есть человеческий разум, и «духовное поучение», исходящее от святого духа. 

Гуманизм Данте антиаскетичен, он полон веры в силы человека. Человек сам ответствен за свое благо, решающими здесь являются его личные качества, но не в коем случае не богатство или унаследованное положение. 

Задачей человечества, по мнению Данте, является реализация возможностей разума, прежде всего теоретического, воплощение их в практической деятельности. 

Политическую антицерковную позицию он высказал в своем трактате «Монархия». Церковь, с точки зрения Данте, должна заниматься вопросами «вечности», земные же дела являются уделом людей, которые стремятся к созданию общественного устройства, помогающего реализации человеческого существования, основанного на счастье, блаженстве, всеобщем и прочном мире. Все человеческое, и политика в том числе, считал он, должна подчиняться человеческому разуму. 

Франческо Петрарка (1304 – 1314 гг.).

Считается «первым гуманистом», его называют «отцом гуманизма». 

К античной культуре и образованию он подходил исторически, не усматривал в них лишь прошедший золотой век и потерянный рай, но старался наследие античности наиболее точно и понятно донести до современников. Христианство он принимает, но лишь в его несхоластической интерпретации. 

Он подверг внимательному анализу «испорченность» и «безбожие» своего времени и попытался их определить, чтобы исправить. Причин, как он полагал, связанных между собой, было две:

1)  воинствующий «натурализм», привнесенный арабской мыслью и особенно

Аверроэсом;

2)  господство диалектики и логики, связанных с рационалистическим мышлением.

Против этих заблуждений он предлагал такие способы:

1)       чтобы не распыляться в поверхностном знакомстве с природой, необходимо возвратиться к собственной душе,

2)       чтобы не распыляться в пустых диалектических упражнениях, нужно вновь открыть обаяние цицероновских гуманитарных наук (Петрарка считал Рим классическим образцом цивилизации).


Собственный метод «философствования» Петрарки заключался в следующем: истинная мудрость есть знание пути (метода) достижения этой мудрости, которая заключается в искусстве быть свободным. 

Смысл жизни открывается тому, кто овладел искусством быть свободным. Диалектика, с умом примененная, есть не цель, но инструмент духовного образования.  Мишель де Монтень (1533 – 1592 гг.).

Великий французский гуманист Ренессанса был решительным противником схоластики, упор делал на самостоятельность суждений, образцом для которых могло быть свободомыслие античной философии. Характерной чертой мышления Монтеня был скептицизм, который, однако, вытекал из критики жизни не в духе пессимизма, а в духе любви к жизни. 

При помощи скептицизма он хотел избежать страстей. Скептицизм для Монтеня был лишь методом достижения истины при опоре на собственный разум, без слепого подчинения авторитетам. В равной степени он отвергал как самоуспокоенность, самодовольство и догматизм, так и пессимистический агностицизм. 

Этическое учение Монтеня является натуралистическим. Против схоластической модели «добродетельной жизни», против ее сущности, сумрачности он выдвигает гуманистический идеал яркой, любвеобильной, умеренной добродетели, но при этом достаточно мужественной, непримиримой к злобе, страху и унижению. Такая добродетель соответствует природе, исходит из познания естественных условий жизни человека. Аскеза (полное самоограничение себя во всем), согласно взглядам Монтеня, бессмысленна. Человек свободен от предрассудков, его нельзя вырвать из естественного порядка, из процесса возникновения, изменения и гибели. 

Монтень отстаивал идею независимости и самостоятельности человеческой личности. Его индивидуализм направлен против лицемерного конформизма, против того положения, когда под лозунгом «жить для других» часто скрываются эгоистические корыстолюбивые интересы, в которых другой человек выступает лишь как средство. Он осуждает безразличие, подлость и подобострастие, которые душат самостоятельное свободное мышление человека. 

К Богу Монтень относится скептически: Бог непознаваем, поэтому он не имеет никакого отношения к делам и поведению людей; он считает Бога неким неличным принципом. Его воззрения на религиозную терпимость были весьма прогрессивные: ни одна религия не имеет преимуществ перед истиной. 

Гуманизм Монтеня также имеет натуралистический характер: человек является частью природы, в своей жизни он должен руководствоваться тем, чему его учит природа-мать. Философия должна выступать в роли наставницы, вести к правильной, естественной, доброй жизни, а не быть совокупностью мертвых догм, принципов, авторитетных проповедей. 


 

Платонизм

 

Платон в антисхоластической философии Ренессанса становится символом прогресса, его философия считается синтезом всей философии прошлого, а также теологии – греческой науки, включающей орфизм, пифагореизм и восточные доктрины. 

В вопросе отношения философии и религии флорентийский платонизм отстаивал понимание, согласно которому философия является надежным знанием о человеке, о мире и о Боге. Все платоники считали религию философско-теологической доктриной. 

Марсилио Фичино (1422 – 1495 гг.).

Платонизм Фичино направлен против томистской схоластики. Философия – не служанка богословия, а его «сестра». Философия совершенствует теологию, она является «ученой религией»; совершенство теологии (богословия) зависит от степени ее философского уровня. 

К вопросу об отношениях Бога и мира он подходит с пантеистических позиций. Его пантеизм носит мистическую направленность: Бог – первопричина иерархически построенного мира, исходная точка, содержащая в себе весь мир, в мире он постоянно проявляется в динамических силах и при их посредстве. 

К центральным категориям платонизма Фичино относится «душа». Она обуславливает единство всех звеньев мировой иерархии, сообщает всем вещам и телам движение. 

Новая гуманистическая ориентация Ренессанса наиболее заметно проявляется в его учении о человеке, который в гармонической (прекрасной, совершенной, стройной) иерархии мира занимает первое и высшее место. В духе Платона и неоплатонизма Фичино ставит перед человеком задачи – совершенствоваться и тем самым возноситься к наивысшему сущему, к Богу. 

Одним из самых важных моментов этой человеческой деятельности является стремление к свободе. 

Пико делла Мирандола (1463 – 1495 гг.).

В понимании мира у Пико заметен пантеизм. Мир устроен иерархически: он состоит из ангельской, небесной и элементарной сфер. Чувственный мир возник не из «ничего», а из высшего бестелесного начала, из «хаоса», неупорядоченность которого преобразует Бог. Мир прекрасен в своей сложной гармоничности и противоречивости. Противоречивость мира в том, что, с одной стороны, мир находится вне Бога, а с другой – его становление божественно. Бог не существует вне природы, он в ней постоянно присутствует. В понимании Пико Бог представляется, скорее, как завершающий сущность мира. 


Критикуя идеи астрологии, он утверждал, что судьбу человека определяет не сверхъестественная совокупность звезд. Судьба является следствием его естественной свободной активности. 

Человек в представлении Пико – это особый микрокосмос, который нельзя отождествлять ни с одним из трех «горизонтальных» миров неоплатоновской структуры (элементарным, небесным и ангельски), так как он проникает вертикально через все эти миры. Человек имеет исключительное право на то, чтобы творить свою личность, свое существование собственной волей, свободным и соответствующим выбором. Таким образом, человек отличается от остальной природы и идет к «божественному совершенству». 

Человек – сам творец собственного счастья. Гуманизм Пико антропоцентричен, человека он помещает в центр мира. Человеческая природа существенно отличается от животных тем, что она является более возвышенной, совершенной; человек – это существо, которое способно стремиться к «божественному» совершенству. 

Эта возможность дана не заранее, но постепенно развивается, человек сам ее формирует. 

 

Аристотелизм

 

Философия Аристотеля только в позднем Средневековье была признана наиважнейшим величайшим заветом антики и в то же время она была деформирована в целях приспособления к потребностям церковной ортодоксии. Поэтому понятно, что новое мышление Ренессанса осуждало Аристотеля и усматривало в нем главного учителя схоластики. 

Переход к изучению подлинного Аристотеля является длительным процессом, который связан с общим созреванием философского мышления. Ренессанс выступает как начало этого поворота в истории философии. 

Пьетро Помпонацци (1462 – 1525 гг.).

В рамках теории двойственной истины Помпонацци проводит прогрессивные идеи о независимости философии от теологии, философия должна исходить из научных принципов, истина является результатом рационального познания. Религию следует сохранить лишь для воспитания народа. 

Решение вопроса о бессмертии души у Помпонацци совпадает с положениями Ренессанса о необходимости естественной этики, отвергающей откровение и чудеса. Он ссылается на учение Аристотеля о зависимости идей от органов чувств, о неотделимости души от тела: душа является материальной и по тому смертной. Бессмертие души нельзя рационально, философски обосновать, в него можно лишь верить. Человек «бессмертен» лишь потому, что он способен мыслить общими понятиями, абстрагироваться от единичного, частного, отдельного. Представления человека о нематериальных, бессмертных духовных сущностях являются доказательством различия между человеческой и животной чувственностью, инстинктивностью. 


Преимуществом человека является не достижение бессмертия, а возможность достижения счастья и блаженства на основе рационального познания, что является целью и смыслом существования человеческого рода вообще. 

Помпонацци верил, что космическое движение подчиняется всеобщим естественным закономерностям, все в природе имеет свою причину. Мир подчинен вечному закону движения, все возникает, изменяется и гибнет. Это приводит к постоянному повторению. Понятие детерминизма (всеобщей обусловленности) у Помпонацци выливается в представление о вечном круговороте движения, о движении по кругу. Случайные события, с точки зрения Помпонацци, являются выражением общей необходимости, которая выступает как фатум, судьба. Человеческое поведение также определяется отношением причин и следствий. Человек может выбирать, но при этом его выбор обусловлен внешней объективной средой и собственной природой. Существуют божественное предопределение и личная ответственность индивида. Христианский Бог сам должен нести ответственность за грехи и зло в мире, так как он является причиной всего существующего, в том числе и человека. 

Согласно Помпонацци, Бог не имеет свободной воли, его «деятельность» строго детерминирована, она сама является природной, естественной необходимостью. И лишь в этом случае он не должен обвиняться в ответственности за мирское зло. Зло также принадлежит к необходимости – борьба добра и зла выражает необходимую противоречивую гармонию мира. 

С этой точки зрения социальное неравенство принадлежит лишь к конкретному состоянию общества (оно релятивно), но в общем принадлежит к целостной, противоречиво проявляюшейся гармонии мира. 

 

Философия природы (натурфилософия)

 

Николай Кузанский (1401 – 1464 гг.). Предшественник итальянской натурфилософии, немецкий кардинал. 

Философское решение Кузанским главной проблемы – отношения Бога и мира – является теоцентрическим, но в то же время содержит элементы и тенденции, отличающиеся от средневекового католического богословия. Он исходит из концепции о ученом незнании (docta ignozantia), означающей, что познание вещей возможно при помощи чувств, разума и интеллекта, однако знания о конечных вещах всегда выходят за свои пределы. Из этого вытекает, что собственно основой познания должна быть противоположность обыденного, конечного, постоянно преодолеваемого знанию, то есть чему-то абсолютному, определенному, безусловному, а значит, незнанию, неведению об этом безусловном (божественном). Безусловное знание мы можем постичь лишь символически.