Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Психология Практическое задание 5.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Психология
Практическое задание 5
Выполнил:
Обучающийся Кочетова Майя Сергеевна
Преподаватель:
Завьялова Дарья Владимировна
Задание 1. Подберите психолого-педагогическую диагностику ребенка младшего школьного возраста для выявления адаптации к школе (необходимо указать название диагностики, автора, на что направлена), аргументировав свой выбор.
Для определения уровня адаптации первоклассников к школе можно использовать диагностику мотивационной сферы ребенка по методике Н.Г. Лускановой. Она проводится в виде краткой анкеты, вопросы которой зачитываются вслух, а дети должны выбрать подходящий вариант ответа. Я считаю, что такая методика позволяет не только выявить уровень адаптации школьников, но и выявить причины, приводящие к снижению мотивации ребенка к посещению школы.
Цель: определение школьной мотивации.
Диагностическое оборудование: анкета.
Процедура проведения: Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете, состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:
1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят.
2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.
Инструкции
Инструкция для индивидуальной формы работы: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение»
Инструкция для групповой формы работы: «Прочитайте вопрос и из предложенных вариантов ответа выберите один и отметьте его буквенное значение на бланке ответов».
Стимульный материал методики
1.Тебе нравится в школе?
не очень
нравится
не нравится
2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
чаще хочется остаться дома
бывает по-разному
иду с радостью
3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?
не знаю
остался бы дома
пошел бы в школу
4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
не нравится
бывает по-разному
нравится
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
хотел бы
не хотел бы
не знаю
6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
не знаю
не хотел бы
хотел бы
7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?
часто
редко
не рассказываю
8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
точно не знаю
хотел бы
не хотел бы
9.У тебя в классе много друзей?
мало
много
нет друзей
10.Тебе нравятся твои одноклассники?
да
не очень
нет
Обработка и интерпретация результатов:
Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ. В итоге подсчитывается набранное количество баллов.
Интерпретация результатов:
Различия между группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:
1. 25-30 баллов (очень высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
2. 20-24 балла – (высокий уровень) хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3. 15 – 19 баллов – (средний уровень) положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
4. 10 – 14 баллов – (низкий уровень) низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
5. Ниже 10 баллов – (очень низкий уровень) негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Дети могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.
Задание 2. Назовите основные области затруднения в общении, которые могут встретиться в педагогической практике. Напишите рекомендации для педагогов по преодолению трудностей в общении.
Основные области затруднения в общении:
- Этно-социокультурная область затруднений
Затруднения этой области связаны с особенностями этнического сознания, ценностями, стереотипами, установками сознания человека, проявляемыми в общении в конкретных условиях его социального и культурного развития. Как правило, затруднения общения, вызываемые этно-социокультурными особенностями его субъектов, принимаются людьми как сами собой разумеющиеся.
- Статусно-позиционно-ролевая область затруднений
Эта область затруднений в общении обусловлена целым рядом глубинных причин: семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения, образовательной системы, региона, города и т.д. Такие затруднения в общении чаще всего; возникают в условиях асимметрии статусов, позиций, в ситуациях нарушения прав и обязанностей конвенциональных ролей.
- Возрастная область затруднений
Возрастные особенности партнеров общения также могут вызвать затруднения. Известно, что ребенок до школы предпочитает общение со взрослыми; до среднего подросткового возраста почти половина детей предпочитает общение со сверстниками.
- Область индивидуально-психологических затруднений
Индивидуально-психологические особенности партнеров общения (как учителя (преподавателя), так и учеников (студентов)) чаще всего служат причиной коммуникативных затруднений.
- Педагогическая деятельность как область затруднений
Затруднения в общении, связанные с самой педагогической деятельностью педагога и учебной деятельностью обучающегося, связаны с содержанием и характером этих деятельностей.
- Межличностные отношения как область затруднений
Межличностные отношения в значительной мере влияют на характер совместной учебной деятельности обучающихся и педагогической деятельности учителя
- Взаимооценка затруднения
Затруднения общения, возникающие в отношениях «учитель— ученик» и «ученик—ученик» оцениваются самими участниками общения и другими людьми по-разному
- Влияние педагогических затруднений на педагога
Затруднения одного участника общения влияют не только на сам этот процесс, на деятельность того, кто испытывает эти затруднения, на ситуацию, но и на других партнеров общения, в частности по каналам обратной связи, и на находящегося в этой ситуации педагога.
Для предупреждения и преодоления барьеров в педагогическом общении необходимо придерживаться следующих правил:
1. При организации процесса педагогического общения необходимо чтобы разум доминировал над эмоциями.
2. Использовать многообразие видов и форм общения. Это же касается и установлению взаимоотношений с детьми, следует подбирать к каждому свой индивидуальный подход.
3. Осознавать значимость педагогического общения, не только как основного фактора передачи знаний и умений, но и как фактора развития и становления личности ребенка.
4. Не допускать в процесс общения отрицательных эмоций – гнев, раздражение, недовольство и т.д.
5. Педагогу необходимо уметь держать свои эмоции под контролем.
6. Ориентироваться на положительные качества детей при выстраивании взаимоотношений с ними. Это обяжет быть их лучше и соответственно уважительно относится к педагогу, дорожить его расположением, стремиться к общению.
7. Научиться «вставать» на место ребенка в процессе общения. Не преувеличивать свои заслуги и не демонстрировать знаки превосходства.
Задание 3. Создайте и запишите алгоритм построения индивидуального образовательного маршрута для детей младшего школьного возраста, используя современные информационные технологии (например, интерактивная работа с компьютером, содержание информации в виде презентации и т. д.).
| Рефлексия | Психолого-педагогическая поддержка, кураторство | ||||||||||||||||||||
Диагности- ка, анализ. | Знаю-умею-достиг 1. Умею: слушать и слышать; понимать и принимать учебную задачу; планировать свою работу; высказывать суждения; четко формулировать свою мысль; пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями; имею хороший уровень знаний по окружающему миру, красивый каллиграфический почерк. 2.Особый интересвызывает проблема отношения окружающих к людям - инвалидам. 3. Изучил различные стихотворные размеры Мои результаты: больше не боюсь отвечать в классе на уроке; сумел преодолеть страх перед уроком русского языка, понял необходимость орфографически-правильного письма, исправил оценку «удов» на «хор.», | Психолого-педагогической службой выявлены виды одаренности обучающегося: интеллектуальная, креативная. Задачи куратора: 1. Обеспечить вариативность внеурочной деятельности обучающегося, разнообразие форм публичных выступлений. 2. Составить ИОМ с учетом интересов ребенка. 3 Способствовать повышению уровня самооценки. 4. Развивать навыки исследовательской деятельности. 5. Совершенствовать в дальнейшем творческий потенциал и лидерские качества обучающегося. 6 Организация доп. корректирующих занятий по математике, английскому языку. | ||||||||||||||||||||
Проектирование | Хочу узнать – научиться-достичь 1.Заниматься исследовательской деятельностью в области социальных отношений. 2. Продолжить успешное участие в научно-практических конференциях разного уровня. 3. Выйти на краевой уровень на конкурсе чтецов. 4 Принять участие в краевом «Марафоне занковцев». | 1. Работа в НИО учащихся начальной школы «Школа творческого мышления». 2. Решение логических и занимательных задач в рамках занятий "Умники и умницы». 3. Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах различных уровней по интересам. | ||||||||||||||||||||
Организация | Мои шаги в достижении цели - чтение дополнительной научной литературы по , - занятие кружке «Занимательная грамматика»", в Тимуровском отряде «Вместе», - работа над проектом «Мы все такие разные», - изучение материалов интернета, - участие в предметных неделях, конкурсах различного уровня, научно-практических конференциях |
- консультации куратора, - занятия ДЮСШ | ||||||||||||||||||||
Мониторинг и анализ | | Работа по данному маршруту должна способствовать развитию познавательных, коммуникативных и творческих способностей обучающегося, повышению уровня самооценки, самоутверждению в коллективе, вызвать интерес к математике, что, в свою очередь позволит достичь хороших успехов в учебной деятельности. |