Файл: 1 Вклад философии и современных наук в развитие диалектики 1 Историкофилософская справка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


в) Принципы тождества (единства) диалектики, логики, теории познания

Принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания выражает единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, и человеческое мышление , и общество. Этот принцип приводил в некоторое смущение марксистских диалектиков. В гегелевской диалектике этот принцип воплотился (как принцип тождества мышления и бытия) со всей возможной последовательностью. В материалисти-ческой диалектике возникли трудности с его применением. Его другая формулировка – единство диалектики объективной, диалектики природы и диалектики субъективной, диалектики мышления. В такой формулировке различие разных форм диалектики признается, но не раскрывается. Когда же появляются названия трех различных теоретических дисциплин – диалектики, логики и теории познания, то становится очевидным и «принципиальным»  существование развития в различных формах. Один из предлагаемых ответов заключается в следующем: диалектика изучает проявление развития в природе, это диалектика объективного; логика изучает особенности развития в человеческом мышлении; теория познания пытается связать диалектику объективную и субъективную с помощью принципа отражения.

           г) Принцип восхождения от абстрактного к конкретному

Принцип восхождения от абстрактного к конкретному аккумулирует в себе познавательную возможность законов и категорий диалектики, он организует процесс познания. «Абстрактное» и «конкретное» имеют несколько значений. Чаще всего в повседневности абстрактное понимают как синоним понятийности, в отличие от чувственности, образности, которая, соответственно, и есть конкретное. Кроме того,  

Df: абстрактное – это отвлечение от ряда несущественных свойств и выделение основных.

 В этом смысле познание всегда абстрактно, поскольку оно обобщает, отвлекается от индивидуального, оперируя понятиями. Конкретное, соотносимое так понимаемым абстрактным, есть сама объективная действительность, где существенное и несущественное не разделены.

Абстрактное и конкретное как этапы познавательного процесса имеют другой смысл.  

Конкретное – это отражение объективной действительности в системе понятий, это теоретическое воспроизведение единства проявлений, свойств, связей предмета.


 Абстрактное – это вырванное из общей связи, общей логики развития предмета, воспроизведение какой-то одной его сторон и противопоставляющее одну сторону другим.

   Высшая форма конкретного – научная теория, типичное проявление абстрактного – «житейские» суждения. Познание происходит как движение от конкретного в действительности и конкретному в познании.

д) Принцип единства логического и исторического

Принцип единства логического и исторического помогает понять, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании.

Логическое – это теоретическое воспроизведение закономерностей реального развития.

Историческое – процесс развертывания действительности во времени во всем многообразии ее конкретных форм.

 Помимо тривиального смысла этого принципа нет прямого совпадения предмета и его реальной истории; теория – это история, очищенная от случайностей, в нем заключены идеи, связанные с пониманием возможности познания прошлого, характером предвосхищения будущих событий, способом существования общего («логического») в нашей жизни.

 Научный анализ избирает путь, противоположный объективному развитию предмета: развитая форма исследуемого объекта позволяет судить об истоках возникновения этого объекта, «анатомия человека – ключ к анатомии обезьяны». Развитая, «классическая» форма объекта – это достижение полной выявленности его структуры, доступности, «прозрачности» его внутренних связей. Предмет как бы сам «показывает» себя, открывает нам то общее, «логическое», что является законом его развития. Для своих прошлых состояний высшая стадия предмета становится своеобразной «целью». Для исследователя предмет как своеобразная осуществленность возможностей, заложенных в нем, как достижение «цели» становится инструментом изучения стадий его развития, поиском момента его возникновения. Логическое помогает нам «опознать» прошлое, в результате чего логика развития предмета и его реальная история совпадают.

Этот принцип неотделим от принципа тождества бытия и мышления в его гегелевской интерпретации: общее («логическое») начинает жить своей самостоятельной жизнью в ткани истории, на определенной стадии оно начинает рефлектировать над собой и возвращается к своим истокам с помощью рефлектирующего мышления. И хотя в материалистической диалектике этот принцип лишь указывает пути человеческому познанию истории, исследователи, пытаясь воспроизвести этот принцип во всем объеме своих смысловых оттенков, пришли к идее объективного существования логического как идеального в истории (Э.В. Ильенков).



Другой нетривиальный вывод из принципа единства логического и исторического – обращенность диалектики в прошлое, но не в будущее. «Сова Минервы вылетает в полночь» - человек не может уловить пути, направления трансформаций предмета в будущем, поскольку закономерности, «логика» его еще не сформировалась, она еще тонет в бесчисленных внешних связях – возможностях. Судить можно только о прошлом, когда мы уже имеем путеводительную нить в виде результата процесса, достигшего своего предельного смыслового развития. Попытка предвидения будущего на основе наших знаний еще не развившегося предмета, еще не устоявшейся целостности неизбежно ведет к произволу мышления. Такой вывод никак не согласовался с пафосом обращенности материалистической диалектики в будущее. Система Гегеля неотделима от его метода, идеалистическая система «притягивала» диалектику к себе, не давала ей возможности жить жизнью материального мира.

Вопрос третий. Система законов диалектики в медико-биологическом исследовании

 

Диалектическая методология познания - это всеобщая (универсальная от слова «универсум» фундаментальная база научно-исследовательской деятельности всех конкретных наук - естественных и социально-гуманитарных. Появление кибернетики с её механизмами самоорганизации, саморегуляции и самовоспроизводства стало конкретизацией в дальнейшем развитии диалектико-материалистического метода в научном анализе объектов живой природы включая (биоорганизм).

 В лице кибернетики материалистическая диалектика пополнила свою концепцию развития тезисами «самодвижение», «саморазвитие», «саморегуляция», «самоорганизация», «самовоспроизводство» и т.п. Все три закона диалектики расширили свою методологическую базу и фундаментальные векторы научного анализа во всех конкретных науках, в том числе и в медицине.

 Все три закона диалектики имеют фундаментальное методологическое значение - всеобщей матрицы - как для всех наук  и всех видов частнонаучного знания, так и медицинского познания - анализа патогенеза, этиологии и клинической картины болезни, физиологических состояний биоорганизма. Диалектико-материалистический подход в медицинском исследовании является основой формирования клинического мышления врача и студентов и аспирантов-медиков.

 Так, миссия Первого закона – «Закона противоречия» («Закона единства и борьбы противоположностей») методологически раскрывать (вскрывать, находить) источники формирования и дальнейшего развития любых процессов в природе, обществе, психике (мышлении, сознании). Теория данного закона указывает на то, что любое новообразование (любых видов материи) возникает в результате взаимодействия двух противоположностей (в физике: материя – антиматерия, гравитация – антигравитация; в химии: оксиданты –антиоксиданты, распад - синтез веществ; в биологии: наследственность – среда, энтропия – негэнтропия, гуморальные - нервные явления и т.п.).


 Поскольку вся живая природа функционирует и управляется одними и теми же фундаментальными (всеобщими, диалектическими) законами, то по этой же логической схеме болезнь (как живое, развивающееся явление биоорганизма) возникает также в результате взаимодействия двух противоположностей – повреждающего фактора и защитно- приспособительных сил организма. Более того, в случае врачебной деятельности врач должен знать конкретные характеристики обеих противоположностей (степень патогенности микроорганизмов, состояние иммунитета и т.д.). Также необходимо учитывать и тот фактор, что лекарства тоже имеют противоположное действие (терапевтическое и токсическое), что должно учитываться врачом (возможные аллергии, индивидуальная непереносимость - ещё одно противоречие между силой лекарства и непереносимостью его данным организмом).

В медицине закон противоречия - это теоретико-методологическая схема  антагонистической регуляции функции механизма поддержания гомеостаза всего биоорганизма.

            Второй закон диалектики - это «Закон развития» («Закон перехода количественных изменений в качественные) - имеет дело уже с процессами развития (в любых сферах живой материи) в соответствии с рождением новообразования по первому закону диалектики.

В биоорганизме этот закон «работает» с развивающимися патологическими процессами, а диалектические категории «количество» и «качество» дифференцируют состояние биоорганизма, соответственно, на «болезнь» и «здоровье», что указывает на различные его качества «норму» и «патологию».

В философской теории данного закона количественно-качественные изменения – это всегда результат взаимодействия «вещей и процессов», в которых количественные  «накопление»  изменения предшествуют качественным (осложнение в биоорганизме).  Студент-медик должен знать, что врач руководствуется этим диалектическим знанием для понимания степени и динамики развития патологического процесса с целью предупреждения самого момента перехода данного состояния в другое качество (то есть, предупреждения осложнения).

Необходимо также вспомнить и фармакологический аспект терапии (философское количественно-качественное понятие «мера», в фармакологии – «доза»), где имеет место во врачебном мышлении феномен действия лекарственных препаратов и дозы, а также всевозможные их комбинации и схемы.

Например, малые дозы фенобарбитала действуют успокаивающие, средние дозы – как снотворное, а большие дозы – наркотически. Это уже переход от одного состояния (из количества) в другое состояние (в качество), всецело зависящее от количественно-качествен-ного биохимического баланса (меры) лекарства.


Второй закон диалектики – количественно-качественные преобразования в развитии биоорганизма – в теории общей патологии рассматриваются как теоретическая схема рекомбинационных преобразований как одного из механизмов жизнедеятельности биоорганизма и его компенсаторно-приспособительных реакций (Саркисов с.511).

В третьем законе диалектики – «Законе эволюции» («Законе отрицания отрицания») –  сконцентрирована центральная проблема диалектики – теория эволюции живой материи, так закон отрицания отрицания раскрывает механизм  эволюции начавшегося процесса развития.

 Третий закон диалектики отображает не только преемственность и скачкообразность переходов возросшего количества в новое качество, но поддерживает заданную (I и II законами) трансформацию и вектор этих переходов. Кроме того, третьим законом диалектики систематизируется линейность и нелинейность всего процесса развития.

В конечном счёте, считают ученые, «закон отрицания отрицания является не только одним из всеобщих законов диалектики, но как бы синтезирует в себе и другие законы диалектики и в этом смысле в какой-то мере совпадает с диалектическим методом в целом» (Абдеев, с.283).

           Примеры: Биологические противоречия

1)      Как и во всех науках в биологии и медицине идёт конкретизация трех

диалектических законов при анализе нормо- и патогенеза.

 

Закон противоречия в диалектике

(I закон диалектики):

 

Закон противоречия в биологии
(идёт конкретизация I закона диалектики):

- основной закон всего живого:

 всё живое в материальном мире
 рождается и существует на основе
 двух противоположностей -
 созидания и разрушения

 

- основной закон жизни биоорганизма: любые реакции и процессы биоорганизма складываются из двух главных противоположностей созидания и разрушения (гипо- и гипертонуса и т.п.)

 

                                     – патофизиолог Д.С. Саркисов: «Диалектическое единство этих двух

                                        противоположностей представляет собой основное внутреннее

                                        противоречие процесса жизнедеятельности и его главную движущую