Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Психология Практическое задание 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задание 4. Подберите психолого-педагогическую диагностику индивидуальных особенностей развития детей в группе (необходимо указать название диагностики, автора, для какого возраста предназначена). На основе возможных результатов дайте рекомендации педагогам для дальнейшей успешной работы с группой. 

Методика Выготского – Сахарова

Предназначена для оценки и исследования уровня и особенностей понятийного развития ребенка – особенностей уровня сформированности абстрактных обобщений и классификации признаков абстрактных объектов. Выявляется возможность объединения наглядно представленных абстрактных объектов на основе выделения одного или нескольких ведущих признаков, являющимися актуальными для обобщающих операций ребенка. В Комплекте представленавторский вариант анализа процедуры и результатов выполнения с использованием классического стимульного варианта. Материалом методики являются 25 объемных деревянных фигур, отличающихся между собой различными признаками: цвет, форма, величина, высота.

Методика предназначена: деревянные цветные фигурки - начиная с 2,5–3-летнего возраста. Наглядно-образный вариант методики - начиная с 3,5–4-х лет.
При анализе результатов, в первую очередь, необходимо обратить внима­ние на отношение ребенка к заданию, понимание и удержание инструкций, следование им. Также необходимо оценить степень заинтересованности ребен­ка в выполнении нового для него вида деятельности.

Оценивается и анализируется соответствие актуального для ребенка обоб­щающего (классификационного) признака нормативному для его возраста. При анализе результатов крайне важным представляется не только и не столько выявление специфических особенностей обобщающей функции, сколько ус­тановление соответствия уровня актуального развития обобщающих операций возрастным нормативам.

Анализ полученных результатов полностью базируется на представлениях Л. С. Выготского об этапах формирования понятий в детском возрасте1-.
Задание 5. Разработайте план внеклассной работы, направленной на преодоление социальной дезадаптации детей младшего школьного возраста, аргументировав свой ответ.

Считаю, что данный план занятий создаст условия оптимального возрастного развития личности младшего школьника. Организацует коррекционно – развивающее воздействие с использованием игротерапии. Научит находить решения возникающих трудностей в школе и дома.


Планирование занятий профилактики и коррекции школьной дезадаптации

Название

 раздела.

Тема

Формы организации

деятельности.

Кол-во часов

1

«Разрешите представиться!»

Создать доверительную атмосферу на занятии, установить контакт эмоциональный с детьми. Установить нормы поведения на занятии. Снизить эмоциональное напряжение воспитанников.

1.Упражнение-активатор «Ветер дует…»;

2.Упражнение «Тропинка»;

3.«Упражнение «Сделай как я»;

4. Упражнение «Меткий стрелок»;

5.Упражнение «Как чихает слон»;

6.Подведение итогов занятия.

2

« Я и мои увлечения»

Создать доверительную атмосферу на занятии, установить контакт эмоциональный с детьми. Закрепить соблюдение  норм поведения на занятии. Снизить эмоциональное напряжение воспитанников.

1.Упражнение-активатор «Коллективный счёт»;

2.Беседа «Мои увлечения»;

3.Упражнение «Прогноз погоды»;

4.Упражнение «Солдат и тряпичная кукла»;

5.Упражнение «Подарок»;

6.Подведение итогов занятия.

3

«Мы друг другу доверяем»

Дать понятие «доверие», установить доверительные отношения между членами группы, научить навыкам совместной деятельности.

1.Упражнение «Комплименты»;

2.Беседа «Что такое доверие»;

3Упражнение «Паровоз»;

4.Упражнение «Сиамские близнецы»;

5.Упражнение «Доброе животное»;

6.Подведение итогов занятия.

1.Упражнение-активатор «Давайте поздороваемся!»;

2.Упражнение «Слепой и поводырь»;

3.Упражнение «Скала»;

4.Упражнение «Свеча»;

5.Упражнение «Добрые пожелания»;

6. Подведение итогов занятия.

 

4

«Путешествие в мир эмоций и чувств»

Дать понятия «эмоции» и «чувства». Научить понимать свои чувства и

1.Упражнение-активатор «Печатная машинка»;

2.Беседа «Что такое эмоции и чувства»;

3.Упражнение «Классификация чувств»;

4.Упражнение «Угадай эмоцию»;

5.Упражнение «Передай с чувством»;

6.Подведение итогов занятия.

1.Упражнение-активатор «А я еду!»;

2.Упражнение «Зеркало»;

3.Упражнение «Согласованность мыслей» (коллективный рисунок);

4.Упражнение «Руку выше»;

5.Подведение итогов занятия.

5

«Чего мы боимся?»

Изучить с воспитанниками понятия «волнение», «страх», «уверенность». Снизить эмоциональное и мышечное напряжение.

1.Упражнение-активатор «Коллективный хлопок»;

2.Беседа «Что такое волнение и страх»;

3.Упражнение «Путаница»;

4.Упражнение «Рисунок на спине»;

5.Упражнение «Спокойствие, только спокойствие!»;

6.Упражнение «Импульс»;

7.Подведение итогов занятия.

1.Упражнение-активатор «Импульс»;

2.Упражнение «Нарисуй свой страх»;

3.Упражнение «Стряхни»;

4.Упражнение «Спасибки»;

5.Подведение итогов занятия.

6

«Как быть уверенным, но не самоуверенным»

Устранить эмоциональное и мышечное напряжение, повысить самооценку и уверенность в себе.

1.Упражнение-активатор «Ритмичные хлопки»;

2.Беседы на темы: «Каким должен быть уверенный человек», «Чем отличается уверенность от самоуверенности»;

3.Упражнение «Пластилин-силач»;

4.Упражнение «Паутинка»;

5.Подведение итогов занятия.

1.Упражнение-активатор «Контакт»;

2.Упражнение «Менялки»;

3.Упражнение «Солнышко»;

4.Упражнение «Запачкаться с удовольствием»;

5.Упражнение «Подарок»;

6.Подведение итогов занятия.

7

«Мой характер»

Изучить положительные и отрицательные черты характера человека; выявить в себе положительные и отрицательные стороны, сформировать адекватную самооценку

1.Упражнение-активатор «Импульс»;

2.Беседы «Каким должен быть хороший человек», «Мои достоинства и недостатки»;

3.Упражнение «Волшебная рука»;

4.Упражнение «Движения наоборот»;

5.Упражнение «Комплименты»;

6.Подведение итогов занятия.

1.Упражнение-активатор «Настроение как погода»;

2.Упражнение «Павлин» (групповая аппликация);

3.Упражнение «Руку выше…»;

4.Подведение итогов занятия.

8

«Как стать смелее?»

Снизить уровень ситуативной и личностной тревожности, формирование навыков уверенного поведения.

1.Упражнение-активатор «Контакт»;

2.Беседа «Кто такой смелый человек?»;

3.Упражнение «Луноход»;

4.Упражнение «Стул желаний»;

5.Упражнение «Пахвалилки»;

6.Подведение итогов занятия.

1.Упражнение-активатор «Коллективный счёт»;

2.Упражнение «Ярмарка достоинств»;

3.Упражнение «Тропинка»;

4Упражнение-визуализация «Путешествие на облаке»;

5.Упражнение «Доброе животное»;

6.Подведение итогов занятия.

9

«Ледяное сердце»

Выявить уровень сплочённости детского коллектива, развить  коммуникативные навыки умения поддержать и помочь друг другу.

1.Введение в игровую ситуацию группы;

2.Упражнение «Скульптура «Зимние забавы»;

3.Упражнение «Загадки»;

4.Упражнение «Чувства-антонимы»;

5.Упражнение «Шифровка»;

6.Подведение итогов занятия.

10

«Почему люди злятся?..»

Дать понятия «раздражение», «злость», «гнев». Научить определять своё эмоциональное состояние, замечать и контролировать свои импульсивные агрессивные поступки.

1.Упражнение-активатор «Я вижу»;

2.Упражнение «Толкалки»;

3.Упражнение «Нарисуй свой гнев»;

4.Упражнение «Солдат и тряпичная кукла»;

5.Упражнение «Ипподром»;

6.Подведение итогов занятия.

1.Упражнение-активатор «Импульс»;

2.Упражнение «Угадай прикосновение»;

3.Сказка «Чудо-Кактус»;

4.Упражнение «Подарок»;

5.Подведение итогов занятия.

11

«Спокойствие, только спокойствие»

Научить воспитанников приемлемым способам выражения гнева.

1.Упражнение–активатор «А я еду»;

2.Упражнение «Рисунок гнева»;

3.Упражнение «Кричалки-шепталки-молчалки»;

4.Упражнение-релаксация «Драка»;

5.Упражнение «Менялки»

6.Упражнение «Подарок»;

7.Подведение итогов занятия.

1.Упражнение-активатор «Мотор»;

2.Упражнение «Кулак»;

3.Упражнение «Узкий мост»;

4.Упражнение «Как чихает слон»;

5.Подведение итогов занятия.


Задание 6. Составьте перечень принципов диагностики и выявления творческих способностей детей, которые педагог должен учитывать в своей работе.

Выявление и развитие творческих способностей детей, поддержка одаренных – одно из главных направлений в деятельности педагога. Обучающиеся в процессе освоения общеобразовательной программы, творческой деятельности, участия в творческих конкурсах и фестивалях демонстрируют свои творческие способности, проявляют одаренность в той или иной области искусства. По результатам диагностики уровня освоения программы, на основе карты учета личностных качеств обучающихся, учета творческих достижений, мониторинга участия в концертах, конкурсах, фестивалях формируется информационный банк одаренных детей с целью отслеживания их дальнейшего личностного и профессионального самоопределения.

1. Первый признак наличия творческих способностей у ребенка – его высокая познавательная активность. Для того чтобы выявить творческий потенциал ребёнка и его творческие способности рекомендуется наблюдать за ребёнком на занятиях, в игре, отмечая следующие моменты:

- предпочитаемые виды занятий, игр; - самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью к взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе потребовалась);

- отношение ребёнка к процессу творчества (эмоциональная окрашенность, увлечённость);

- инициатива (в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе средств);

- реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность);

- использование источников информации и выразительных средств (виды, предпочтения, разнообразие, адекватность замыслу).

2. Творческий потенциал ребёнка рекомендуется оценивать по следующим параметрам (Дж. Рензулли, Р. Хартман).

▪ Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы;

▪ Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы; ▪ Свободно высказывает своё мнение, иногда настойчиво и энергично отстаивает его;

▪ Склонен к рискованным действиям;

▪ Обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов, систем;

▪ Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые другим не кажутся смешными;

▪ Чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические характеристики вещей
, предметов;

▪ Не боится отличаться от других;

▪ Не принимает авторитарных указаний без критического изучения. Необходимо фиксировать не только наличие или отсутствие этих параметров, а попытаться различить степень их выраженности (очень слабая, слабая, средняя, сильная, очень сильная). Так можно составить общее представление о творческом потенциале ребёнка.

3. Диагностика творческих способностей детей имеет свои особенности: - игра, тренинги, творческие задания являются основными методами;

- для получения более точных результатов необходимо исключить учебную мотивацию;

- оценивать не столько результат, сколько процесс;

- педагог может быть участником игрового процесса;

- для снятия напряжённости обязателен настрой или подготовительный период;

- стараться не ограничивать ребенка во времени.

4.При проведении диагностики с детьми младшего школьного возраста стараться создать обстановку для индивидуального обследования, без контакта с другими детьми, т.к. у детей этого возраста есть склонность к подражанию.

5.Методы диагностики должны исключить словесное пояснение детей, т.к. их речь неадекватна чувствам. Дети чувствуют больше, чем могут сказать, понимают на интуитивном уровне.

6.С целью выявления творческих способностей детей младшего школьного возраста можно использовать следующие методики:

▪Методика оценки сочинённой ребёнком сказки (О.М. Дьяченко, Е.Л. Пороцкая).

▪Тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо).

3. Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.

▪ Творческое задание «Покажи, как двигается, говорит». Ребёнку поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографии с различными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными (например, изображение робота, обезьяны, машины, цветка, тучи, мяча, птицы, снежинки, телефона, травы, жука и т.д.). Ребенку необходимо показать, как двигается этот объект, как разговаривает.

▪ Творческое задание «Три краски». Ребенку предлагается взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешается немного дорисовать рисунок, если требуется. Предлагается придумать как можно больше названий к рисунку. По данному упражнению делаются определенные выводы о фантазии, образном мышлении и художественном восприятии.


▪ Творческое задание «Озвучь роль». Детям предлагается поиграть в театр – озвучить роли в кукольном спектакле "Рукавичка", но озвучить так, чтобы всем зрителям было понятно какой у героя характер, голос, добрый он или злой и т.д. Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей, интонационное прочувствование образа.

▪Опросник для родителей и педагогов.

7.Следует помнить, что посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования можно выявить лишь наличие творческих способностей, творческий потенциал ребенка, и практически невозможно выявить одаренность.

8.Выявление одаренности это, как правило, процесс продолжительный, связанный с анализом образовательных, личностных, творческих успехов конкретного ребенка.

9.Задача педагога как можно раньше выявить способности ребенка и создать условия для их развития; в процессе обучения по общеобразовательным (общеразвивающим) программам с помощью диагностических методик выявлять одаренных детей и обеспечивать им педагогическую поддержку. В объединении «Мастерская чудес», в процессе обучения по общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Мастерская чудес» используются диагностические методики:

Диагностика детского творчества Т.С. Комаровой. Для детей 5-7 лет.

Для анализа выявления способностей ребенка, и текущего контроля применяется диагностика детского творчества, разработанная Тамарой Семеновной Комаровой.

Диагностика детского творчества Н. В. Кленовой, Л. Н. Буйловой. Для детей 7-18 лет.

Способы проверки результатов: для детей в детском объединение, текущего и итогового контроля, применяется диагностика детского творчества, разработанная Н. В. Кленовой, Л. Н. Буйловой, сотрудниками РГПУ им. А. И. Герцена и ГОУ «СПб ГДТЮ», а также на основе индивидуальной карточки учета результатов обучения ребенка по образовательной программе дополнительного образования, данные способы проверки результатов апробированы в педагогической практике и являются инструментом оценивания компетентности воспитанников.

Педагог должен помнить, что это — еще нереализованные возможности. Главная проблема — помочь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность ядерных личностных проблем, романтизм и др.). Нужны такт, общение на равных, постоянное слежение за их творческими продуктами, юмор, периодическое подталкивание на «великие дела» и требовательность. Избегать острой и частой критики, чаще давать свободный выбор темы и режим творческой работы.